Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Подготовка к ЕГЭ: работа с микротекстом на примере алгебраических задач"

Разделы: Математика, Русский язык


Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

  • Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН учащихся по темам «Решение задач», «Работа с микротекстом: речь и грамматика»,  «Языковой анализ текста».
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие принципов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, систематизация знаний, классификация), развитие речи, развитие эмоциональной сферы.
  • Воспитательная: воспитание культуры умственного труда, культуры поведения, сознательной дисциплины.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Форма организации урока: урок-практикум.

Структура урока:

  1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения.
  2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
  3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
  4. Творческое применение ЗУН.
  5. Контроль и самоконтроль.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Информация по домашнему заданию.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.

Ход урока

I. Организационный момент. 

Учитель математики. Сегодня мы проводим не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам.

Наша задача – доказать, что такие уроки не дань модным течениям в методике преподавания. Возможность взаимодополнения, повышение эффективности обучения.

Урок – эксперимент (время, оценка того, что получилось у нас, того, что дал этот урок вам).

Раздаточные материалы: листочки для выполнения заданий, листочки для оценки своей деятельности (заполнять на каждом этапе), оценка уроку (анонимно) – можно числом (дань математике) или текстом (дань рус. языку), черновик. (Приложение 1)

II. Вступительное слово. Знакомство учащихся с целью урока.

Учитель математики. Что нужно для того, чтобы правильно решить математическую задачу?

…….

Учитель русского языка. Решение задач требует не только собственно математических навыков и умений, но и определённой языковой культуры, хорошего владения естественным языком. Речь идёт об умении подойти к тексту задачи как к особому типу текста, то есть фактически решать традиционную лингвистическую проблему, называемую анализом текста. Иными словами, человек, приступающий к решению задачи, должен не только видеть в ней математическую проблему, но и относится к ней как  к языковому материалу, требующему лингвистической расшифровки.

Учитель математики. Действительно, непосредственно к математической деятельности относится сам процесс решения уравнений, неравенств, вычисления значений числовых выражений, тогда как способ их получения в значительной мере связан с лингвистическим разбором текста поставленной задачи. Чем лучше человек знает языковые законы и умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические модели с позиции русского языка…

Учитель русского языка. А лингвистические тексты будут служить основой для анализа этих математических моделей. И тема нашего урока:

III. Разминка.

Учитель русского языка. Заполните пропуски, правильно употребляя окончания имён числительных.

1. Запишите числовые выражения и найдите их значения.

а) Две цел… семь десят… сложить с пять… целыми трем… сот… .

б) К пятнадцат… тысячам прибавить произведение дв… тысяч сем…(сто) и вось…десят… пят… .

в) Разность квадрата минус тр… и куба минус дв… .

г) Частное от деления девят…(сто) и нол… целых сорок… пят… сот… .

2. Сравните тысяч… двести двадцать восемь с тысяч… дв…ст… двадцат… сем… .

Проверка.

Учитель русского языка. Мы повторили задание ЕГЭ А3, предупредив ошибки в образовании форм слова.

Учитель математики (Подведение итогов 1 этапа). С числовыми выражениями, а проще говоря, с примерами, человек сталкивается при первом знакомстве с математикой. Нахождением  значения числового выражения  завершается решение практически любой математической задачи. Грамотное применение числительных в устной речи, умение верно склонять их – признак культуры речи, необходимой любому современному человеку.

IV. Выполнение заданий (работа с текстом, решение задач).

Учитель русского языка. Работать с текстом задачи мы будем по принципу анализа микротекста из части А ЕГЭ по русскому языку (задания А7 – А12).

Работа с текстом задачи 1.

Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.

(1) …. (2) А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.(3)  … плот удалился от А на расстояние 24 км. (4) Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5) Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6) Ответ дайте в км/ч.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) По течению реки отправился катер.

2) Плот шёл по течению реки.

3) Из В в А против течения реки отправился плот.

4) Из А в В по течению реки отправился плот.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

1) Несмотря на это

2) В этот момент

3) К этому времени

4) Следовательно

А8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

1) которая повернула (предложение 2)

2) пристань расположена (предложение 4)

3) скорость течения равна (предложение 5)

4) ответ дайте (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое с придаточным причины

4) сложноподчинённое с придаточным условия

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова Которая из предложения 2.

1) подчинительный союз

2) определительное местоимение

3) наречие

4) относительное местоимение

А11. Укажите значение слова Обратно в предложении 2.

1) опять, ещё раз

2) в ту сторону, откуда двигались

3) на прежнее место

4) в прежнее положение

Учитель русского языка. Теперь текст задачи обрёл смысловую цельность, связность и информативность.

Учитель математики. Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики.

Для того, чтобы решить задачу необходимо:

  • понять смысл происходящего;
  • установить связь между объектами;
  • выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

Прочитайте условие задачи, обратите внимание на выделенные фрагменты текста.

Табличное представление информации позволяет упорядочить данные.

Решение задачи 1.

Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

1. Заполните таблицу.

 

S (км)

v (км/ч)

t (ч)

Плот

 

 

 

Яхта (по течению)

 

 

 

Яхта (против течения)

 

 

 

Учитель математики. Анализируя текст с позиций русского языка, мы определили последовательность действий, а также сделали акценты в следующих аспектах:

  • время движения плота («к этому времени»),
  • путь, который прошла яхта по течению и против течения (основа предложения «пристань расположена»),
  • характер движения по (против) течения (придаточное условия ),
  • объект, который двигался в обе стороны (относительное местоимение «которая»),
  • направление, в котором двигалась яхта, достигнув пункта В (слово «обратно»).       

2. Составьте и решите уравнение.

3. Запишите ответ.

Учитель русского языка. Любое условие задачи представляет собой текст, поэтому внимательность при чтении условия является предпосылкой к пониманию алгоритма и нахождению верного способа решения задачи.

Прежде чем решать задачу 2, проведём языковой анализ текста с выполнением заданий части В ЕГЭ по русскому языку.

Работа с текстом задачи 2.

Учитель русского языка. Прочитайте текст и выполните задания В1–В7, записав ответы словами (В1–В3) и цифрами (В4–В7).

(1) Митя, Антон, Гоша и Борис учредили компанию, уставной капитал которой 100000 рублей. (2) Митя внёс 20% уставного капитала, Антон – 32000 рублей, Гоша – 0,18 уставного капитала. (3) А оставшуюся часть уставного капитала внёс Борис. (4) Учредители договорились, что делить ежегодную прибыль нужно пропорционально внесённому в уставной капитал вкладу. (5) Какая сумма от прибыли в 150000 причитается Борису? (6) Ответ дайте в рублях.

В1. Укажите способ образования слова Прибыль (предложение 5).

В2. Выпишите из текста все местоимения.

В3. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью Согласование.

В4. Среди предложений текста найдите предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений текста найдите предложение с распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений текста найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений текста найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Учитель русского языка. Языковой анализ текста связан с его смысловым анализом.

Объясните, каким образом формируется уставной капитал?

…….

Как его формирование связано с распределением прибыли?

…….

Что значит: делить пропорционально внесённому?

…….

Какие синонимы к слову «пропорционально» внесены в таблицу?

…….

Учитель математики. Таким образом, мы повторили, что, в каких пропорциях внесены суммы в уставной капитал, в тех же пропорциях будут получены дивиденды. В данном контексте к слову «пропорция» можно подобрать синонимы «доля» (выразив ее в процентах) или «часть»  (выразив десятичной дробью). Задачу можно решать, используя любое из этих понятий. Поэтому заполнение таблицы и оформление решения задачи – свободное.

Решение задачи 2. (См. презентацию)

V. Контроль.

VI. Подведение итогов урока, рефлексия.

Учитель русского языка. Вспомните, с чего начался урок. Это был урок русского языка или математики?

…….

Что мы делали на уроке?

…….

Наш урок доказал возможность расширения внутришкольных предметных рамок. Обычно на одном уроке мы изучаем в основном предметные вопросы.

А в жизни – наоборот решаются вопросы разных областей знаний.

VII. Информация и инструктаж по домашнему заданию.

Учитель математики. Домашнее задание – творческое. Действия ваши будут обратными тем, которые вы выполняли  в классе.

Домашнее задание.

  • Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением: (S/12+S/16+S/24):(12+16+24). 
  • Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ.

Чувство юмора – составляющая часть здорового организма, а если в организме есть место и чувству ответственности перед грядущими экзаменами, значит, все в порядке и вы готовы ответить на следующий вопрос.

И, если ответ утвердительный или почти утвердительный, то вы улыбнетесь и нашей последней ремарке.

Использованные материалы:

  1. Крейдлин Г. Е., Шмелёв А. Д. Математика помогает лингвистике: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Шестаков С. А., Гущин Д. Д. ЕГЭ 2010. Математика. Задачи В12. Рабочая тетрадь / Под ред. А. Л. Семёнова и  И. В. Ященко, – М.: МЦНМО, 2010.
  3. Картинки и фотографии взяты из сети Интернет www.google.ru