Авторская разработка занятия для детей старшей группы по развитие речи: "Посуда""

Разделы: Работа с дошкольниками


Речевое развитие - одна из главных составляющих подготовки к обучению. Без хорошо поставленной речи ожидать от ребенка высоких успехов в учении бесполезно. Еще более серьезно встает вопрос о чистоте речи с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим говорить ребенка правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Условия успешного развития речи

  • Первое условие речевого развития ребенка - это потребность в общении.
  • Второе - создание речевой среды, показ образцов речи и многократное применение этих образцов в общении с ребенком.
  • Третье условие. Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, новой информации, новых впечатлениях. Материал должен быть значимым, интересным, содержательным, познавательным.
  • Четвертое условие. Наряду со стихийно-усваиваемой речью, нужно усвоение литературного языка, подчиненного нормам грамматики.
  • Пятое - овладение средствами выразительности речи, мимикой, интонациями.
  • Шестое условие - овладение чтение и письмом.

В развитии речи выделяется определенная последовательность: работа над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, образной речью.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Замечено, что особенно сложным видом речевой деятельности является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. С помощью методов обучения рассказыванию по картине И.Н. Мурашковой, Н.П. Валюмс, Т.А.Сидарчук и А.В.Кузнецовой, а также используя свои наработки и опыт составила тематический план и конспекты занятий.

В основу тематического планирования положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. Сформированные детские умения системного классификационного, преобразовательного планов в дальнейшем переносятся в процессе построения дошкольниками собственных творческих рассказов.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 5-7 лет.

Основные задачи:

  • учить самостоятельно придумывать сказки, рассказы;
  • учить составлять рассказы по картине;
  • учить оценивать содержание рассказа;
  • развитие речи, дикции и фонематического восприятия, творческого воображения, мелкой моторики рук;
  • обогащение словаря;

"Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания" (Н.И.Жинкин).

Культура речи - явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина "хорошая речь". В это понятие включаются как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Важными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Составной частью образности является лексическая сторона речи, так как работа над смысловой стороной слова помогают ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства, (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звукового оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

  • развитие ассоциативного мышления, фантазии, наблюдательности;
  • углубление интереса к художественной литературе.

Использование наглядности для формирования связной монологической речи

Занимаясь детьми, пришла к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи. С. Рубинштейн и многие другие считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей назвать характерные признаки представленных на них объектов, рассказать о них, при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т.д. были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности.

В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии.

При пересказе, заучивании наизусть это облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.

Применяя графическую аналогию, учу детей умению видеть самое главное. При заучивании наизусть символами можно заменить почти каждое произносимое слово.

Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Были изготовлены по аналогии свои наглядные схемы, помогающие составлять описательные рассказы о фруктах, овощах, игрушках, посуде, одежде. Это помогло добиться хороших результатов. Затем начала использовать схемы и пиктограммы при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу.

При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом. Наглядность можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при заучивании стихотворений. Положительные результаты обучения детей связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности используемых приемов.

Занятие по теме "Посуда"

Цель: Составление описательных рассказов

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о посуде.
  • Учить детей правильно вести себя за столом.

Развивающие задачи:

  • Развивать речь детей, умение развернуто отвечать на вопросы, память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к художественной литературе.

Фонетические упражнения:

  • Звук Р в слогах, словах и фразах.

Произнесите:

Ра - pa - pa
Рак радио работа барабан гора
Рама ракета муравей баран нора

У барана рога

Ира, Юра и Рая моют рамы.

Ро - ро - ро ры - ры - ры op - op - ор
Ру - ру - ру ар - ар - ар ур - ур - ур
Тра - тро - тру - тры бра - бро - бру - бры
Пра - про - пру - пры вра - вро - вру - вры

Скороговорка:

  • На горке горько ревёт Егорка.
  • На горе на горке наш герой Егорка.
  • Физминутка "Три хозяйки".
  • Что за сестры! Прямо чудо!
  • Эта вымыла посуду,
  • Та посуду вытирает
  • Ставит всё на полки,
  • Ну а третья подбирает
  • На полу осколки.

Чистоговорка:

  • Ра - ра - ра - убираем дом с утра
  • Ро - ро - ро - мусор соберём в ведро
  • Ры - ры - ры - не заметили жары.

Педагог в костюме бабушки сидит в центре класса и "плачет". Дети подходят ближе.

Бабушка "Ой вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои, воротитесь вы немытые домой".

Вопросы к детям.

Педагог. А теперь прослушайте стихотворение "Федорино горе" (фрагменты) и запомните упомянутую в нем посуду.

... И помчалися по улицам ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу: "Я бегу, бегу, бегу.
Удержаться не могу!"
А за ними вилки, рюмки да бутылки
Чашки да ложки
Скачут по дорожке... (ответы детей)

Описание предметов посуды.

1. Цвет 4. Материал
2. Форма 5. Части посуды
3. Величина 6. Действия с посудой

Пример описания большого заварного чайника.

Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины и ещё золотая полоска на крышке и на носике.

Чайник круглый, пузатый. Он большой, в него можно много налить воды. Сделан чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. Надо брать его аккуратно, а то можно уронить и разбить.

Сюжетно-ролевая игра "Чаепитие".

Ставим чайник на стол. Приглашаем детей сесть вокруг. Скажем, что сегодня день рождение Миши. Сейчас будет чаепитие. Что нужно поставить на стол? Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Конфеты? Салфетки? Затем поздравим Мишу и запишем пожелания на открытку.