Использование метода проектов на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


О методе проектов, об исследовательской деятельности школьников много сказано. Вероятно, каждый учитель знает теорию этого вопроса и использовал в практике работы эти приемы и методы. Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по использованию проектного метода и реализации компетентностного подхода в обучении физике в старших классах.

Первой и, пожалуй, одной из важных проблем которую нужно решить это проблема мотивационная. Предстояло найти такую тему, поставить такие вопросы перед учениками, чтобы у них возникло желание, потребность заняться исследовательской работой, чтобы данная задача стала их собственной, а не моей. Предлагались разные темы, более или менее удачные. Наиболее успешным, по моему мнению, оказался проект, разработанный по теме “Переменный ток” в 11 классе.

Вопросы, на которые предстояло ответить.

  1. Откуда поступает электрический ток в наши квартиры?
  2. Какие электростанции расположены в нашем регионе?
  3. Чем характеризуется трехфазный ток?
  4. Использование переменного тока.
  5. История и перспективы развития электроэнергетики нашего села, района, края.

Ответы на эти вопросы ученики не знали, были только предположения. Был сделан вывод: необходима поисковая работа.

Была создана рабочая группа по разработке проекта. Одним более интересно было узнать технические вопросы, такие как устройство и принцип действия трехфазных генераторов и двигателей, сварочных трансформаторов, различные виды электростанций. Других - вопросы исторического плана: когда появился электрический ток в нашем селе, как шло формирование единой энергетической системы. Третьих интересовали вопросы, связанные с географией: целесообразность расположения электростанций разного вида, энергетические ресурсы нашего региона, расположение линий электропередачи. Одни ученики фотографировали, другие оформляли презентацию. Вид работы и исследований ученики выбирали по желанию.

Моя задача в дальнейшем заключалась в координации исследовательской и поисковой работе. С каждой группой был обсужден детальный план работы, распределены роли, установлены сроки. Ученики с интересом включились в работу. Очень важный факт заключался в том, что ученики в процессе работы над проектом предложили провести исследование, о том как распределяется нагрузка на разных фазах на отдаленных улицах села, измерив напряжение в розетках при пиковых нагрузках.

Информацию получали из сети Интернет, от специалистов сетевого электроучастка, специалистов сельскохозяйственного предприятия, из воспоминаний старожилов села.

Результаты исследований оформлялись в виде фотографий, таблиц, схем, рисунков, которые были объединены в электронной презентации.

  1. Проект позволил решить задачу компетентностного подхода в обучении - соединить учебный материал изложенный в учебнике с вопросами практической жизни с которыми сталкиваются ученики в повседневной жизни, позволил расширить кругозор, объединив вопросы разных предметов. Решались вопросы патриотического и нравственного воспитания.
  2. Этот метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у школьников критическое и творческое мышление.
  3. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

Учебная тема: Производство передача и использование переменного тока.

Проект “Переменный электрический ток”

I этап: Погружение в тему проекта

Учитель формулирует тему, цель, задачи.

Цель: Расширить знания обучающихся о производстве передаче и использовании переменного тока

Задачи:

  • исследовать устройство и принцип действия трехфазного генератора, двигателя, трансформатора
  • различных видов электростанций.
  • выяснить как происходит производство, передача и распределение электроэнергии в нашем регионе, районе, селе

В проекте осветить вопросы: Как происходило развитие энергосистемы в нашем селе? Каковы перспективы развития электроэнергетики в нашем крае?

Провести практическое исследование распределения нагрузки по отдельным фазам при конструировании электролиний в нашем селе.

Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации.

II этап: Организация деятельности

Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ребята, в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.

Ученики: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируются с учителем.

III этап: Осуществление деятельности

Ученики на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования проводят его, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.

На проведение этого этапа отводится два урока, во внеурочное время ребята доделывают свою работу.

IV этап: Презентация результатов

Это обобщающий урок по теме: “Переменный ток”.

Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы. Идет живое обсуждение проблемы.

Учителю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу.

Презентация

Приложения (к презентации)