Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Разделы: Литература


Не то, что мните вы, природа…
Ф.И. Тютчев

Человека не может занимать природа;
он связан с нею тысячью нерасторжимых нитей.

И.С. Тургенев

Тип урока: творческая лаборатория.

Концепция усвоения материала: ассоциативно-рефлекторная.

Преобладающий метод: эстопсихологический, творческий.

Перспективная цель урока: нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самовоспитания.

Непосредственная цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов.

Образовательные цели:

1. Пробудить интерес к поэзии;

2. Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений;

3. Учить понимать настроение, чувства поэтов;

4. Учить инсценированию, готовить доклады-сообщения, рецензии ответа.

  • Развивающие цели: создать условия для сотрудничества; совершенствовать эстетический вкус учащихся.
  • Воспитательная цель: воспитывать желание совершенствовать свою речь, воспитывать любовь к Родине, родному краю.
  • Эстетическая цель: учить видеть и слышать красоту русского языка.
  • Психолого-дидактическая цель: развивать ассоциативно- образное мышление у учащихся.
  • Дидактические задачи: совершенствовать навыки анализа поэтического текста на основе эстопсихологического метода, учить выразительному чтению поэтического текста, формировать потребность в чтении стихов.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений.

Оборудование урока: портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета; репродукции картин-пейзажей русских художников; картины-фотографии природы (мультимедиа), музыкальные произведения (“Времена года” П.И. Чайковского, др.).

Словарь:

1. Рифма - совпадающие, созвучные окончания двух или нескольких стихотворных строк;

2. Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель в своем произведении;

3. Лирика - род литературы; лирика отражает переживания, чувства, мысли автора литературного произведения в связи с жизненными впечатлениями, обстоятельствами;

4. Автор - создатель литературного произведения.

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

1) Звучит отрывок из симфонии П.И. Чайковского “Времена года”.

Слово учителя: “ Вы услышали музыку великого П.И. Чайковского “Времена года”.

(показ репродукций картин-пейзажей русских художников, картин-фотографий природы (мультимедиа).

Вы видите репродукции картин-пейзажей русских художников, картины-фотографии природы, портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Попробуйте определить тему урока.

(Ребята отвечают: “Природа в стихотворениях Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета”, другие ответы).

Да, ребята, тема урока: “Родная природа в стихотворениях русских поэтов”.

(Учащиеся записывают тему в тетрадь).

Учитель: “Сегодня на уроке мы узнаем…Продолжите, ребята!”.

(Примерные ответы учащихся:

“Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения; какие картины природы рисуют поэты; какую роль играют эпитеты, сравнения в стихотворениях; как построены стихотворения; чем отличаются стихотворения; что изображается в стихотворениях, др.).

“На уроке мы узнаем, кто лучший чтец, кто сумеет точнее передать настроение поэтов, какой прием создает настроение стихотворения, др.

Ребята, какой эпиграф вы бы предложили к теме урока?

Посмотрите строчки стихотворений поэтов и выберите”.

(Школьники читают, выбирают и записывают).

(Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа…
Ф.И. Тютчев

Человека не может занимать природа;
он связан с нею тысячью
нерасторжимых нитей.
И.С. Тургенев

(Учащиеся записывают эпиграфы в тетрадь).

Итак, представим себе, что мы находимся в творческой лаборатории. В конце урока мы должны ответить на вопросы:

“Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”

2. Проверка домашнего задания (задания были даны группам и учащимся):

1 сообщение:

Родная природа, родина… Это слово заставляет дрожать невидимые струны в душе каждого из нас. В нем все то, что особенно дорого: бескрайние просторы степей и глубокие ущелья гор, величие старых дубрав и просторная гладь озер и рек… Печаль, радость, боль, гордость - в одном коротком, удивительном слове…

Писатели и поэты во все времена посвящали родине, красотам родной природы лучшие строки своих произведений: и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, Я.П. Полонский и Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.Есенин и А. Блок…”

Рецензия ответа:

Ученик: Ответ (называет имя) достаточно полный, она (он) сумел донести до нас чувства поэтов Золотого и Серебряного века, воспевавших красоту родной природы.

3. Работа групп в творческой лаборатории.

Учитель: “А сейчас каждая группа получит задание. Напоминаю, что в конце урока мы должны ответить на вопрос: “Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”

Задания группе “Лингвистов”

1. Прочитайте стихотворение Якова Петровича Полонского “Посмотри - какая мгла…”.

2. Какую картину рисует Полонский?

3. Какова композиция стихотворения?

4. Какой прием создает настроение стихотворения?

5. Какую роль играют эпитеты?

Задания группе “Любители словесности”

1. Прочитайте стихотворение Я.П. Полонского “ По горам две хмурых тучи…”.

2. Что общего в стихотворениях Полонского, посвященных пейзажам, и чем они отличаются?

Задания редколлегии

1. Подготовьте газету, используя подготовленный материал.

2. Какие чувства вызывают стихи поэтов?

3. Разместите в газете свои наблюдения, вывод.

Задание группе “Литературоведы”

1. Какие чувства ты испытываешь к стихотворениям поэтов? (сочинение-миниатюра)?

Напиши на доске.

Задание группе “Эстетов”

Индивидуальное задание

1. Напиши письмо поэтам, передай в нем свое отношение к их произведениям, посвященным родной природе.

Задания группе “Эстетов”

1. Близки ли вам строчки Ф.И. Тютчева, А.А. Фета о красоте родного края?

Прочитайте любимые строчки(3-4).

2. Какие чувства преобладают в них?

Задания группе “Лингвистов”

Индивидуальные задания

1. Какие ассоциации возникли при чтении стихотворений?

2. Чем отличается настроение лермонтовских произведений?

4. Физминутка “Сад чувств” (проводит ученица(к).

Цель: тренировка ума и активизация чувств. Достижение творческой сосредоточенности.

  • Сядь в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.
  • Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви. Заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок. Сажаешь новые цветы и кустарники, самые разные.
  • Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, потаенный звук глубокого покоя. Этот покой обновляет твои чувства.
  • Ты ощущаешь благоухание роз, жасмина, лилии и множества других цветов: сильный, как крепкий кофе, запах земли.
  • Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, медленно открой глаза.

5. Ответы групп и учащихся.

После каждого ответа рецензия и оценка.

6. Рецензия ответа.

Алгоритм рецензии на ответ учащегося (группы)

1. Внимательно выслушай того, кто отвечает.

2. Оцени ответ по следующим показателям:

1) последовательность ответа;
2) полнота, глубина ответа;
3) Языковая культура (наличие речевых ошибок).

3. Отметь положительное в ответе и выскажи в корректной форме свои замечания по ответу.

4. Как вы оцениваете ответ группы? (если проверяем работу группы).

На доске - таблица, в которой фиксируются результаты ответов групп.

  Оценки Рецензия ИТОГ
1-я группа      
2-я группа      
3-я группа      
4-я группа      
5-я группа      

Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

В течение урока - выставление оценок учащимся с обоснованием.

Игра в течение урока: “ Кто получит больше жетонов за ответы в течение урока - тот выиграл”.

Ш. Подведение итогов урока.

Смотри вывод на доске (читает ученица).

Учитель: “Спасибо Вам, ребята, за работу. Мы ответили на вопросы, которые поставили перед уроком. Заполните анкеты, выразите свое отношение к работе групп, выскажите свои впечатления”.

Домашние задания каждой группе.

1. Написать сочинение-миниатюру “Тема родной природы в стихотворениях русских поэтов”.

2. Выучить 1 стихотворение наизусть (по выбору).

3. Анализ стихотворения (по выбору) (по алгоритму анализа поэтического текста).

За 1 минуту до звонка - музыка “Времена года” П.И. Чайковского, показ картин природы; учащиеся заполняют анкету.

Звонок

Учитель: “Спасибо за урок, ребята!”

Анкета

  • Рефлексия (групповая)
  • Каждая группа заполняет анкету.
  • Комфортно ли вам было работать вместе?
  • Как бы вы хотели изменить работу группы, чтобы результат стал лучше?
  • Какую оценку каждый из вас поставит группе за работу. (Выбранный вариант обведите в кружок)
1. Актуальна ли тематика урока?

2. Насколько каждый этап урока способствует личностному росту?

3. Какой этап урока вам больше понравился?

4. Какая группа лучше справилась с заданием?

12345

12345

12345

12345