Выращивание бабочек в условиях группы детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками


В дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определённых жизненно необходимых условиях и человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства.

Красота животных и растений может  рассматриваться с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

фото1

Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд, изодеятельность, рассказы детей и др.). Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.

Хочу поделиться опытом взаимодействия дошкольников с природой на примере долговременных наблюдений за живыми объектами.

Описание работы

Возраст детей: 4-6 лет.           

Продолжительность: 3 месяца.

Предполагаемый результат: вырастить бабочку в искусственных условиях.

фото2

Оборудование: 

  • контейнер для выращивания (баночка),
  • сахар, мёд,
  • гусеница.

Цели работы:

  • показать этапы развития бабочки;
  • выявить предполагаемые различия в развитии бабочек из разных по размеру гусениц одного вида;
  • продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни насекомых;
  • закрепить представление о названиях и об основных частях тела бабочек, учить видеть их характерные особенности, ввести названия бабочек в активный словарь;
  • развивать:
    • умение выделять признаки сходства и различия насекомых;
    • умение наблюдать, описывать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • способность имитировать движения бабочки (гусеницы);
    • зрительное восприятие, память, внимание;
    • эстетическое восприятие окружающего мира;
    • связную речь, активизировать и расширять словарный запас;
  • воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
фото3

Таблица наблюдений. (см. Приложение 1)

Выполнение опыта

  1. Поместить гусеницу в контейнер, положив ей несколько листочков тех растений, которыми она питается (посмотреть в атласе насекомых) и кусочек ваты для окукливания.                                    
  2. Поместить контейнер в затемненное место, не беспокоить несколько дней.
  3. После окукливания можно достать контейнер и наблюдать за тем, как бабочка будет вылупляться.
  4. После появления на свет бабочку надо кормить сладкой водой или мёдом.
фото4
фото5
фото6

Итогом данной работы стало выступление (в 2010 году) одного из воспитанников (6 лет) на 10-ой ежегодной Научно-практической Конференции в НОУ СШ «Лексис». Рассказ сопровождался презентацией.

Текст выступления ребёнка

Тема моей работы «Выращивание бабочки в условиях группы детского сада».  

Летом мы часто наблюдали на прогулках за насекомыми, особенно всем нравятся бабочки. Но лето пройдет, и бабочек не станет. Вот нам и стало интересно: сумеем ли мы вырастить гусеницу из бабочки в своей группе. Это и стало целью нашей работы. В конце лета мы нашли несколько гусениц разного вида, но особенно нам понравились такие:

фото7

Их было несколько, одного вида, но разных по размеру. Они красивые, необычные, с хвостиком. Сначала мы их рассматривали через лупу, потом посадили двух в специальные контейнеры  и принесли в группу.

В группе мы решили определить, как называются гусеницы и кто из них вырастет. Вместе с воспитателем мы взяли специальный атлас насекомых (показать атлас) и нашли наших гусениц: это Семейство ВОЛНЯНКИ (лат. Lymantriidae).

Первый день мы за ними просто наблюдали, пытались кормить травой. Потом оба контейнера мы убрали в темное место. Через несколько дней достали и увидели: большая гусеница полностью обмоталась паутиной, а маленькая только начала заматываться. Потом мы их несколько раз доставали, но не было никаких изменений. В начале зимы одна наша бабочка вылезла из кокона. Как вы думаете, которая: большая или маленькая? (Большая).

фото8

Мы стали кормить её сахаром и сладкой водой. Тогда мы ещё не знали, что волнянка живёт всего несколько дней и не может питаться нектаром, так как у нее нет длинного хоботка. А живёт она за счет запасов, накопленных гусеницей. И мы думаем, что именно поэтому наша маленькая гусеница не превратилась в бабочку – ей не хватило запасов.  На память мы оставили и бабочку, и кокон с гусеницей.

В следующий раз мы хотим попробовать вырастить из личинки майского жука или стрекозу!

фото9

Список используемой литературы:

  1. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир. Методические рекомендации. Москва, 2009.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 2001.
  3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Москва, 1995.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Цикл лекций. Москва, 2009.
  5. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Цикл лекций. Москва, 2007.