Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование умения пользоваться ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова
  • обогащение словарного запаса
  • расширение представлений детей об окружающем мире
  • воспитание любви к природе
  • воспитание дружеских отношений в совместной работе

Оборудование:

  • картинки с изображением осени, бельчонка
  • плакат с изображением мягкого знака
  • карточки со словарными словами
  • карточки со словами, в которых пишется
  • мягкий знак
  • рисунки детей
  • учебник для 2 класса " Русский язык" А.В. Полякова
  • магнитофон

Ход урока

I Организационная часть.

- Добрый день, дети! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга и всем подарите улыбку. С таким хорошим настроением начинаем урок.

II Сообщение темы и цели урока.

- У нас на уроке гость. Догадайтесь, кто это.

Я волшебник. Захочу -
Появляюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква (ь)

- Правильно. Это веселый человечек ь. Он рад, что вы его узнали. Посмотрите, как ь вам улыбается. Он будет смотреть, как вы научились распознавать и писать ь в конце и середине слова. Это и есть тема нашего урока. Прочитайте тему.

(на доске тема: упражнение в написание слов с ь на конце и в середине слова)

-Постарайтесь порадовать нашего гостя хорошими знаниями и умениями.

- Нашему гостю очень интересно, что вы о нем знаете?

- ь знак не обозначает звуков

- пишется на конце и в середине слова

- Если не обозначает звуков, то может он и не нужен совсем?

(служит для обозначения мягкости согласных звуков)

III Минутка чистописания.

- Откройте тетради. Повторим написания ь.

Посмотрите на доску, в тетрадь на образец. Напишите. Остановитесь на секунду. Посмотрите еще раз на образец. Продолжите. Подчеркните 3 самые красивые буквы.

IV Словарная работа.

1)- Мягкий знак пришел не один, с ним еще одна гостья. Послушайте стихотворение и отгадайте время года:

Кричит ворона в небо: кар-р!
В лесу пожар! В лесу пожар!
А было просто очень:
В нем поселилась (осень)!
Е. Интулов

- Осень взяла с собой рисунки, где вы ее нарисовали. Посмотрите их.

- А почему вороны кричали "пожар"?

(деревья стоят в разноцветном наряде, листья желтые, красные, коричневые, похожи на цвет огня)

Сравнивается осень с пожаром в лесу.

- Напишите в тетрадь слово "осень"

- Какая орфограмма в этом слове?

-Придумайте однокоренное слово. (Осенний)

- Почему эти слова однокоренные?

- Слова разделите на слоги, для переноса, поставьте ударение.

- Какие еще слова с ь встретились в стихотворении? ( Очень, поселилась)

2)- Осень взяла с собой братьев: осенние месяцы. Назовите их.

Запишите их (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Что общего во всех словах? (ь на конце)

- Роль ь в этих словах? (обозначение мягкости согласных)

V Проверка домашнего задания.

- Какое домашнее задание выполняли? (составить по вопросам рассказ об осени и подчеркнуть слова с ь)

Прочитайте.

VI Закрепление.

1) Работа над предложением.

- Кто это? (бельчонок)

- Составьте предложение. Друг другу скажите свое предложение.

Наш гость ь придумал такое предложение, давайте его запишем.

Рыжий бельчонок спрятался в ельнике.

- Подчеркните орфограммы, назовите слова с ь. Для чего нужен ь?

-Найдите и подчеркните главные члены, второстепенные члены. Обозначьте части речи.

"Бельчонок" - назовите твердые согласные, мягкие согласные, какие буквы, кроме ь, служат для обозначения мягкости согласных? (е, ё, ю, я, и)

Звуко-буквенный анализ слова "ельник".

Физминутка для глаз

2)Игра "Отгадай слово"

  • ...ьки(коньки,пеньки,деньки,мальки)
  • .ень(день,пень,лень)
  • .ель(щель,мель,цель)
  • ..ль(ноль,соль,моль,роль,пыль,боль)

- По одному слову запишите в тетрадь, подчеркните ь.

3)Работа по учебнику.

- Откройте учебнике на стр 65, упр 118. Прочитайте задание.

- Что произошло?(добавили слог "ки")

- Что произошло с ь? (стоял в конце, стал в серединке, спрятался)

- Напишите две строчки, подчеркните ь.

Взаимопроверка.

Физминутка под музыку.

Дети свободно кружатся под музыку и говорят слова:

Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся  (приседают)
И под ногами шуршат,
Шелестят(водят руками по полу влево, вправо)
Будто опять закружиться хотят.

4) Самостоятельная работа (в парах)

- Возьмите карточки. Прочитайте предложения и где надо, вставьте ь.

Наступила золотая осен_.
Стоят_ теплые ден_ки.
На бол_ших пнях растут опята.
Вот мелькнул_ пушистый хвост_.
Это мален_кая лисич_ка.
Весело в такую пору бродит_ в лесу.

Взаимопроверка.

VII Подведение итогов.

- Что понравилось на уроке?

- Какие трудности были?

Выставление оценок.

VIII Домашнее задание.

Упр. 118 выполнить до конца.

Придумать и записать 1 предложение об осеннем месяце.

  • 1 ряд - о сентябре.
  • 2 ряд - об октябре.
  • 3 ряд - о ноябре

IX Рефлексия.

- Волшебник ь очень вами доволен. Вы хорошо потрудились на уроке, но у него к вам просьба: помочь осени украсить деревья разноцветными листочками. А чтобы деревья стали не просто красивыми, а волшебными, каждый напишет на листочке любое слово с ь в конце или в середине и прикрепит к дереву.

- Давайте прочитаем эти слова.