Структура и компоненты сочинения-рассуждения части С ЕГЭ

Разделы: Русский язык


На ЕГЭ наиболее сложным для учащихся является задание С1. Поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся. Особое внимание уделяется основному свойству текста - неразрывности единства формы и содержания.

Важно, чтоб дети хорошо знали, какие существуют требования к сочинению, каковы критерии оценивания задания С1, какое максимальное количество баллов можно набрать за всю работу. С каждым уроком дети познают все больше и больше, становятся более требовательными к себе.

Расскажу об одном из уроков, который был проведен в 11 классе по теме "Обучение написанию сочинения части С1 ЕГЭ по русскому языку".

Цель:

Повторить знания об основных критериях оценивания сочинения по ЕГЭ:

  • на основе этого закрепить навыки анализа текста: повторить знания о теме проблеме, особенностях авторского стиля, основных способах цитирования;

Развитие умений самостоятельной работы с текстом:

  • умение сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста, определить авторскую и собственную позиции, аргументировать собственное мнение;

Развитие умений редактировать текст.

Техническое оборудование:

  • Таблица пошагового оценивания
  • Раздаточный материал с тестом В. Розова
  • Мультимедийная установка

I. На первом этапе урока учащиеся повторили последовательность работы над сочинением, которая совпадает с таблицей пошагового оценивания. На столах у каждого ребенка лежит эта таблица и текст В.Розова.

Таблица пошагового оценивания сочинения.

Содержание сочинения К-1 Формулировка проблем исходного текста. 0-1
К-2 Комментарии, сформулированные в проблеме. 0-2
К-3 Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование). 0-1
К-4 Изложение собственного мнения.(2 аргумента). 0-3
Речевое оформление К-5 Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность). 0-3
К-6 Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических форм). 0-3
Грамотность К-7 Грамотность (орфографические ошибки). 0-2
К-8 Пунктуационные нормы. 0-2
К-9 Языковые нормы. 0-2
К-10 Речевые ошибки. 0-2
К-11 Соблюдение этических норм. 0-1
К-12 Соблюдение фактологической точности. 0-1

Акцентируем внимание учащихся на три части таблицы и ставим задачи для каждого этапа написания сочинения.

II. Переходим к работе с текстом:

Слово учителя:

Перед нами текст известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости",

"Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".

- Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье?

Читаем текст.

(1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом:>> (12)И еще - << вникай сам>>.

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе - беда.

(В. Розов)

Формулировка задания с развёрнутым ответом третьей части работы

Задание С1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (Учитываются первые три аргумента).

Объем сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то не было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

III. На следующем этапе задаются вопросы к тексту:

- Итак, о чем рассказывается в этом тексте? ( О том, что такое счастье)

- С чего начинается текст? (С тезиса ( 1 предложение), за которым следует вопрос ( 2 предложение).

- Может автор считать, что счастье в здоровье, хорошей еде материальных благах? ( "И да, и нет". 12 предложение).

- Какой вывод делает автор? Найдите предложения, которые отвечают на главный вопрос:"Что такое сердцевина счастья?" (предложения 14-22" Счастье кроется в гармонии личности:).

Обращается внимание на индивидуальный слог писателя.

- Прочитайте еще раз первый абзац, Какие выразительные средства использует автор?

(Вопросно-ответная форма изложения (2,4,7 предложения); (Ряды однородных членов (3,4предложения); (Разговорные синтаксические конструкции (3,5,8,22 предложения);

(Разговорная лексика ("И да, и нет"); (Риторические вопросы (2,4,7предложения);

(Метафоры "Кроется сердцевина счастья", "Вступить в битву" (22предложение), "Дух был здоров").

- С какой целью автор вводит риторические вопросы, разговорную лексику? (Чтобы создать атмосферу непринужденности, воздействовать на чувства читателя, привлечь внимание к проблеме).

Далее обращаю внимание учащихся на богатство и выразительность речи драматурга: - - Столько красоты в небольшой статье! Это настоящая экспрессия - от разговорной лексики до высоких слов! Это сближает автора и читателя. Розов цитирует и Горького, и Чехова, обращается к Библии. Вот он вест Розов-мастер!

Призываю учащихся тоже творчески отнестись к своим работам.

IV. Затем учащимся предлагается работа ученика N, который выполнил задание С1 к данному тексту (всем раздаем работу ученика N)

Ответ С.

В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. "Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым". Автор статьи призывает нас быть оптимиста ми, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.

Двойкин Вася

Дети читают сочинение ученика и приступают к устному редактированию и оцениванию по критериям ЕГЭ.

- Что вы можете сказать по поводу данной работы? (Смотрим в таблицы, учащиеся оценивают каждый критерий)

- К1 - Проблему N сформулировал, но нарушил речевые нормы. Некрасиво начинать предложение с местоименной фразы (0-1 балл).

- К2 - В качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста. (0 баллов).

- К3 - Позиция автора сформулирована неточно: словосочетание "быть здоровым"-многозначное слово, надо конкретизировать его значение ("Счастье - в гармонии личности") (1 балл).

- К4 - Мнение ученика формально заявлено, аргументы не приведены. (0 баллов).

Ребята приходят к выводу ,что содержание сочинения не соответствует требованиям.

Обращаем внимание на речевое оформление.

- К5 - Речевая последовательность нарушена, нарушено и абзацное членение. (0 баллов)

-К6 - Выразительные средства сочинения не используются, много однотипных синтаксических конструкций, бедный словарный запас(0 баллов).

Итак, ребята приходят к выводу, что речевое оформление у N тоже неудачное.

V. На следующем этапе урока ребята приступают к написанию сочинения:

- С чего бы вы начали своё сочинение, учитывая требования 1 части таблицы? Одиннадцатиклассники предлагают несколько вариантов:

1) С лирического отступления о счастье

2) С формулировки проблемы, которую поднимает автор.

3) С цитаты о счастье.

4) С собственной позиции.

Обращаю внимание детей на ключевые слова, которые можно использовать при составлении вступления.

На экране появляются опорные словосочетания:

Освещать проблему, поиск ответа на вопрос, понимать по-разному, сойтись в едином мнении, определенный этап жизни, древна как мир..

Затем ребята сочиняют вступление.

 Вот несколько вариантов работ:

1-вариант. (Сочинение начинается с лирического отступления о счастье).

Счастье.... Весь мир занят поиском ответа на вопрос:" в чем заключается счастье?". Но, увы, люди не могут сойтись в едином мнении, так как каждый человек на определенном этапе жизни понимает счастье по-разному...

2-вариант. (Сочинение начинается с формулировки проблемы).

Проблема, которую освещает автор в этом тексте, древна как мир, но каждый раз открывается с новой силой: где же его искать это счастье? Счастье для меня заключается в здоровье и благополучии моей семьи. Гармония внутри семьи, любовь, взаимопонимание. Что еще нужно для полного счастья?

3-вариант. (Сочинение начинается с цитаты о счастье).

"Тот счастлив, кто счастлив у себя дома" - писал Л.Н.Толстой. Что может сравниться со счастьем в доме?

4-вариант. (Сочинение начинается с собственной позиции).

Кроме самого тебя, никто не сделает твою жизнь счастливой. Ты - творец своего счастья и своей жизни. Чтобы стать счастливым, нужно "вникнуть в самого "себя", найти гармонию в себе. Думаю, это и хотел сказать автор.

VI. Обсудив несколько вариантов, где звучит формулировка проблемы, переходим к устному комментированию. Напоминаем детям, что при комментарии нельзя уходить в пересказ и чрезмерное цитирование. Предлагаем учащимся оценить важность и актуальность заявленной проблемы.

- Какие аспекты этой проблемы предлагает Розов для обсуждения?

VII. Важным этапом является переход к выражению авторской позиции. Даем цепочку возможных синтаксических конструкции на экране:

Автор анализирует ,подчеркивает, излагает, обращает наше внимание. В тексте содержится, излагается, ставится проблема. Для меня интересным, полезным, неожиданным... было. Не могу не согласиться с автором. С одной стороны..., с другой...

Затем предлагаем смоделировать предложения, выражающие позицию автора, (запись на доске).

1 вариант.

Именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя (эти опорные слова выражают позицию автора).

Предлагаем составить с/п предложение, чтоб данная конструкция стала придаточной частью.

В результате работы учащиеся составляют предложение:

Автор подчеркивает, что именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя делают человека счастливым.

 2 вариант.

Продолжить предложение, выразить авторскую позицию.

Чтобы стать счастливым нужно...

Ребята составляют такое предложение:

Автор считает, чтобы стать счастливым ,нужно найти гармонию в самом себе, найти свое призвание в жизни...

IХ. На следующем этапе урока обращаем внимание на некоторые правила цитирования:

- Как сделать цитату частью текста?

Напоминаем, что использование частичного цитирования обычно не перегружает текст, а, напротив, делает его точнее, выразительнее, а наши выводы более убедительными.

Учащимся предлагается при изложении собственного мнения использовать различные способы цитирования.

На экране появляются опорные синтаксические конструкции, помогающие выразить личное мнение (напоминаем, что нужно привести не менее 2 аргументов).

Авторская позиция мне (близка, вполне понятна); я полагаю (разделю, не сомневаюсь, утверждаю, каждому понятно, очевидно); ответ прост и сложен, прост, потому что:, сложен, потому что:; в заключении хотелось бы отметить:

Дети устно аргументируют собственное мнение, объединившись в группы. Наиболее удачные ответы зачитываются:

1 аргумент (логическое суждение):

Жизнь - это целый путь, целое испытание на пути к счастью. Он сложен и тернист, его дорога полна хитрых ловушек и обманов, что заставляет путника падать, сбиваться с пути, но тот, кто истинно стремится к этой цели, непременно найдет свое счастье, потому что "люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность".

2 аргумент (с опорой на художественное произведение):

: Пьер Безухов ощутил счастье лишь тогда, когда "вступил в битву "за честного малого" в самом себе", когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе.

В заключение задаю вопрос:

- Какой бы фразой вы закончили бы сочинение?

(Человечество всегда будет интересоваться вопросом, что же такое счастье).

- : "Битва "за честного малого" в себе, иначе - беда". Может быть, этот текст и конкретно данная фраза заставит посмотреть многих из нас на себя с другой стороны и направит на верный, ведущий к счастью путь:

Домашнее задание:

Написать сочинение по тексту В. Розова к части С ЕГЭ.

Технология подготовки к ЕГЭ по русскому языку осуществляется в педагогической практике разных учителей. Мне близок оказался путь, предложенный в данной статье. Мои выпускники показали высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку.