Обычное рисование с помощью необычных приемов

Разделы: Работа с дошкольниками


Список ключевых слов.

  • Тычок – рисование жёсткой полусухой кистью.
  • Оттиск – отпечаток чего – либо.
  • Монотипия – на половине бумаги рисуется часть изображаемого предмета, затем раскрашивается краской, а после лист складывается пополам для получения отпечатка.
  • Граттаж – натирание свечой листа бумаги, наносится тушь жидким слоем, затем изображение выцарапывается палочкой.
  • Кляксография – набирается гуашь пластиковой ложечкой и выливается на бумагу.
  • Набрызг – краска разбрызгивается на бумагу кистью.
  • Тиснение – под рисунок накладывается шаблон с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.
  • Тычкование – тупым концом карандаша заворачивать квадрат из бумаги, придерживая края руками, затем приклеивать его на основу, придерживая карандашом.

Рисование является одним из любимых детских занятий. Создавая изображения, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это дает возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость за свои достижения. Рисуя то, что его волнует и интересует, ребенок получает уникальную возможность выплеснуть на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. У детей 2–3 лет сильные чувства могут быть вызваны новыми яркими впечатлениями (молния, движущийся поезд, новая игрушка). Если же новое впечатление позитивно и эмоционально окрашено, то оно охватывает ребенка; малыш очень дорожит им и хочет испытать его снова. Изображения предмета или явления позволяет ребенку ещё и ещё раз пережить то, что его когда то взволновало. Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы позволить ребенку возвращаться к этим переживаниям до тех пор, пока они не перестанут его волновать; создать благоприятные условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

Авторы в своей работе большое внимание уделяют нетрадиционным художественно-графическим техникам. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Работу в этом направлении воспитатели начинали с таких техник как: рисование пальчиками, ладошкой, тычок жесткой полусухой кистью.

Программа Т.Н.Дороновой “Радуга” в разделе “Как рисовать и лепить с детьми” для детей 2–3 лет, кроме традиционных изобразительных материалов предлагает использовать цветную тушь. Для работы с тушью вместо кисточек применяются тычки. Их можно изготовить, прикрепив кусочки поролона нитки палочкой. Для детей этого возраста – это целое открытие: рисовать тушью по ткани. Можно использовать новую ткань, а можно и любую ветошь, не забыв подложить клеёнку под ткань. На занятии воспитатель показывает детям способы работы с изобразительным материалом, подробно комментируя свои действия: “Я хочу сделать красивое полотенце для куклы Кати и буду рисовать тушью на ткани. Ткань я положу на клеёнку. В одной руке у меня тычок, а другой рукой я придерживаю ткань. Я обмакну кончик тычка в тушь красного цвета и прилажу его в нескольких местах в середине полотенца. Потом я вновь обмакну тычок в краску красного цвета и приложу его в одном уголочке, потом в другом. А теперь вы сами украсите свои полотенца красивым рисунком, чтобы кукла Катя обрадовалась такому подарку”. Прогладив высохшую ткань утюгом, её можно затем стирать и использовать в качестве салфеток, каких-либо детских принадлежностей для использования в детских играх.

По окончании работы обыгрывается ситуация, в ходе которой кукла получает подарки, благодарит детей.

Для детей четвертого года жизни рисование является одним из любимых занятий. Рисуют они искренне и самозабвенно то, что их интересует и волнует. При этом дошкольники вовсе не стремятся добиться сходства с предметом, явлением, образцом. Ведь для ребенка гораздо важнее передать своё отношение к изображаемому предмету. Ребенок, рисуя то, что он хочет и как хочет, дает своим чувствам и обретает душевное равновесие. Рисование – продуктивный вид деятельности. Свою работу можно показать другим и получить одобрение. При этом ребенок чувствует себя созидателем и испытывает гордость. Ведь в этом возрасте любой результат вполне удовлетворяет его.

В работе с детьми 3–4 лет программа “Радуга” (Т.Н.Доронова) рекомендует использовать нетрадиционные методы работы – навесные настенные планшеты, установка валиков с рулонами бумаги; использование на участке заостренных палочек для рисования на влажной земле, снегу, песке.

Воспитатели на занятиях предлагают детям украшать цветной тушью салфетки, носовые платки, майки, носки, платья для кукол, кукольные постельные принадлежности. По окончании работы педагог обязательно проглаживает рисунок по ткани горячим утюгом. Обучение детей работе цветной тушью осуществляется на основе личной заинтересованности каждого ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов показали, что к пяти годам дети начинают осознавать свои собственные чувства, настроение и способны откликаться на их проявления у других. Ученые считают, что в процессе воспитательно-образовательной работе с детьми этого возраста не следует затормаживать процесс воспитания чувств, напротив – надо стремиться форсировать их развитие.

Авторы статьи разделяют данную точку зрения и считают, что особое место в решении этой сложной проблемы принадлежит изобразительному искусству. Большинство детей пятого года жизни по-прежнему любят рисовать. Мальчики любят рисовать машины, военную технику, героев мультфильмов. Девочки рисуют домики с красивыми цветами, кукол в красивых платьях и с большими бантами. На пятом году жизни у ребенка происходит постепенное переключение интереса и внимания на результат его деятельности, качества того, что он создает и это стимулирует ребенка к дальнейшему обучению.

Авторы статьи постарались на этом возрастном этапе создать в группе условия для самостоятельных занятий рисованием: навесные настенные планшеты, валики с рулонами бумаги. Специальными педагогическими приемами побуждали детей к более совершенному и выразительному изображению тех предметов, которые они уже рисовали: учились смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, помогали овладевать приемами раскраски и дорисовки уже созданного рисунка. Авторы старались способствовать проявлению и реализации в рисовании индивидуальных интересах и предпочтениях детей. На занятиях использовали лоскутки ткани, наклеенных на бумагу (“преврати свой лоскуток в лес, речку, облака, домик, дорожку…”)

Для детей шестого года жизни программа “Радуга” Т.Н.Дороновой рекомендует один из интереснейших приемов работы акварельными красками – рисование по сырой бумаге.

В начале работы воспитатель показывает детям рисунки или иллюстрации в детских книгах, выполненные с помощью этого приема. Внимание детей обращается на содержание рисунков (природа, животные, детёныши животных, птицы). Педагог подчеркивает достоинства этого приема – благодаря сырой поверхности бумаги контур растекается; шерстка зверька приобретает неровную поверхность и возникает эффект пушистости.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли работа, выполненная таким приемом рисования. Получив положительный ответ, предлагает самим нарисовать по сырой бумаге и объясняет, что лучше это сделать акварельными красками.

В ходе занятия педагог показывает и поясняет последовательность и приемы работы: сначала смочить поверхность бумаги водой (используется ватный тампон, широкая кисть, кусочек губки). Затем на увлажненную поверхность наносится контур изображения, прорисовываются все необходимые детали, элементы. При объяснении очень важно подчеркнуть, что должно быть умеренность в увлажнении поверхности бумаги (перед работой нужно отжать тампон, кисть, губку). Но при этом ещё и сказать, что слабое увлажнение поверхности бумаги так же не создаст нужного эффекта.

Дети, выслушав объяснения и показ приемов работы, рисуют самостоятельно. Воспитатель помогает им добиться нужного эффекта в создании изображения (по мере необходимости), подбадривает тех, кто не очень уверенно себя чувствует.

Обучение приемам работы осуществляет до тех пор, пока все дети не научатся пользоваться ими.

Интересны для детей рисования краской гуашь с добавлением клея ПВА, рисование на листах бумаги с наклеенными на них небольшими кусочками ткани – “дорисуй сам”.

Таким образом, использование в работе с детьми нетрадиционных методов рисования, рекомендованных программой Т.Н.Дороновой “Радуга”, позволило педагогам расширить спектр деятельности по изобразительному искусству. Это рисование цветной тушью, использование навесных настенных планшетов, лоскутной ткани для дорисовывания; рисование по сырой бумаге, краской гуашь с добавлением клея ПВА, применения тычков вместо кисточек; установление валиков с рулонами бумаги; использование на участке палочек для рисования на влажной земле, снегу, песке.

В своей работе авторы используют и методику Н.В.Дубровской “Рисунки спрятанные в пальчиках”. Автор этой методики считает что, проще всего обучать ребенка, основываясь на уже знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Что ребенок видит каждый день, и что для него становится обыденным и привычным? Всегда – в первую очередь видит свои пальчики и ладошки. Обведя ладошку ребенка, пытаемся вместе понять: на что похож контур ладошки? С двухлетними детьми авторы провели знакомство с собственной ладошкой: “какая красивая ладошка у деток! У ладошки есть пальчики. Они разные: большие и маленькие”. Использование в работе пальчиковой гимнастики помогло воспитателям интерес у детей, поощрить их желание работать с пальчиками, сжимать и разжимать кулачок, повторять за педагогом слова потешки.

“Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папа
Этот пальчик – мама
А этот пальчик – я
Это вся моя семья”.

Много всего можно сделать своей ручкой, ладошкой. Мы держим в руках ложку, кушаем. Мы пытаемся одеваться, помогая себе ручками, пальчиками. А ещё кормим кукол, катаем машины, рассматриваем картинки в книгах – всё делаем при помощи наших пальчиков. Далее, после такого знакомства, продолжили дальнейшее знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности. Объяснения, использование игровой ситуации на показ вызвали у детей интерес к рисованию, получения необычного, нового изображения. Ребенок видит, что контур руки напоминает что-то знакомое. Дети видят в одном и том же контурном рисунке разные предметы: ежа, дерево, речку, листочек. А если добавить к контуру какие-нибудь детали, то можно получить необычный рисунок. Конечно, в этой работе ведущая роль принадлежит нам, педагогам.

Такие рисунки, спрятанные в детских пальчиках или ладошках очень интересны детям. Выполнение таких заданий послужит толчком для обучения детей рисунку по замыслу.

Когда ребенок воспринимает предмет, то главным для него является форма, которая помогает выделить один предмет среди других. Форма в рисунке ограничена линейным контуром. Художник, изображая предмет, идет от наброска основной формы. Дошкольнику этот путь изображения труден. И для него проще рисовать предмет последовательно часть за частью. Такой способ приемлем для ребенка, облегчает его работу.

В ходе работы с детьми мы пришли к выводу: необходимо постепенно учить детей выполнять рисунок от общего наброска. Одним из приемов такого рисования может служить серия “рисунки, спрятанные в пальчиках”, где общим для понимания всей формы предмета выступает контур детской ладони.

От возраста ребенка зависит стиль изложения, комментарии взрослого по представлению образа. В младшем возрасте внимание ребенка неустойчиво, поэтому рассказ педагога совпадает по времени с моментом восприятия. А вот детям более старшего возраста мы предлагаем наблюдать самостоятельно, и предоставляем им возможность самим давать характеристику объекта.

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании. Вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с карандашами и красками, научить приемам проведения прямых, округлых, замкнутых линий – вот наша основная задача, задача педагога, работающего с детьми этого возраста. Взрослый на этом этапе сам обводит карандашом ладошку ребенка, вызывая его интерес.

Дети средней возрастной группы пока не могут изобразить правильно предмет, хотя хорошо понимают смысл рисования. В ходе работы они сами пытаются найти сходство контура ладошки с любым предметов.

В работе с детьми мы, воспитатели, обращали внимание ребенка на изображение округлых или многоугольных форм, которое требует развитой координации движений, а так же способности в нужный момент изменить направление движения руки, создавая угол или замыкая линию в начальной точке.

С возрастом ребенок приобретает больше знаний, опыт его значительно расширяется: он учится находить и передавать в рисунке сходство предмета по признакам. Дети уже сами обводят контур ладошки и могут выбирать наиболее интересное расположение его на листе бумаги.

В подготовительной к школе группе дети уже овладели навыками рисования предметов по памяти и воображению.

Задачи педагога на данном этапе такие:
– учить ребенка передавать в рисунке свои впечатления об окружающей действительности;
– развивать композиционные умения (умение располагать ладошку на листе бумаги в зависимости от характера формы и величины);
– развивать аналитическое мышление (умение выделять общие признаки, которые присущи предметам одного вида и индивидуальные особенности, которые отличают один предмет от другого).

Дети в этом возрасте не только самостоятельно обводят контур ладошки, но и придумывают новые образы.

Занятия по данной методике мы проводим в игровой форме, так как игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы. Активность детей связана с их эмоциональным подъемом, что естественно усиливает познавательный интерес.

Перед проведением занятия мы всегда продумываем, как построить и дать объяснение творческой задачи, чтобы привлечь внимание детей к объекту наблюдения, помочь выявить его качество, вызвать определенные чувства. На занятии стараемся, чтобы дети проявляли больше самостоятельности, замечали главное, выделяя отдельные элементы. Использование художественного слова вносит в занятие разнообразие, вызывая живой интерес дошкольников. Темы занятий могут быть следующие: “Листок”, “Одуванчик”, “Куклы в театре”, “Деревья: большие и маленькие”, “Кленовый лист”, “Ёжик”, “Кошечка”, “Рыбка”, “Петушок”.

Большое значение при организации таких занятий отводится предварительной работе с детьми, которое включает в себя:

  1. наблюдение на прогулке за объектами живой природы
  2. рассматривание листьев различных деревьев, цветов; чтение художественное литературы, рассказывание сказок, использование пальчиковых игр, беседы на разные темы
  3. сравнение кленового листа с формой ладошки, засушивание листьев деревьев: березы, клёна, тополя, липы
  4. наблюдение за домашними животными, рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий.

Младшим дошкольникам интересно рисование такого вида, как тычок жесткой полусухой кистью. Чтобы получить изображение, ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон и получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Когда всё высохнет, дети стараются погладить получившегося котенка или ёжика, найти ласковые слова для них.

В работе с детьми трехлетнего возраста мы используем такие виды художественно-графической техники, как: оттиск пробкой, оттиск печатки из картофеля, обрывания бумаги, скатывание бумаги.

Чтобы получить изображение оттиска пробкой, ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Точно так же оттиск наносится на бумагу, когда ребенок получает изображение оттиск отпечатка из картофеля. На таких занятиях важен эмоциональный настрой воспитателя, умение заинтересовать детей, в их присутствии сделать из обыкновенной картофелины отпечатку. Темы таких занятий разные: “Побежали ножки по дорожке”, “Цветы на клумбе”, “Травка”, “Воздушные шары”, “Помидоры”. Цвета используем разные, только для получения другого цвета меняется мисочка с краской и пробка.

С удовольствием используем в работе с детьми обрывание бумаги. Педагог клеем рисует то, что хочет изобразить, а дети отрывают от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски и накладывают с помощь взрослого кусочки на клей. Получается крупный мохнатый паук, большой медведь, ласковая кошечка, собачка, охраняющая дом, принцесса из Жёлтого королевства.

Трогательные забавные персонажи получаются при использовании такой техники, как скатывание бумаги. Не забывая об игровом моменте, ребенок мнет в руке бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарики разного размера. Бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Получаются маленькие ягодки, горошки, корм для птичек, цветочки. Можем получить комочки и побольше, чтобы сделать красивое облако, яркое солнышко, важного снеговика.

В работе с детьми четырех лет с удовольствием используем оттиск поролона, пенопластом, печатками их ластика, смятой бумагой, восковые мелки плюс акварель, свечу плюс акварель.

На занятиях для работы в технике “Оттиск” необходимы следующие материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью; плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона и пенопласта, печатки из ластика, смятая бумага, акварель, кисти, свеча.

Вместе с детьми увидели, что способы получения изображения оттиском поролона, пенопласта, печатками из ластика, смятой бумагой – одинаковы: дети прижимали поролон, пенопласт, ластик, смятую бумагу к штемпельной бумаге с краской и наносили оттиск на бумагу. Для изменения цвета меняли мисочку с краской и печатку.

С детьми фантазировали: что может получиться из того или иного оттиска? Получались забавные колобки, спящие ёжики, грибы шампиньоны. Подрисовав к оттиску линии, получали такие изображения как заборы, флажки, мостики через речку, домики с крышей, пенечки, кроватку для кукол, гаражи для машин.

Когда на занятиях с использование свечи, восковых мелков и акварели был достигнут конечный результат, то дети почувствовали себя волшебниками. Как это так: нарисовали свечой или восковыми мелками на листе белой бумаги, а затем закрасили всё акварелью сначала в один цвет, а далее в несколько цветов… и получилось волшебство! По желанию детей очень часто рисовали в свободное время, вечером; в летнее время – на прогулке. А затем эти работы дарили родителям и малышам.

С детьми от пяти лет делали работу посложнее: печать по трафарету, монотипия предметная, “Знакомая форма – новый образ”, “черно-белый граттаж”, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, тычкование.

Средствами выразительности в работе были: точки, пятно, цвет, линия, фактура, штрих, контраст, изменчивость знакомой формы, симметрия.

В своей работе использовали материал: плотную бумагу разного цвета, тампон из поролона, трафареты из прозрачной плёнки, гуашь, кисти, простой карандаш, различные предметы, которые можно обводить, свеча, жидкое мыло, палочки с заточенными концами, пластиковая ложечка, трубочка, нитка средней толщины, кусочек жесткого картона, листья разных деревьев, цветные карандаши, рифленый картон, губка, клей ПВА, журнальная и газетная бумага.

Печать по трафарету нашим детям была уже знакома, так как был уже знаком способ получения изображения. Только теперь ребенок наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета.

А вот с монотипией предметной знакомились. Чтобы получить изображение, складывали лист бумаги вдвое и на одной его половине рисовали половину изображаемого предмета (предметы выбирались симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывался пополам для получения отпечатка. Эта техника заставляла детей спокойно и терпеливо делать работу, радоваться и удивляться конечному результату.

Очень нравится детям такая художественно-графическая техника как “Знакомая форма – новый образ”. Здесь любой выбранный предмет обводи карандашом, дорисовывай и превращай, во что тебе хочется. Даже можешь разуться и обвести свою ступню на бумаге. А если к стене прикрепить ватман, то можно по очереди обвести себя с другом. Здорово!

Чтобы сделать черно-белый граттаж, нужно потрудиться: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь жидким мылом, либо зубной порошок. Когда высохнет – палочкой выцарапывается рисунок.

С кляксами, обычно, дети стараются не дружить: не любят их. Наши кляксы хорошие и рисунки с ними мы назвали кляксографией. Делали их с детьми специально, набирая гуашь пластиковой ложечкой, и выливали на бумагу. Сколько было пятен, клякс! Сверху на этот лист накладывали ещё один и прижимали. Затем аккуратно снимали и смотрели: на что похоже. Далее работала детская фантазия: одни видели в своих работах героев мультфильмов, другие лес, третьи – персонажи из сказок. Дорисовывали недостающие детали и кляксы становились полезными – такая красота из них получилась! А можно ещё на кляксу дуть из трубочки, но только так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. Тоже здорово!

Когда делали работы в технике “Набрызг”, то позволяли себе побаловаться, но только чуть-чуть: дети набирали краску на кисть и ударяли кистью о картон, который держали над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Осенью, во время прогулки, с детьми любуемся осенним пейзажем, совершаем экскурсии в лес (небольшой лес находится недалеко от детского сада). Детям нравится собирать осенние листья, засушивать их. Затем эти листья используются в технике “Отпечатки листьев”. Дети покрывают листок дерева красками разных цветов, затем прикладывают его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев дорисовываются карандашом, краской или фломастером.

Графическая техника “Тиснение” проста и интересна. Ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Можно использовать в работе шаблон. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.

Чтобы освоить технику “Тычкование”, нужно очень хорошо потрудиться: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его на клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вынимает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Помощь педагога при освоении такой техники просто необходима, но только в начале. Затем дети, как правило, справляются самостоятельно. Ведь они становятся старше, получается всё делать лучше и к шести годам багаж детей пополняется такими видами нетрадиционной художественно-графической техники, как цветной граттаж, монотипия пейзажная.

Средствами выразительности являются – линия, штрих, цвет, пятно, изображение пространства в композиции.

Используемый материал: цветной картон, свеча, широкая кисть, гуашь, палочка с заточенными концами, бумага, кафельная плитка, губка.

Цветной граттаж. Со способом получения изображения наши дети уже знакомы. В данном случае лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом, и точно так же рисунок процарапывается после высыхания.

Монотипия пейзажная детям очень интересна. Способ получения изображения следующий. Лист складывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение (отпечаток). Пейзаж изображается очень быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии так же можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносили рисунок краской, затем накрывали влажным листом бумаги. Пейзаж получался размытым.

Все перечисленные художественно-графические техники находят большое применение в детском творчестве, развивая фантазию, мелкую моторику, детское воображение, вызывая радость, восторг общения, положительные эмоции.

Использование нетрадиционных художественно-графических техник в работе с детьми дало свои результаты. Наши дети радовали своими работами родителей, сотрудников детского сада – дарили им подарки, в которые вложили свое творчество, умения, искренность и любовь.

Для родителей неоднократно оформляли выставки детских работ, которые радовали своей необычностью, яркостью. А коллективная работа! Они заставляли чувствовать рядом друзей, испытывать восторг от происходящего, радоваться конечному результату. Работы наших детей участвовали в конкурсе проектов, во Всероссийском конкурсе проектов, посвященных 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Это направление в изобразительной деятельности позволило детям чувствовать себя раскрепощенными, развить творческие способности, воображение, мышление, почувствовать себя настоящими художниками и созидателями.

Список литературы.

  1. Доронова, Т.Н., Соловьева, Е.В., Якобсон, С.Г. “Воспитание, образование и развитие детей 2–3 лет в детском саду” – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2008 – 185 с.
  2. Доронова, Т.Н., Гербова, В.В., Гризик, Т.И. “Воспитание, образование и развитие детей 3–4 лет в детском саду”: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе “Радуга” – М.: Просвещение, 2004 – 207 с.
  3. Доронова, Т.Н., Гербова, В.В., Гризик Т.И. “Воспитание, образование и развитие детей 4–5 лет в детском саду”: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе “Радуга” – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2008. 175 с.
  4. Доронова, Т.Н., Гербова, В.В., Гризик Т.И. “Воспитание, образование и развитие детей 5–6 лет в детском саду”: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе “Радуга”. – М.: Просвещение, 2006. 191 с.
  5. Дубровская, Н.В. “Рисунки, спрятанные в пальчиках”. Наглядно – методическое пособие. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2003. 32 с.
  6. Доронова, Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе “Радуга”. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. 160 с.