Ознакомление с окружающим миром. Экскурсия в осенний лес

Разделы: Работа с дошкольниками


Ознакомление детей с окружающим миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время художественных произведений. Экскурсии в лес – это возможность понаблюдать за объектами природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность и любознательность, эстетическое восприятие природных явлений. Появляется интерес и заботливое отношение к растительному, животному миру.

Цели занятия: Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных, развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Наглядности: Картины с изображением птиц и грибов, ежика.

Ход занятия

Падают, падают листья
В нашем лесу листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Воспитатель: – Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Воспитатель: да, правильно осенью

Воспитатель: Ребята, откуда мы знаем, что осень наступила? (дни стали холоднее, короче, солнышко не греет, листья упали , лисья становятся желтыми , красными, птицы улетают в теплые края)

Сегодня мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес

Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг себя. Сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу? Посмотрим!

В этом лесу ребята растет: клен, осина, рябина, дуб. Это лиственные деревья. У разных деревьев, разные листья, то есть лисья у деревьев отличаются. Какие листья на деревьях?(желтые) Почему некоторые листья лежат на земле? (упали желтые листья) Что происходит с листьями осенью? Как называется это явление? (листопад)

Воспитатель. Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что вы услышали (шуршание сухих листьев).

Воспитатель: Ребята, назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

А какой сейчас месяц (октябрь). А как ещё называют октябрь? (золотая осень).

Почему октябрь называют “золотая осень”? (потому что листья на деревьях жёлтого цвета, они похожи на золото).

Воспитатель: А знаете ли вы стихи об осени?

(Дети читают стихи об осени).

Ребята осенью не все деревья меняют окраску листьев. Какие деревья не меняют окраску листьев?

Загадка

Зимой и летом одним цветом
Правильно ребята. (Сосна и ель)

Физкультминутка

Ребята осенью погода не устойчивая, то дождик, то солнышко. А теперь мы с вами в осеннем лесу тоже поиграем в игру “Солнышко и дождик”

Молодцы ребята. Но сильно шуметь нельзя в лесу. В лесу очень много птиц. Ребята, где живут птицы? Правильно на деревьях. Каких птиц вы знаете? (голубь, синица, скворец, воробей, ворона, снегирь , ласточка) Чем они питаются в лесу?(насекомыми, личинками) . На деревьях очень много насекомых и личинок вредителей, а птицы наши помощники или по другому, санитары леса. Но с наступлением холодов перелетные птицы улетают в теплые края. А какие птицы остаются зимовать в наших лесах, парках?

Смотрите дети, вот на деревьях сидят они (Снегирь, синичка, воробей). Чем они зимой будут питаться? (плодами рябины, калины)

В лесу у нас есть еще звери. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться. Каких зверей вы знаете? (лиса, заяц, белка, ежик, белка) Ребята они осенью готовятся к зиме. Меняют свои тонкие шубки, на более теплые. Ребята, какой зверь готовит на зиму себе еду? (белка). Правильно белка. Что она готовит, скажите (грибы, ягоды, орехи) Ребята смотрите какие грибы здесь растут.

Воспитатель: Осень краса, золотая коса нам тут подготовила нам загадки.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)

 

Воспитатель. Ребята в лесу очень много разных грибов. Среди них есть съедобные и несъедобные. Подберезовик – под каким деревом растет? Подосиновик – под каким деревом растет? Лисички – почему так называются эти грибы? (По цвету похожи на лису.) Белый гриб-боровик. Бор – хвойный лес. Боровик – гриб, который растет в хвойном лесу. Какой из этих грибов ядовитый? (Мухомор.) Почему он ядовит? (Он убивает даже мух.) Сейчас мы поговорим о правилах поведения в лесу и сбора грибов. Вы уже знаете, что нельзя ломать кусты, деревья; рвать редкие цветы; разводить костры в лесу (их можно разводить возле водоемов; огонь следует обязательно загасить перед уходом); бросать мусор, стекло. При сборе грибы нужно не вырывать с корнем, а аккуратно срезать ножом, оставляя грибницу в земле, чтобы из нее выросли еще грибы. Нельзя собирать несъедобные грибы. Следует собирать столько грибов, сколько вам нужно: не забывайте, что грибы являются пищей для птиц и животных.

Ребята вам нравится в осеннем лесу. Споем песню “Колючий еж”.

Жил в лесу колючий еж да, да, да,
Был клубочком и без ножек да, да, да.
Не умел он хлопать, хлоп, хлоп, хлоп.
Не умел он топать, топ, топ, топ.
Не умел он прыгать прыг, прыг, прыг.
Только носом шмыгать шмыг, шмыг, шмыг.
А ребята в лес пришли да, да, да.
Ежика в лесу нашли да, да, да.
Научили хлопать, хлоп, хлоп, хлоп.
Научили топать, топ, топ, топ.
Научили прыгать прыг, прыг, прыг.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежу и белке заготовить на зиму запасы.

Ежу нужно собрать яблоки, а белке грибы. Поможем им?

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний лес. Нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кого мы встретили в лесу? Кому помогли? Вы очень хорошо рассказали стихи об осени, спели песенки, а теперь вернемся в группу. В группе мы с вами продолжим занятие и сделаем красивые поделки из листьев и из природного материала.