Первые киевские князья

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

1. Образовательная:

  • совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся;
  • формирование опыта творческой, проектной деятельности.

2. Развивающая:

  • формирование ИКТ компетентности;
  • развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

3. Воспитательная:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • воспитание интереса к предмету через различные формы работы.

Задачи урока:

  1. Знакомимся с деятельностью первых русских князей.
  2. Учимся делать сложные обобщения, работать с материалами Интернета, выделять главное, давать характеристику историческому деятелю.
  3. Выясняем как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства.

Задачи, стоящие перед учеником:

Шаг 1. Знакомство с критериями оценки.
Шаг 2. Найти по ссылке документ в Интернете. Прочитать текст.
Шаг 3. Ответить на вопросы.
Шаг 4. Заполнить таблицу в тетради.
Шаг 5. Сделать вывод по шаблону, набрать его в электронном варианте.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютерный класс, где все машины имеют выход в Интернет.

Пояснительная записка.

Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В процессе работы над темой урока учащиеся проводят исследовательскую работу по наполнению его содержания, что позволяет продолжить формирование высокой информационной и общей культуры, ценности совместного труда, повышение активности и самостоятельности учащихся. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, а в будущем, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков.

Ход урока

Задачи урока реализуем поэтапно (см. Приложение).

Шаг 1. Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки.

Критерии оценки.

На оценку «3» – заполнение таблицы.

На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.).

На оценку «5» – все сделано.

Шаг 2. Деление учащихся на пары для работы за компьютером. Предоставление ссылок для работы в Интернет-сети.

Материалы Интернета:

Князь Рюрик

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик

Князь Олег

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Олег_Вещий

Князь Игорь

http://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь_Рюрикович

Княгиня Ольга

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Княгиня_Ольга

Князь Святослав

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Игоревич

Шаг 3. Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля.

Используя материалы Интернета, попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи.
  2. Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат?
  3. Каковы были отношения с Византийской империей?
  4. Каковы были отношения с восточными соседями?
  5. Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению?

Шаг 4. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося с материалом Интернета (ответы на вопросы, указанные в Шаге 3)

Таблица. Деятельность первых русских князей.

Линия сравнения Имя князя (княгини)
1. Краткие сведения о личности.  
2. Укрепление власти киевского князя.  
3. Отношения с Византийской империей.  
4. Отношения с восточными соседями.  
5. Итоги правления  

Шаг 5. Предоставление шаблона вывода, на который будет опираться учащийся.

Шаблон вывода.

Имя князя (княгини):

  1. Позиция – оценка исторического персонажа (Я считаю, что ... ).
  2. Обоснование – обобщенные аргументы, подтверждающие позицию (потому что …/ так как…).
  3. Пример (Например, им было сделано следующее…).
  4. Следствие (Это привело к…/ Следствием чего стало…).

Шаг 6. Предоставление шаблона слайда, на котором учащийся должен оформить свой вывод.

Проводится проверка заполнения таблицы по каждому из киевских князей, обсуждение выводов, получившихся в классе.

Подводится итог занятия.

Список использованных ресурсов:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик – википедия, материалы о Рюрике.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Олег_Вещий – википедия, материалы об Олеге.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь_Рюрикович – википедия, материалы об Игоре.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Княгиня_Ольга – википедия, материалы об Ольге.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Святослав_Игоревич – википедия, материалы о Святославе.