"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа


Пусть слово живое твой разум
и душу разбудит, введёт тебя
в мир красоты.
З.И. Романовская

Введение

У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью, имеет свой определённый глубокий смысл, характер, корни, имеет друзей, родственников. Слово-живое. Изучение тайны слова - творческое исследование слова - способствует приобщению детей к Миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.

Творческое исследование состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка и обсуждение проблемы.

Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его звучало зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто:
Прелесть слова в летописи роста.
(Юлиан Тувим)

Только в приобщении детей к Миру Слов возможно свободное и правильное употребление слов в речи учащихся.

2 этап. Информационный.

Знакомство с понятием системы языка, с основными разделами языкознания, в частности, с разделами лексикологии: многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимия, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Составление алгоритма творческого исследования слова.

3 этап. Творческое исследование.

Работа с каким-либо словом - исследование функционирования слова в разных разделах языкознания. Учащиеся характеризуют слово с точки зрения основных особенностей изученных разделов языкознания.

4 этап. Презентация.

Выступления учащихся со своими работами. Анализ результатов работ учащихся.

Определение целей дальнейшей работы.

Постановка проблемы.

Низкий уровень языковой культуры детей. Несоблюдение норм литературного языка.

Причины.

  • Не изучается природа и значение слова.
  • Нет интереса к изучению истории языка.
  • Нет привития любви к родной речи.

Цели:

  • Повышение уровня языковой культуры школьника.
  • Искоренение из речи ненормативной лексики.

Задачи:

  • Исследовать слово в разных разделах языкознания.
  • Вызвать интерес к изучению истории языка, к истории своей Родины.
  • Воспитывать любовь к родной речи.

План реализации:

  1. Проведение уроков по лексикологии (изучение разделов языкознания).
  2. Чтение рассказов, стихов. Анализ содержания прочитанного.

Ресурсы:

  • Толковый словарь
  • Этимологический словарь
  • Словарь фразеологизмов
  • Словарь синонимов
  • Словарь антонимов
  • Произведения русского устного народного творчества
  • Стихи
  • Рассказы

Продукт: Осознанное использование слова в потоке связной речи учащегося, в речевом творчестве; соблюдение норм литературного языка.

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

1.В. Синицын. Путь к слову. М., 1996г.

2.Г.Александрова. Занимательный русский язык. "Тригон" Санкт-Петербург, 1998г.

3.И. Голуб. Путешествия в страну слов. " Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997г

4.Этимологический словарь русского языка. С - Петербург, 2004 г.

5.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и др., М, 2001г.

6.Фразеологический словарь русского языка. М., 2004г.

7.Ж-л "Педагогическое творчество" №1 - 2005 г.

8.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. М., Издательство "Первое сентября", 2000г.

9.Родная речь. Голованова М.В. 2 кл., М. "Просвещение",2005г.

10.Русская азбука. М. "Просвещение", 2005г.

11. Романовская З.И. Живое слово. Учеб. для 3 кл. М. : Просвещение, 1997г.

12. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи. 2 класс.- Ростов н/Д: "Феникс", 2003г.

13. Волина В. В. Праздник Букваря.- М.: АСТ-ПРЕСС,1995г.

14.Л. П. Успенская, Л.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить.М., "Просвещение"-АО "Учебная литература", 1995г.

15. Литературное чтение Учебник для 2 класса в двух частях. Часть первая. М.. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003г.