Игра для старшеклассников "Ярмарка народных промыслов"

Разделы: Химия


Обеднели мы красотою,
Из жилищ, из утвари,
Из нас самих, из задач
наших ушло всё красивое.

Н.Рерих.

Цели и задачи игры:

  1. Познакомить учащихся с географией и химией народных промыслов Центральной России; их историей, особенностями технологии и художественной целостностью.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся и содействовать возникновению и развитию интереса к традициям культуры, быта, научным знаниям и в целом – к познанию.
  3. Воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний; культуру поведения, общения друг с другом в процессе деятельности.
  4. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Мы приглашаем вас на весёлую ярмарку народных промыслов. Что это такое? В толковом словаре русского языка С.Ожегова слово “ярмарка” означает большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно и то же время. Самое главное на ярмарке – это торг и товар. Ваш товар — знания, и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Вот, посмотрите на них. (Схема торговых рядов составлена на плакате)

1-ый торговый ряд “Русские картинки” (приветствие команд)
2-ой торговый ряд “Коробейники”
3-ий торговый ряд “Кот в мешке”
4-ый торговый ряд “Черный ящик”
5-ый торговый ряд “Экспериментальный”
6-ой торговый ряд “Заморочки из бочки”
7-ой торговый ряд

“Лавка химических загадок” (игра со зрителями)

На ярмарке вы увидите работы народных умельцев всего Подмосковья и срединной России. Особенность нашего края – разнообразие занятий населения. “Голь на выдумку хитра” – говорилось прежде.

Красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось: ком глины превращался в печной горшок, забавную игрушку; береста с обломленной бурей березы в очаровательный кузовок. Русские умельцы отменно знали материал и использовали его. Владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души.

Входят двое ведущих в русских народных костюмах.

1 ведущий:

2 ведущий:

Умельцами, талантами,
Россия славилась всегда,
И мастерство умельцев русских
Мы не забудем никогда.
Из века в век
Из года в год
Бережёт традиции народ.

1 ведущий:

Жива традиция,
Жива – от поколения старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего
И потому принять изволь
Из наших рук и хлеб, и соль.

(Передают с поклоном жюри хлеб с солью)

Выходят два скомороха в костюмах.

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Народное гуляние!
Торопись, честной народ.
Всех Вас ярмарка зовёт.

2 скоморох:

Что за праздник?
Что случилось?
Просто ярмарка открылась! Шутки, смех со всех сторон,
Музыкальный перезвон.

1 скоморох:

Пусть открывает праздник наш
Весёлый шумный перепляс.

Участниками исполняется русский народный танец.

Первый торговый ряд "Русские картинки"

2 скоморох:

Эй, народ, не толпись у ворот,
Праздник начинаем
В зал участников мы приглашаем!

(В зал под музыку входит команда "Дымковские игрушки", свистят свистульки, в руках глиняные фигурки).

1 ведущий:

Да, такие свистуны
Нам на ярмарке нужны
С чем пожаловали вы?
Что на ярмарку вы принесли?

Выступление команды: Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!
Привезли мы на базар,
Раздиковинный товар!
В этот теплый славный день
К нам пожаловал олень,
Вот свистульки,
Конь игривый –
не поймать его за гриву.
Все игрушки непростые –
Все из Дымкова, родные!

2 ведущий:

Товар на вид уж больно простоват
Слышь, в народе говорят:
Фигурки из глины просто лепить,
Кого хотите удивить?
Может, с виду фигурка и проста
Для того, кто не видит мастерства.
Мешали красную глину
В избушке, трудясь до утра,
Умельцы гончарного круга
И глиняных дел мастера.
Глину в печи обжигали,
И глазурью её покрывали,
А чтобы корочку стеклянную получить,
Обязательно с химией надо дружить!
Оксид железа нам послужит,
Коль желтый цвет игрушке нужен.
Если оксид марганца добавляем,
То глазурь коричневую мы получаем.
А чтобы состав зелёным стал,
Нужно, чтоб оксид меди помогал.
Если все мы оксиды смешаем,
Глазурь разноцветную получаем.

2 ведущий:

Да, товары высший класс!
Не задерживаем Вас!

1 ведущий:

Ну-ка, хлопаем в ладошки,
К нам приехали матрёшки.

(В зал под музыку входит команда "Матрёшки")

1 ведущий:

И скажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Что за чудо, эти краски,
Словно взятые из сказки?

Выступление команды: Зрители дорогие,

От друзей секретов нет:
Мы, матрёшки молодые,
Нам ещё всего сто лет.
Чтоб портрет матрёшки был готов,
Нужны руки мастеров.
Точит мастер заготовку,
Точит так старательно,
Чтобы форму обрела
Втулка обязательно.
Станет деревяшка сказкой,
Ведь рисуют анилиновою краской.
Расписная, яркая, игривая,
Каждая матрёшка по-своему красивая.
Не зря в народе говорят:
"На ярмарке матрёшки нарасхват".

1 ведущий:

В зале гости улыбнулись,
Значит, им команды приглянулись.
Жюри, ещё разок на них вы посмотрите
И выступленье каждой оцените.

Второй торговый ряд "Коробейники"

Коробейник:

Тары – бары – растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват.

Подходит к командам с подносом, на котором разложены различные изделия: шкатулки, сахарницы и т. д. Участники команд достают из них вопросы и громко зачитывают.

Вопросы:

  1. Расскажите о современной технике изготовления изделий из Гжели.
  2. Как появилась Палехская лаковая миниатюра?
  3. Расскажите об изготовлении хохломских изделий?
  4. Что вам известно о жостовском промысле?

Знатоки рассказывают о промыслах. Если рассказ окажется неполным, право ответа получает вторая команда (приложение №1).

1 скоморох:

Знает Бог, в котором годе
То ли Сидор, то ли Фрол
Во саду ли, в огороде
Балалайку изобрёл.
Сделал корпус треугольный
Да с ладами сделал гриф,
Чтоб летел по свету вольный
Балалаечный мотив.

Балалаечник:

Как возьму я балалаечку свою!
Заиграю так, что сам не устою.

(Ученик исполняет на балалайке "Коробочку")

Жюри объявляет результаты двух конкурсов.

2 ведущий:

Продолжаем мы программу:
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму,
Удивительных потех.

Третий торговый ряд "Кот в мешке"

2 скоморох:

Вот мешочек Вам, друзья
Счастье попытайте!
Коль найдете там вопрос
Сразу отвечайте!

(Вопросы см. в приложении № 2)

2 ведущий:

В песнях радость, в песнях горе
В песнях и весельице
Только в песнях нахожу
Сердцу утешеньице.

Группа девочек исполняют русскую народную песню.

Жюри объявляет результаты 3-го конкурса.

1 ведущий:

Да, смекалка хоть куда,
Справились с заданиями без труда,
Только рано расслабляться,
Будем снова состязаться.

Четвертый торговый ряд "Черный ящик"

Скоморох выносит черный ящик.

1 ведущий: Задание для команды "Матрёшки":

В этом ящике находится оксид. Известно, что это пигмент черного цвета, имеет состав ЭО. Нанесённый на поверхность фарфорового изделия, при обжиге сплавляется с глазурью и образует ярко-синие силикаты.

Фарфоровую посуду, с синим рисунком, все хорошо знают. Это мейсенский фарфор, а в России – знаменитая гжельская посуда. Что это за оксид?

2 ведущий: Задание для команды "Дымковские игрушки":

В 1830 году в Пермской губернии был открыт минерал зелёного цвета, который назвали волконскоитом в честь Марии Николаевны Волконской, жены декабриста Сергея Волконского.

Из газетной хроники известно, что из этого минерала получают стойкую зеленую краску, неповторимого свежего тона. Французский художник Пабло Пикассо пользовался этой зелёной краской и специально выписывал её из России.

Минерал представляет собой глину, пропитанную оксидом, состава Э2Оз. Помимо живописи, этот оксид широко применяется при росписи фарфора. Что это за оксид?

Пятый торговый ряд "Экспериментальный"

1 ведущий:

Вот новая трудность на вашем пути:
Огнём испытание надо пройти.
Видишь, впереди "вулкан",
Ты его пробудишь сам!

Ученик проводит опыт "Вулкан" — разложение дихромата аммония при нагревании

2 ведущий:

Зрелище славное: искры столбом.
Браво! Кто может сравниться с тобой?

Ученик: Кто может дать объяснение этому "чуду"?

1 скоморох: А вот ещё чудо! Перед нами радуга!

1 ведущий:

Цвета у растворов
Пленяют дивной красотой:
Один – пронзительно-зелёный,
Другой – небесно-голубой,
А третий в желтизне неистов,
Четвертый – цвета аметистов.

2 ведущий:

Ну-ка, команды, вы напрягитесь,
Быстро подумайте, не ошибитесь:
Что красоту придаёт такую
Этим раствором на радость людскую?

К опыту: "Все цвета радуги"

7 колб с растворами: Голубой – ионы меди (II ),

зелёный – ионы никеля (II),
розовый – ионы кобальта (II),
тёмно-жёлтый – ионы железа (III), фиолетовый – перманганат-ион,
жёлтый – хромат-ион,
оранжевый – бихромат-ион.

1 скоморох: (обращается к командам, дает лотки с реактивами)

Эксперимент осуществляйте! Минеральные краски получайте! Своих позиций не сдавайте!

Опыт для команды “Матрёшки”.

Для получения баритовых белил в одну пробирку прилейте по 1 мл растворов сульфата натрия и хлорида бария. Напишите уравнение наблюдаемой реакции.

Опыт для команды “Дымковские игрушки”.

Для получения бременской голубой краски в пробирку прилейте по 1 мл растворов сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Напишите уравнение наблюдаемой реакции.

(Команды выполняют опыт).

1 скоморох:

Есть деревня – чудеса!
Расписная Хохлома,
Всех порадует наряд,
Ну-ка, ложки, встаньте в ряд!

(Мальчики играют на ложках)

Делают выводы по эксперименту. Жюри объявляет результаты 4-го и 5-го конкурсов.

Шестой торговый ряд "Заморочки из бочки"

2 ведущий:

Что ж, ребята, молодцы,
В самом деле, удальцы,
Посмотрите на картинку:
Нарисована корзинка.

1 ведущий:

Мастерица, что плела эту корзинку, очень торопилась и не заметила, что на лентах были написаны названия химических элементов. При плетении корзины часть букв оказалась закрытой.

Разгадайте, какие элементы были написаны на лентах.

1-ая команда по вертикали; 2-ая команда по горизонтали (см. приложение 3)

1 скоморох:

Эй, капитан, что повесил нос
Есть для вас задание-вопрос.
Праздник продолжается, поединок начинается.

2 ведущий: Химическая номенклатура – это условная (и довольно сложная система) по которой даётся название соединению. Одно и то же вещество в зависимости от выбора номенклатуры может называться по-разному. В столбике (на магнитной доске) приведены названия некоторых химических соединений, принятые в технике и быту. Подберите к ним их "химические синонимы".

Задание для капитанов команд:

Задание для капитана команды "Дымковские игрушки":

- киноварь, гипс, глинозём, малахит, железный сурик;

Задание для капитана команды " Матрёшки ":

- поташ, мел, белая сажа, поваренная соль, цинковые белила.

1 ведущий:

Жюри с команд глаз не сводит,
Итоги конкурсов подводит.
Уж не будем им сейчас мешать,
А предлагаем вам загадки отгадать.

Седьмой торговый ряд "Лавка химических загадок"

(Игра со зрителями)

Скоморохи читают загадки:

Лепят разные вещицы
(глина мягче пластилина),
Обжигают, чтобы сделать её "каменной",
из глины получается ...

(Керамика)

В горах далёких ШаоЛинь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали ...

(Фарфор)

Обычно белый, как мука,
От йода я синею.
Но как боюсь я кипятка!
В нём сразу стану ... клеем.

(Крахмал)

Прославлен всеми письменами.
Металл, испытанный огнём
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нём.

(Золото)

Жюри объявляет итоги игры. Награждение победителей

2 ведущий:

Трудись, покамест служат руки
Не сетуй, не ленись, не трусь,
За все твои дела и муки,
Тебе спасибо скажут внуки,
Тебе спасибо скажет Русь!

1 ведущий:

Пусть всех весёлый ветер дразнит,
Нам жить без праздников нельзя.
Не уходи из сердца праздник,
До новых праздников, друзья!

Презентация 1

Презентация 2