Урок литературного чтения в 3-м классе "Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Актуализировать имеющиеся знания. Пробудить познавательную активность. Сопоставить изученный материал с известными знаниями.
  2. Развивать критическое мышление, читательские умения.
  3. Формировать у учащихся собственное отношение к изучаемому материалу, навык самооценки.
  4. Воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование: “обложки” по темам, жанрам; карточки-таблицы для каждого учащегося; карточки для составления “синквейна”; печатные листы с биографией Л.Н.Толстого; компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие).

2. Повторение пройденного.

(Первая стадия – “Вызов”)

Методический прием “Корзина понятий, имен”.

(На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом)

– Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? (слова выписывают на доску)

Предположительно это:

– Проведем логические цепочки, это нам поможет рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Методический прием “Кластер”

img2.gif (2860 bytes)

– В чем различие художественных и научно-познавательных рассказов?

(Художественный – вызывает чувства, научно-познавательный – сообщает факты).

– Назовите:

1 – художественный рассказ, написанный Л.Н.Толстым; 2 – научно-познавательный.

Проверка домашнего задания:

  • Пересказ (подробный) рассказа “Зайцы”. (Обговорить критерии для анализа пересказа (самооценка) – подробно сообщить факты о героях-зайцах).
  • Для всех учащихся – самостоятельная работа. Задание: заполнить таблицу.

Критерии – кратко сообщить факты.

Таблица 1

Виды зайцев

Чем кормят

Кто их враги?

Как спасаются

лесные озимями Охотники, собаки, волки, лис. путают следы
полевые хлебными зернами Вороны, орлы. путают следы

Проверка (самоанализ работы по выбранным критериям):

по образцу;
на экране.

Вывод: Рассказ “Зайцы” научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.

Мотивация – Надо ли детям читать такие рассказы?

Метод “Чтение с пометками”.

(Обращение к портрету)

– Мы прочитаем автобиографию Л.Н.Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.

V – уже знал

+ – узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).

б) Проверка (озвучивание помет).

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

Физминутка (под мелодию “мой ласковый и нежный зверь”).

3. Работа над новым материалом.

(Стадия “Осмысление”)

Методический прием “Предположение”.

– Мы продолжим чтение рассказов Л.Н.Толстого.

– Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки льва и собачки со стр.учебника).

Вывод: о животных.

– Почему Л.Н.Толстой мог так назвать своё произведение “Лев и собачка”?

– Что может произойти в рассказе с таким названием?

Чтение учителем. Методический прием “Чтение с остановками (2 остановки).

Задание до чтения:

1. Оопределить, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный?

2. Ответить на вопрос: Что поразило (вопрос во время чтения на доске или на экране).

  • Чтение 1 части со слов “С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?”

После 1 остановки вопрос – отзыв:

– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

– Как он к ней относился?

Методический приём “Дерево предсказаний”

Проводим по методу “Мозгового штурма” (в группах).

На группу дается 3 листочка. Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по “Дереву предсказаний”.

На стволе дерева название темы. Дети выращивают ветки.

1 уч.группа: Что будет дальше?

2 уч.группа: Чем закончится рассказ?

3 уч.группа: Как могут развиваться события после финала?

Проверка: обмен мнениями.

  • Чтение 2 части (до слов “Хозяин хотел унести мертвую собачку).

– Какие у вас возникли чувства?

– Что произойдет дальше?

  • После чтения рассказа.

Какой это рассказ (доказать, что художественный).

Что поразило?

Повторное аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику.

  • Чтение, сопровождается построением схемы.

Стадия “Рефлексия”.

Вывод:

– Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

(Вызвать чувство сострадания, доброты)

Итог: составление “синквейна” (каждым учеником): карточка.

1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.

Например:

1. Рассказ;
2. Художественный, интересный;
3. Вызывает, составляет, учит;
4. Художественный рассказ вызывает чувства;
5. Сострадание.

Домашнее задание: выразительное чтение.

Приложение