Что такое определение? 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока: научить давать развернутые определения.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с языковыми моделями, позволяющими строить различные типы определений.
  • Совершенствовать умение владеть русским языком.

Оборудование:

1. Учебник под редакцией Т. А. Ладыженской "Школьная риторика", 7 класс, Москва, С – Баллас, 1998.

2. Раздаточный материал (языковые модели, позволяющие строить определения; различные типы определений, понятия риторического и научного определения);

3. Рисунок корабля, на парусах которого понятия   того, что определяется (каюта, иллюминатор, круиз,  герб, флаг, бриг, бригантина, баркентина, корабль),  фотографии класса.

<Рисунок1>

<Рисунок2>

4. Мешочек с фишками (зеленые и желтые квадратики).

Ход урока

Кто не любит путешествовать? "Домосед", – скажете Вы. Но и он бороздит просторы вселенной, когда садится на диван, берет в руки пульт, включает телевизор и погружается в таинственную атмосферу голубого экрана. Книгочей? Ну, уж он точно великий путешественник. Многих из вас трудно оторвать от захватывающей книги. А что говорить об истинных путешественниках, отправляющихся в далекие и недалекие страны.

Мы тоже сегодня будем туристами – путешественниками. Правда, круиз наш будет заочный.

  • А что такое круиз? (Круиз – это морское путешествие, туристическое, увеселительное.)

Каждый путешественник ставит перед собой цели и задачи.

  • А кто может дать понятие "цели" и "задачи"? (Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить или место, в которое надо попасть. Задача – это то, что требует исполнения, разрешения.)
  • Что пытались сделать сейчас ребята? (Дать определение круизу, цели и задаче.)

Это и будет темой нашего урока – путешествия, выяснить, ЧТО ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? Какова же цель нашего круиза? НАУЧИТЬСЯ ДАВАТЬ РАЗВЕРНУТЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ И ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЯЗЫКОВЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ СТРОИТЬ РАЗНЫЕ ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Чем сложнее цель, тем интереснее её решать.

Чтобы отправиться в путешествие и вернуться здоровыми и отдохнувшими, на берегу нам нужна разминка.

1. Зарядка для языка и губ:

  • хоботок;
  • проколи щеку;
  • у кого язык длиннее;
  • уздечка;
  • покатай конфетку.

2. Проговорите скороговорки

  • в парах;
  • вслух.

3. Потренируем свободное дыхание:

  • 5 – 3 – 5;
  • 2 – 2 – 10;
  • проколотый мяч;
  • посчитаем Егорок.

Готовясь к путешествию, туристы читают много литературы, знакомятся с маршрутом, запоминают специальные термины, которые пригодятся им в поездке.

Давайте определим одним словом или словосочетанием данные понятия: КРУИЗ (поездка), ФЛАГ, ГЕРБ (символы), КАЮТА (комната), ИЛЛЮМИНАТОР (окно на судне, герметически закрывающееся); БРИГ (англ., морское парусное 2-х мачтовое судно с прямыми парусами, (XVIII-XIX вв.), БРИГАНТИНА (итал., легкое парусное 2-х мачтовое судно с прямыми парусами на передней мачте и косыми на задней (XVI-XVIII вв.), БАРКЕНТИНА (англ. "барк" – шхуна, морское парусное судно (3–5 мачтовое) с прямыми парусами на передней мачте), КОРАБЛЬ (судно, в парусном флоте 3-х мачтовое судно с полным парусным вооружением).

  • На каком судне мы поплывем? (На корабле или баркентине.)
  • Мы дали определения. А что это такое? Ответ на этот вопрос найдем на странице 99 нашего учебника, упражнение №114. Какая из формулировок, на ваш взгляд, более широкая, а какая – более узкая? (Работа с определениями, данными Аристотелем, словарем Ожегова, Большой советской энциклопедией, учебником геометрии.)

Запишем в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и первое определение, пожалуй, универсальное: "Определение – средство раскрытия сути, сущности определяемого предмета" .

Первая запись в бортовых журналах сделана. А теперь вздохнем свежего морского воздуха и ... в путь. (Звучит музыка, шум моря.)

Сколько почемучек всегда едет рядом с нами! И поэтому без четко сформулированных определений не обойтись. И хотя их много и они самые разнообразные, все они состоят из 2 частей:

Первая – это то, что определяется;

Вторая – это то, как, посредством чего оно определяется.

Работа с раздаточным материалом:

Прочитайте определения. Назовите в каждом из них обе части.

(Приложение №1)

  • А как можем по-другому назвать то, что определяется? (Термины)
  • Что такое термины? (Специальные слова, используемые в той или иной области знаний.)

Формулировок определений очень много. Как же научиться их строить? Очень просто. Есть модели, зная которые ты легко наполнишь их содержанием. Рассмотрим, например, такое определение.

ПЛАНКТОНОМ называются одноклеточные водоросли и простейшие животные, не способные самостоятельно перемещаться в воде, а переносимые течением.

Разберем это определение. В нем определяется понятие "ПЛАНКТОН", вторая часть определения – раскрытие специфических признаков этого понятия. Обе части связаны глаголом "НАЗЫВАЕТСЯ". Значит, модель данного определения такова "ТО-ТО" НАЗЫВАЕТСЯ "ТЕМ-ТО". Эта конструкция помогает строить самые разнообразные (по содержанию) определения.

Работа с раздаточным материалом:

Рассмотрим языковые модели, позволяющие строить определения. Вклеим их в тетради.

(Приложение № 2)

Попробуйте, используя одну из моделей, дать определение "АКВАТОРИИ". В этом вам поможет этимология слова: "аква" – вода, "терра" – земля. (Акватория – водное пространство моря, океана, залива.)

Ролевая игра:

А теперь поиграем. На корабле часто со взрослыми отдыхают и дети. Всем известно, что именно они, ребятишки, считаются первыми почемучками на планете. Путешественников, а это все вы, разделим на пап – мам и детей. В этом нам поможет наш зеленый мешок. Те, кто вы – берет для себя желтый квадратик, становятся почемучками (детьми), а те, кто выберет зеленый – родителями. Для того чтобы сформулировать свой вопрос, у наших малышей немного времени – время раздачи квадратиков. (Раздаются зеленые и желтые квадратики.)

Родители подошли к доске. Разберите своих детей, играющих на детской площадке. Присаживайтесь на свободные места. А теперь, малыши, ваши вопросы. И четкие, доступные, по одной из языковых моделей построенные определения, которые дадут ваши родители.

(Mах 13-14 вопросов из различных областей знаний)

Что ж потрудились родители на славу. Но в ответах мы часто слышали речевые ошибки, неточности, вместо важной информации второстепенную. Попробуем исправить некоторые ученические ответы. Откроем страницу 109 упражнение №123.

До сих пор мы говорили о научных (логических) определениях, в которых важно раскрыть сущность определяемого понятия. Но определения могут быть построены и по-другому.

Например: Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок.

(Жак Пикар)

Такое определение называется риторическим.

Раздаточный материал:

  1. Прочитаем определение. Вклеим его в тетрадь.
  2. (Приложение № 3)

  3. Найдите риторические и научные определения.

(Приложение № 4)

Домашнее задание

Найти научные и риторические определения.

А раз мы заговорили о домашнем задании, то круиз подходит к концу. Я, думаю, что он не только развлекал, но и научил вас давать развернутые определения и умело использовать их в речи. Значит, цель достигнута.