Личностно ориентированный урок. "В чем смысл жизни?" (по сказкам "Премудрый пискарь" и "Пропала совесть" М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Выяснить причины обращения писателя к сказкам.
  2. Показать своеобразие сказок.
  3. Определить положительные идеалы, которые проповедует автор сказок.
  4. Определить в чем современность сказок.
  5. азвитие эмоционально-чувственной сферы учащихся через восприятие художественного произведения.

Оформление:

  • Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Репродукции к сказкам
  • Отзывы современников о сатире.

Примечание:

Предварительно дети получили следующее домашнее задание:

  1. Прочитать биографию сатирика;
  2. Прочитать сказки;
  3. Написать отзыв на одну из сказок.

Эпиграф к уроку:

I. Сказки могучей по своей мысли,
забавны и вместе с тем
трагичны по своему ехидству,
очаровывают своим языковым
совершенством.

А.В.Луначарский

II. Жить для тебя – тлеть,
Жить для семьи – гореть,
Жизнь для людей – светить.
Народная мудрость.

I. Организационный момент.

Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу. …А что пожелаете вы мне ?Спасибо. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечного света , свежесть и красоту белого снега. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир.

II. Работа с портретом писателя.

Обратимся к портрету М.Е .Салтыкова-Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя?

  • Сочетание суровости, твердости и подлинной доброты.
  • Портрет писателя производил сильное впечатление на современников:

– А.В. Луначарский с восхищением писал: “Вчувствуйтесь в это изумительное лицо. Какая суровость! Какие глаза судьи! Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!

– Мариэтта Шагиян: “…несравнимо сильнее всех книг Щедрина подействовал на меня его портрет…Из-под густых бровей и тяжелых надбровий прямо в глаза вам смотрит отчаянный почти безумный в своей горечи, какой-то вопрошающий вас взгляд – взгляд великого русского писателя…”

  1. Салтыков-Щедрин бывал и резок и колюч , но за внешней раздражительностью скрывались необычайная требовательность к себе и другим, огромная внутренняя деликатность, сердечность, большая и глубокая порядочность.

III. Целеполагание.

Творчество Салтыкова-Щедрина…

Мы только прочитали биографию, определили веки жизни.

Сегодня у на первый урок по его творчеству.

Прочитайте тему урока. Какие цели мы должны сегодня поставить на уроке? (ребята называют цели, а потом читают цели урока, поставленные учителем и записанные на доске с обратной стороны)

  • В чем смысл жизни по Щедрину?
  • В чем современность сказок?
  • Определить положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.

IV. Актуализация субъективного первичного опыта.

– Каким человеком представился вам М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, сатирик, критик, публицист?

– А в чем смысл жизни писателя?

  • Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет несомненное удовольствие. На много труднее выговаривать необходимые, но горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, нужно быть очень сильным и смелым человеком.

Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин.

Почему писатель в свои зрелые годы обратился к сказкам?

  • Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства

В 80-е годы 19 в. – это “разгул” реакции, цензурные гонения, закрыты “Отечественные записки”. У писателя, по его словам, “Отняли, скомкали и запечатали душу”.

За короткий период М.Е. Салтыков-Щедрин создал книгу сказок. Они были напечатаны с многозначительным подзаголовком “для детей изрядного возраста”

Почему изрядный возраст?

– Для кого это были сказки?

V. Этап актуализации обогащаемого опыта.

Работа над литературными терминами (ребята делятся на две группы)

1 группа получает карточку с заданием:

1.Сказка как жанр и ее признания.

2.Найдите признаки сказки в “Премудром пискаре”

2 группа. Дать определение и соотнести понятие:

VI. Этап актуализации закрепляемого опыта (анализ сказок)

  • Есть у М,Е. Салтыкова-Щедрина прекрасная сказка “Пропала совесть”; это одна из первых его сказок

Какое главное слово в заглавии? (совесть)

– Что такое, по – вашему мнению, совесть?

  • В словаре Ожегова: “Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми”.

– У кого в руках побывала совесть? Как изменился человек?

– Почему совесть оказывается в руках ребёнка?

  • Чистая душа, не испорченная светом, бережно потечет по жизни…

– А что случится, если совесть пропадет?

– О чем сказка “Пропала совесть”?

  • Это сказка о морали общества, где все нравственные категории извращены. Здесь совесть превращена в “негодную тряпицу” , от которой каждый стремится избавиться.
  • АНАЛИЗ СКАЗКИ “ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ”

– Сообщение ученика об эпохе написания сказки.

  • В эту мрачную эпоху реакции писатель – сатирик своими произведеньями напоминал современникам о человеческом достоинстве и совести, о мудрости истиной и мнимой.

– Каков смысл названия сказки?

Подберите к эпитету “премудрый” синонимы (умный, мудрый, толковый…); антонимы (глупый, неумелый…)

  • Итак, “премудрый” в устах автора звучит насмешливо, язвительно.

– А почему пискарь, а не пескарь? (от слова писк).

– Какой завет оставил пискарь – отец своему сыну? (“гляди в оба”).

– Что это значит? (это предостережение, напоминание о необходимости устраниться от жизненных опасностей и невзгод, заботится о себе, о своем благополучии).

  • АССОЦИАТИВНАЯ РАБОТА

– А какие заветы оставляют своим детям другие отцы герои классических произведений русской литературы?

(Петр Гринев: “Береги платья снову, а честь смолоду”.

Молчалин: “Угождать всем людям без изъятья…”

Чичиков: “… больше всего береги и копи копейку, копейка не выдаст”).

– Итак, три разных завета, к какому их этих “заветных слов” ближе всего поучение старого пискаря “гляди в оба”?

(Жизненная позиция пискаря не совпадает до конца ни с одной)

– А какой завет оставил М.Е. Салтыков-Щедрин своему сыну? (Учись и будь честен)

– А с какими пословицами перекликается завет “Гляди в оба” (Моя хата с краю ничего не знаю”, “Уши выше лба не растут”, “С сильным не борись”)

  • Во всех этих пословицах проповедует мораль приспособленчества , мораль рабов. Конечно следуя этим пословицам, можно легче прожить, только будет ли такая жизнь достойной?

– Какую жизнь провел пискарь , следуя этому завету? (работа с текстом)

– Итог жизни пискаря? Какие мысли посещают его перед смертью? (зачитать текст)

  • Финал сказки звучит трагически. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита напрасно, впустую.

Исправить уже ничего нельзя.

– Какой влажный нравственный урок содержит эта сказка?

  • Поставлены важнейшие нравственные проблемы, остро волнующие людей во се времена: в чем смысл жизни, назначение человека, к каким идеалам стремиться, как жить?

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству.

– А в чем смысл жизни нашего современника? (обращение ко второму эпиграфу)

Вывод: В жизни человек испытывает большую радость, если он кому-то помог, кого-то спас или просто пожалел. Все-таки смысл жизни– жить не только для себя и для своих близких, но и для людей.

Домашнее задание: Поскольку у всех разные точки зрения, дома вы напишите миниатюру: “В чем смысл вашей жизни?”

VII. Интеллектуальная рефлексия.

Перед вами “лестница достижений”. На какой ступени вы видите себя, оцените себя за работу на уроке.