Возможности модульной технологии в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Наша школа, как все негосударственные учебные заведения, стремится стать наиболее авторитетной, престижной и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Это порождает необходимость создать такую образовательную среду, которая способствует эффективному обучению, развитию и воспитанию каждого ученика. На первый план выдвигается личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником.

Иностранный язык занимает особое место в структуре содержания образования. Расширение межнациональных контактов, открытость границ, возможность работы и отдыха за рубежом поставили этот предмет на небывалую доселе высоту. Социальный запрос общества – выпускник, свободно владеющий иностранной речью.

Стремясь достичь наилучших результатов в своей работе, я пришла к необходимости перехода от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным методам обучения.

При анализе многообразия существующих образовательных технологий я заинтересовалась модульной технологией (МТ). Мне показалось возможным использование элементов модуля при обучении иностранному языку.

Остановлюсь подробнее на объяснении термина «модульная технология». Одним из основных её принципов является организация самостоятельной познавательной деятельности учеников.

Главная цель МТ состоит в том, что бы ученик учился сам и был активен. Организация учебной деятельности в МТ основывается на четкой алгоритмизации учебно-воспитательного процесса. Огромное внимание уделяется рефлексивной деятельности учащихся. Учитель из информатора и контролера превращается в консультанта и координатора, а ученик из слепого исполнителя – в исследователя.

Ведущим принципом данной технологии является четкая структуризация учебного материала в обособленные элементы - блоки. Модуль включает в себя содержание учебного материала, методы овладения им учащимися, формы организации деятельности детей и методы контроля. В модуль входит так же целевой план действий для каждого ученика, руководство по достижению целей. Поэтому модуль является своего рода индивидуальной программой обучения. Каждый ученик использует лично ему адресованные рекомендации, получает дозированную меру помощи.

Анализируя содержание учебников по английскому языку, я нашла возможным включить модули в учебный процесс при изучении грамматики. Эта стратегия может быть использована на различных этапах работы, таких как: изучение нового материала, закрепление, обобщение и контроль .

Выделив место и время уроков модулей в программе, я приступила к составлению инструкционных карт. Иногда модуль занимал у меня не весь урок, а лишь его часть.

Пример использования данной технологии представлен ниже.

Dear friend! Today you are going to revise the information about Complex Object.
You will learn some more facts about this grammar construction. You will get a mark for it. Good luck!

Учебный элемент Цели, ход урока. Способ выполнения заданий Способ проверки Дифференциация Оценка
УЭ-1 Aim: to revise the use of “to” in Complex Object
Fill in the table
(with “ to” or without “ to”)
Let/make_________________
To be allowed/made________
To want/expect/would like___
Hear/notice/see etc._________
Check each other
Check yourself with the grammar support

Do it on your own

Work in pairs

Check each other, give marks to each other

УЭ-2 Aim: to practice the use of “to”
Insert “to” where necessary
(см. Приложение 1)
Work in pairs, mark right and wrong answers Check each other, give marks to each other
УЭ-3 Aim: to study new information about Complex Object
1. Read the table on p.200.Compare the meanings of infinitives and Participle I. Make a conclusion
2. Read the information
(см. Приложение 2)
Was your conclusion right?
3. Write it down in your grammar support.
4. Make up and write your own examples with translations.

Do it on your own

Come to the teacher

УЭ-4 Aim: to check your knowledge of Complex Object
Do the test
Do it on your own Come to the teacher’s table and check your work
УЭ-5 Think it over:
Do you like this lesson?
Was it difficult for you?
What was most interesting?
Count your score.
What mark have you got?

Целью данного модульного урока было знакомство с 3-м подтипом сложного дополнения. Исходя из темы и целей, я разработала урок самостоятельного изучения учащимися Complex Object на основе модульной технологии. Это было сделано для того, что бы привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности по установлению смысловой разницы между двумя вариантами сложного дополнения после глаголов чувственного восприятия see, hear, watch, notice, feel, в структуре которого возможно употребление либо инфинитива без частицы “to”, либо причастия I.

Ниже я приведу краткий комментарий по содержанию данного модуля.

В начале, перед детьми были поставлены цели их деятельности, которая предусматривала самостоятельную работу по систематизации пройденного материала и изучения на этой основе нового. Далее, исходя из требований МТ, была четко алгоритмизирована вся учебная деятельность школьников. При этом структура и содержание учебных заданий были основаны на теории поэтапного усвоения знаний Гальперина. В графе «Дифференциация» каждому ученику были даны индивидуальные рекомендации или оказана дозированная помощь в соответствии с особенностями ребенка.

Сначала в учебных элементах I и II (УЭ-1 и УЭ-2) дети выполняли задания, связанные с повторением употребления частицы “to” в сложном дополнении. Оперативный контроль за ЗУН учащихся был проведен в форме взаимной проверки с использованием грамматического справочника.

Затем детям было предложено на основе сравнения самостоятельно изучить новый материал и сделать вывод об употреблении инфинитива и причастия I в данной конструкции. Верность сделанных выводов учащиеся проверили самостоятельно по материалам, предоставленным учителем.

Далее, удостоверившись в верности сделанных выводов, школьники составляли опорный конспект и приводили свои примеры (УЭ-3). Результативность усвоения теоретического материала была оценена учителем с учетом меры помощи, оказанной разным детям.

С целью проверки умения применять полеченные знания на практике, детям был предложен тест. Верность выполнения задания школьники проверяли самостоятельно.

По итогам проведенного контроля качество знаний составило 100%.

Подводя итоги своей двухлетней работы по адаптации МТ я могу сказать, что ребята очень любят уроки-модули. Им нравится работать самостоятельно и оценивать результаты своего труда. Поэтапность и алгоритмизация деятельности для многих детей является дополнительной опорой на пути к успешности в учебе. Внутри урока-модуля не остается не отслеженным ни одно учебное задание. Итоговая отметка складывается из поэтапных оценок. Все это позволяет поддерживать внимание и мотивацию школьников при изучении грамматики на высоком уровне. Особенно хочется подчеркнуть, Что весь контроль носит индивидуальный характер. По итогам контроля своевременно проводится коррекция ЗУН учащихся.

Однако, работая с элементами МТ я столкнулась с определенными трудностями. Первой и главной из них является сложность и трудоемкость составления инструкционных карт. Они должны быть очень лаконичны и непременно напечатаны в доступной форме, чтобы не создавать детям дополнительных сложностей с пониманием заданий.

Следующей проблемой является ограниченность применения МТ только грамматикой, т.к. работа по модулю является «молчаливой» и в основном индивидуальной, а обучение иностранному языку предполагает активную коммуникацию учащихся.

Ещё одна сложность, с которой я столкнулась, является самооценка учащихся. Она не всегда объективна. При анализе работы детей после урока, оценка, данная мной, нередко не совпадает с самооценкой учащихся. Поэтому формирование адекватной самооценки у детей является одной из важнейших целей работы педагога.

Несмотря на изложенные выше проблемы, я считаю, что применение элементов МТ в процессе обучения иностранному языку является перспективным и требует дальнейшей разработки.