Проблемы организации художественно-речевой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

Эти слова В.А.Сухомлинского явились стимулом для начала работы по исследованию организации художественно-речевой деятельности у детей. Практика работы нашего дошкольного учреждения показала, что в непосредственной организационной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности. Конечно, в этом немалая заслуга воспитателей. Они читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихи, учат элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения.

Воспитатели вызывают у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни. Однако наши наблюдения показали, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью.

Мы решили использовать свободное время от непосредственной организационной деятельности во второй половине дня для художественно – речевой деятельности детей. Были созданы и оформлены в групповой комнате специальные зоны, в которых дети в свободное время могли бы перелистывать знакомые книги, рассматривать иллюстрации, слушать сказки, записанные на диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, настольного театра.

В зоне художественно-речевой деятельности старших групп четыре уголка:

  1. Уголок книги – книжная витрина или шкаф, книжная полка, стол и стулья, иллюстративные детские книги, предусмотренные по программе для каждого возраста.
  2. Уголок иллюстраций и картин – детский столик, тематические папки и альбомы с картинами, принадлежности для рисования.
  3. Уголок технических средств – магнитофон и диски с записями знакомых литературных произведений и сказок.
  4. Уголок театра – здесь находятся различные маски животных для постановок сцен из сказок, игрушки, сделанные из однородного материала для настольного театра, куклы – перчатки для показа кукольного театра.

Наблюдение за детьми и их отношением к этой оборудованной зоне показало, что несмотря на то, что имелся необходимый материал и были отведены специальные места для организации игровой деятельности детей, они редко заходили в эти зоны.

Для того чтобы дети творчески подошли к содержанию любимых литературных произведений и научились применять это в практической деятельности – воспитатели на занятиях по развитию речи стали уделять больше внимания игровым приемам. Были проведены несколько семинаров-практикумов, консультаций и бесед для воспитателей внутри сада. Обсуждались такие вопросы, как необходимость организации зон художественно-речевой деятельности, обучение детей пользованию книгами, методика подготовки к играм – драматизациям, показу театров, использование произведений изобразительного искусства, музыки и технических средств в художественно-речевой деятельности детей.

Воспитатели на занятиях и в свободное время объясняли детям, как следует пользоваться тем или иным материалом, обучали правилам показа кукольного, настольного театра, учили, как надо пользоваться магнитофоном. Воспитатели старались закрепить и расширить знания детей о книге и о труде тех людей, которые участвуют в ее создании. С этой целью организовывались в свободное от непосредственной организационной деятельности прогулки – экскурсии в книжный магазин, в детскую библиотеку, активизировали деятельность ребят в книжном уголке, читали новые книги, организовывали беседы по содержанию прослушанного текста книги. Для обобщения и закрепления знаний провели конкурс чтецов.

Дети больше всего играли в следующие литературные игры: “Нарисуем сказку”, “Придумай сказку по рисунку”, “Угадай, кто нарисован”.

Основные цели, которые преследовались при организации литературных игр – развитие художественного вкуса детей, воображения, творческого мышления, формирование связной речи.

К концу учебного года при подведении итогов мы заметили, что деятельность детей в зоне художественно-речевой деятельности носила как индивидуальный характер, так и коллективный характер. Например, в книжном уголке дети могли индивидуально рассматривать иллюстративные книги, в то время как двое детей рисовали, а подгруппа детей под руководством воспитателя готовила новый тематический альбом. Таким образом, мы убедились, что при наличии хорошо оборудованных уголков, а так же соответствующих знаний, умений и навыков у детей можно добиться, чтобы вся группа включалась в художественную-речевую деятельность. Так же в некоторых случаях, когда дети не могут сами найти себе занятие, воспитатель должен предложить, чем заняться учитывая при этом индивидуальные черты характера каждого, их интересы, склонности и уровень знаний, умений и навыков.

В правильной организации этой деятельности вне занятий на первоначальном этапе направляющая и руководящая роль, конечно, принадлежит воспитателю. Но постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, роль воспитателя становится второстепенной, детям предоставляется большая свобода, и воспитатель только помогает им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.