Модульный урок по обществознанию в 10-м классе по теме "Правонарушение"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Вспомнить с учащимися  понятие правонарушение, выделив его основные признаки: выражается в действии или бездействии; противоречит нормам права, имеет общественно опасный характер.
  • Рассмотреть с учащимися виды правонарушений: преступления и проступки.
  • Выделить основные причины правонарушений, а также попытаться выделить пути предотвращения правонарушений в обществе.
  • Воспитывать у учащихся правовую культуру, гражданское самосознание.
  • Способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, тестом, выделять причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное и  делать вывод.

Оборудование:

  • Л.Н. Боголюбов. Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2010.
  • Уголовный кодекс РФ.
  • Презентация к уроку.
  • Кодекс об Административных правонарушений.

Дополнительная литература к уроку.

  1. Е.А.Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. 1 часть. М., Русское слово, 2006.
  2. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, К.С.Романов. Право. 10-11 класс. М., «Вентана – Граф», 2008.
  3. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. Право. Книга !. 10-11 класс. М., «Вита-пресс», 2008.
  4. Кафедра учителей обществознания  и права. Концепция, методика, инновации. Составитель Е.А.Мавлютова. Волгоград, «Учитель» 2009.

Проблемно-познавательное задание: «Как предотвратить правонарушения в обществе?»

Ход урока

1. Мотивационный блок.

Учитель: подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права. И в этом случае мы говорим, что они поступают правомерно. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Сегодня наша задача вспомнить из курса 9 класса понятие правонарушение, рассмотреть признаки, виды и причины правонарушений, а также попытаться выделить пути предотвращения правонарушений в обществе. Запишем тему урока «Правонарушение» и проблемно-познавательное задание: «Как предотвратить правонарушения в обществе?» 
Информационный блок.

1) Понятие о правонарушении.

Работа с учебником. Учащиеся открывают с.297 учебника и вспоминают знакомое определение «правонарушение» – противоправное  вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Из определения можно выделить признаки правонарушения.

Учащиеся указывают признаки правонарушения (учебник с.297-298)

– это поведение, которое может выражаться в действии или бездействии.

– противоречат нормам права

– причиняет вред обществу

– виновность деяния

– правонарушение влечет за собой применение к нарушителю мер государственного принуждения.

2) Вина.

Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному действию и его результату.

Различают две формы вины. Учащиеся с помощью Уголовного кодекса статей  24, 25, 26 создают схему «Формы вины»

Формы вины

I. Умысел  

А) прямой (лицо осознает  общественную  опасность своих действий)

Б) косвенный (лицо осознавало общественную опасность своих действий, не желало, но косвенно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.)

II. Неосторожность ( правонарушение по легкомыслию или небрежности)

А) легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Б) Небрежность – лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, Но должно было предвидеть эти последствия.

3) Виды правонарушений.

Работа с учебником, с.298. Учащиеся выделяют виды правонарушений и записывают их схематично.

По степени вредности правонарушения делятся на две группы:

Преступления

Проступки

Виновное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

Правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности:

  • административные
  • дисциплинарные
  • гражданские и т.д.

4) Причины правонарушений.

Уже не одно столетие выдающиеся умы человечества пытаются понять, почему люди совершают правонарушения. Но до сих пор однозначного ответа нет. Давайте подумаем вместе. Идет обсуждение проблемы.

Учащиеся делают запись.

Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей, т.е. отрицательными обстоятельствами, имеющими место в социальной действительности. Они очень разнообразны.

  1. низкий материальный уровень жизни населения
  2. плохая обеспеченность жильем
  3. вредные привычки
  4. низкий уровень правовой  и политической культуры граждан
  5. несовершенство законодательства
  6. недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

3. Проблемный блок

Работа над проблемно-познавательным заданием. Желательно обсуждение провести в форме дискуссии.  После обсуждения самостоятельно  записывается вывод по уроку.

Вывод: Правонарушения должны предотвращаться в обществе путем:

  1. воспитания политической и правовой культуры
  2. развитие экономики
  3. справедливые законы
  4. создания правового государства
  5. воспитание толерантности

4. Завершающий контроль

Учащимся предлагается сделать тест без использования тетради и учебника.

1) Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является:

А) определение закона

Б) количество совершаемых правонарушений

В) общественный вред правонарушения

Г) подобное разграничение может быть сделано только судом.

2) Верны ли следующие суждения?

А.Преступление есть правонарушение.

Б. Административный проступок есть преступление.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А, и Б

г) оба суждения неверны

3) Административный и граждансско-правовой проступки относят к видам

А) правонарушений

Б) норм права

В) преступлений

Г) правоотношений

4) Дополните перечень признаков преступления

А) общественная опасность

Б) виновность

В) наказуемость

Г) ......................

5) Виновны деянием может (могут) считаться

А) мысли

Б) чувства

В) бездействие

Г) ничего из перечисленного

6) Формой вины является

А) мотив

Б) неосторожность

В) цель

Ответы: 1В, 2А, 3А, 4 противоправность, 5В, 6Б.

5. Блок домашнего задания.

§27 с.297-298. Эссе на тему: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек » (Изречение из римского права)

6. Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу.

Как я усвоил материал.

  • 9-10 баллов – получил прочные знания, усвоил весь материал.
  • 7-8 баллов – усвоил новый материал частично.
  • 4-6 баллов – мало что понял, надо поработать еще.

Как я работал?

  • 9-10 – сам справился со всеми заданиями.
  • 7-8 баллов – допускал ошибки.
  • 4-6 – баллов – сделал много ошибок.