Конспект комплексного, комбинированного занятия с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения. Тема: "Ходит осень по дорожкам". Звук [о], буква "О"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель урока:

  • Учить детей составлять связные рассказы по определенному плану, путем дополнения части предложения до полного, объединяя предложения по смыслу.
  • Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
  • Познакомить детей со звуком и буквой “О”.
  • Работать над развитием фонематического слуха путем выделения данного звука среди гласных, в слогах, в словах.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Поддерживать эмоциональный настрой детей.

Оборудование:

  • Шапочка с красным квадратом.
  • Рисунки детей.
  • Бусы.
  • Прямоугольники – фон для буквы.
  • Фанерный прямоугольник для позиции звука.

Предшествующая работа:

  • Наблюдения за признаками золотой осени в природе.
  • Развитие тактильных ощущений.
  • Обонятельные ощущения путем исследования осенних листьев.
  • Заучивание стихотворений.
  • Вопросно-ответные беседы о золотой осени.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня утром на улице было очень тихо, и я услышала как падали на землю листья. А падали они вот так (Поочередные удары молоточком за ширмой).

Давайте попробуем хлопками рук повторить удары молоточка. У нас получится игра “ЭХО”. (Дети воспроизводят хлопками рук удары молоточка. У каждого ребенка свое задание)

Логопед: Как называется явление природы, когда опадают с деревьев листья?

Дети: Листопад.

Логопед: Повторим это слово.

Дети: “Листопад”.

Логопед: Какие по цвету листья?

Дети: Желтые, оранжевые, красные.

Логопед: А как назвать одним словом все цвета листьев?

Дети: Разноцветные листья.

Логопед: А в какое время года бывает листопад?

Дети: Листопад бывает золотой осенью.

Логопед: Сейчас я прочитаю стихотворение одного из поэтов. А вы послушайте и скажите, какое чувство появится? Чувство радости, грусти или, может быть, какое-то другое чувство?

“Лист” Григор Витьез.

“С ветром шептался он целыми днями,
И удивлялся: “Ах, где ты свобода!
Ах, если бы птицей взлететь над ветвями и утонуть
в синеве небосвода!”
Осень пришла, ночью холод ужасен!
Ежится лист и, дрожа, увядает.
Ветер сорвал его. Падал, кружась, он.
Падая, думал, что он улетает”

Дети: У меня чувство грусти. У меня тоже.

Логопед: И у меня это стихотворение вызвало грусть.

Логопед: О-о-о-сень! Какое красивое слово. Оно состоит из звуков

Какой первый звук?

Дети: Звук “О”.

Логопед: Правильно. Все тихо присаживайтесь на свои места.

II. Постановка цели занятия.

Сегодня мы беседуем об осени. И говорим о звуке и букве “О” (Надеваю шапочку с красным квадратом.)

III. Произнесение звука “О” детьми перед зеркалами.

Логопед: Какой звук “О”?

Дети: Звук “О” – гласный.

Логопед: Объясните, почему?

Дети: Звук “О” произноситься без преграды во рту.

Логопед: Правильно. Символ гласного звука “О” – красный квадрат.

IV. Работа над интонацией.

Логопед: Дети звук “О” можно произносить с радостью О-о-о!

Дети: О-о-о! (несколько детей) (индивидуально).

Логопед: Грустно О-о-о.

Дети: Индивидуально.

Логопед: Звуком “О” – можно спросить. О-о-о?

Дети: Индивидуально.

V. Работа над выделением ударного звука.

Логопед: Звук “О” можно выделить голосом из ряда таких же звуков. О-о-о.

Дети: Вызванные дети произносят ряды с выделением определенного звука.

VI. Работа над фонематическим слухам.

Логопед: Звук “О” хочет с вами поиграть. Выделение звука “О” из ряда гласных звуков, из слогов, из слов.

О, А, У, И, О

КО, ПА, ОП, ТУ, УТ, КО...

ОКНА, АИСТ, УТЮГ, ОСЫ, УЛИТКА, ИРИС.

VII. Произношение звука “О” в словах.

Логопед: Игра: “Пойми меня”. Они бывают у каждого дома. (В ответах детей слова со звуком “О”)

Дети: Окна.

Логопед: Водное пространство круглой формы, окруженное землей.

Дети: Озеро.

Логопед: Время года.

Дети: Осень.

Логопед: Жалят, но не пчелы.

Дети: Осы.

Логопед: Имя девочки.

Дети: Оля.

Логопед: Его крутят вокруг талии, когда хотят похудеть.

Дети: Обруч.

Логопед: Кусочек суши среди воды.

Дети: Остров.

Логопед: Он кричит: “ И-а.”.

Дети: Ослик.

VIII. Определение позиции звука в словах по заданию.

Логопед: Все тихо встали и построились в 2 колонны. Сейчас мы будем определять, в какой части слова стоит звук “О”. Надо правильно и красиво встать на “окошко”, обозначающее начало, середину или конец слова. Примерные слова: окна, колесо, пальто, мох, яйцо, обруч, лицо, кольцо, рот и другие.

Дети: Примерный ответ. Звук “О” в конце (начале, середине) слова.

Логопед: Встали в круг. “Ветер по лесу летал. Ветер листики считал.(по кругу пружинистым шагом, лицом в круг, считаем пальцы правой руки, поочередно их загибая).

Вот дубовый. Вот кленовый.
Вот рябиновый резной.
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

(Во втором куплете – работа с пальцами левой руки, в-третьем – с пальцами обеих рук).

Логопед: С каждым звуком дружит определенная буква. А какая буква дружит со звуком “О” – ?

Дети: Буква “О”.

Логопед: Кто знает стихотворение о букве “О” – ? Ребенок читает строчки стихотворения.

Логопед: Давайте выложим букву “О” из разноцветных листиков. Это очень просто. Заглавная буква “О” напоминает овал. Вам даны прямоугольники, положите их в длину и закруглите уголки, начиная с верхнего правого. Вот и получилась буква “О”.

IX. Работа над согласованием существительных и прилагательных и связной речью.

Логопед: У всех есть рисунки, которые вы сами рисовали. Рисунки представляют частички осени. Каждый из вас будет мне помогать. Я буду начинать предложение, а вы продолжать. Напоминаю, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Начало: наступила золотая осень. Пришла золотая осень. Наконец-то наступила долгожданная золотая осень.

Логопед-дети: Вот и золотая осень. (Дети выбирают начало рассказа). Небо... (светлое, чистое, прозрачное). Деревья... (нарядные, разноцветные, праздничные). Листья... (сухие, чистые, красивые). Трава покрыта разноцветным ковром из листьев. Вода в реках (чистая, прохладная, прозрачная). В ней отражаются облака.

Настроение людей.(хорошее, отличное, радостное, прекрасное). А у тебя? (хорошее). Почему? (люблю, когда идет листопад) и т.д. Предложение начинает логопед, слова в скобках говорят дети.

Логопед: Мы все вместе работали над составлением рассказа. Итог: наше занятие. Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего?

Дети: Игры, работа с зеркалами, составление предложений...

Логопед: Сегодня все дети старались, как могли. Я довольна вашими ответами. Занятие подошло к концу. Можно поиграть.