Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • формировать умение верно определять условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять полученные знания на практике;
  • воспитывать у ребят бережливое отношение к хлебу.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Хлеб – имя существительное, все
Остальное прилагательное!
М.Алексеев

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Хорошо и образно сказал герой одного из романов писателя М.Алексеева: “Хлеб – имя существительное, все остальное прилагательное!”. Запишем это предложение в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Найдем в первой части предложения грамматическую основу. Верно: подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Как вы думаете, почему автор поставил между ними тире?

Сегодня мы выясним, когда между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире.

Рассмотрим 15 параграф учебника и познакомимся со всеми случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Работа с учебником. Ответы на вопросы:

  • при каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  • Что нужно знать о главных членах предложения, чтобы решить, ставить ли между ними тире?
  • Какое значение имеют служебные части речи при постановке тире?
  • Ставится ли тире, если подлежащее – местоимение, а сказуемое – существительное? Почему?

3. Работа с текстом (текст распечатан для каждого ученика)

Хлеб! Что может быть на свете важнее его? “Хлеб – всему голова”, - гласит народная мудрость. Хлебом-солью встречаем мы дорогих гостей.

Хлеб – это огромный человеческий труд. Это бессонные ночи, тревога у вспаханного поля, сердечная забота, как о живом существе. Так всегда было и будет.

Хлеб – это не просто колосок, выращенный в поле, это труд и пот многих людей.

Взяв его в руки, еще раз вспомним с сердечным участием о людях, посеявших, вырастивших, выпекших хлеб и положивших его нам на стол. Хлеб создается умом и мозолистой рукой земледельца. Для трудового человека хлеб – понятие не только

материальное, но и духовное, нравственное. Хлеб – символ могущества, венец труда человеческого. И поэтому он бесценен. Неизмерима цена его, хлеба!

Задания

  • Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Какова его главная мысль? Как вы понимаете пословицу, употребленную в тексте? Какие эпитеты, фразеологизмы и другие выразительные средства языка использует автор?

1 уровень. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Спишите эти предложения. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.

2 уровень. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым отсутствуют? Подберите синонимы к слову земледелец. (Земледелец, хлебороб, крестьянин, хлебопашец). Каким способом образованы эти слова?

3 уровень. Устно объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым. Вспомните и запишите пословицы о хлебе. Объясните постановку знаков препинания в них. Выделите главные члены. Чем они выражены? (Один из учащихся работает у доски, а остальные дополняют его.)

Хлеб да вода – мужицкая еда.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб да каша – пища наша.
Хлеб – имя существительное.
Хлеб – кормилец.
Хлеб – это жизнь.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Хлеб в пути не тяжесть.
Хлеб – всему венец.

4. Составление алгоритма “Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым”

  • Обозначить грамматическую основу.
  • Определить, чем выражены главные члены.
  • Посмотреть, нет ли между главными членами частиц не, как будто, словно, точно.
  • Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.

5. Применение алгоритма

1 уровень. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Пользуясь алгоритмом, поставьте тире и другие знаки препинания.

Хлеб это труд ми(л, лл )ионов людей. Он главное украшение нашего ст…ла. Хлеб сам (не) родит?ся. Выр…стить богатый ур…жай это задача хлеб…роба. Выращивать кол…с это как открывать живой роднич…к хлеба. Лодырь земл…дельцу (не) товарищ. Хлеб это поля покрытые не ч…рным пеплом а золотом спелых колосьев.

2 уровень. Пользуясь алгоритмом, найдите ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Поле пахать не рукой махать.

Жатва – трудное время для хлебороба.

Хлебное поле лучшее украшение земли. Превосходная должность быть на земле хлеборобом.

Хлеб. Жизнь. Родина. Эти слова я ставлю рядом, ибо хлеб – словно жизнь, щедрость материнского сердца.

Земля – заботу любит. Я – потомственный хлебопашец.

Нивы, родимые нивы – трудное счастье мое.

3 уровень. Работа по карточкам-заданиям.

6. Словарная минутка. (Ученик готовится заранее)

Можно ли сказать “булка хлеба”?

Такое словоупотребление противоречит нормам русского литературного языка и значению слова булка. Булка – это и есть “хлеб небольшого размера из пшеничной муки”, например: сдобная булка, купить две булки. Поэтому сочетание булка хлеба, возникшее не без влияния конструкции буханка хлеба, тавтологично.

7. На доске записано стихотворение

Хлеб в России
Пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме
Столами
Крошку бросить
Считали за грех.
И хлеб-соль –
Это русский обычай,
Словно символ
Людской доброты.

А.Коршун

  • Какие строчки стихотворения наиболее близки вам? Объясните постановку тире в третьем предложении. Какой фразеологизм использует автор в стихотворении?

8. Подведение итогов.

  • Что нового вы узнали на уроке, чему научились?
  • В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире, а в каких оно не ставится? Приведите примеры.

Домашнее задание

1 уровень. § 15, упражнение 153;

2 уровень. § 15. Выписать из фразеологического словаря фразеологизмы со словом хлеб и составить предложения.

3 уровень. § 15. Написать сочинение-миниатюру “Хлеб – всему голова”.

Карточка №1

Прочитайте текст. Объясните постановку тире. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор двух последних предложений.

Зёрна нравственности

На м…гиле моего деда уст…новле(н,нн)а гранитная плита, и на одной-единстве(н,нн)ой обтеса(н,нн)ой грани я высек: ”Мой дед хлеб резал стоя“. Он резал хлеб стоя даже на склоне лет, когда ш…л уже десятый десяток и когда мучительно трудно было всякий раз вставать на ноги. Это был обряд ув…жжения, потому что хлеб – это символ. Хлеб – это высшая мудрость.

З.Балаян

  • К какому типу речи относится данный текст?
  • Почему этот текст так называется?

Карточка № 2

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Найдите фразеологизм и объясните его лексическое значение. Подберите синонимы к слову ломоть.

Не хлебом единым жив человек, но, чтобы человек был жив, он должен иметь хлеб.

Всегда ли мы д…рожим хлебом? Всегда ли помним цену хлеба, цену того труда, к…торый вложен в его с…здание?

Помните! Хлеб это мозолистые руки рабочих, бессо(н,нн)ые ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений.

Ломоть хлеба символ жизни каждого человека, хлеб мощь государства.

Карточка № 3

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Поставьте, где необходимо тире. Объясните его постановку.

(Не)легок труд земл…пашца. Всем ветрам и ливням, всем каверзам и капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, (не)бросит где попало недоеде(н,нн)ый кусок. (С)молоду научись ценить труд других. Будь неприм…рим, если вид…шь (не)брежное отношение к хлебу. Твой главный к…рмилец народ.

Нас учат дома, учат в школе,
Что хлеб святыня для людей.
Подберите синоним к слову землепашец.

Карточка № 4

Прочитайте текст. Спишите его, вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания.

Поклонимся хлеборобу

Какое это счастье – жить в мире без войн и с хлеб…м в д…статке. Но хлеб – не манна небесная, сам по себе (не)приходит, булки в полях родят?ся только в сказке.

Хлеб – не волшебник, но все может. Ур…жай его зависит от хлебороба. Поклонимся же ему и будем чес…ны и совес…ны перед его подвигом, великим и скромным одн…временно.

Выходя из булочной с б…тоном или кирпич…ком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благ…говением, сердечным участие о руках, посе…вших, выр…стивших этот хлеб и пол…живших на стол.

  • К какому стилю относится данный текст? Почему он так называется? Найдите в тексте фразеологический оборот, объясните его значение.