Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев. В этом мы видим актуальность нашего исследования.

Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?” На эти и многие другие вопросы мы постарались ответить в своем исследовании.

Во введении обосновываются выбор темы исследования, ее актуальность на современном этапе развития образования, научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость; формулируются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования (Приложение1).

Первая глава “Теоретический анализ научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии” посвящена теоретическому анализу научной литературы в области обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии (Приложение2). Рассматривая хореографию как культурно-исторический феномен, необходимо подчеркнуть, что она – древнейшее искусство, первое из тех, которыми овладел человек. Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. В первой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста; проведено теоретическое исследование уровня проявления координации, произвольности и эмоциональности у детей дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов; описаны педагогические условия применения авторской программы обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии “Талант – восьмое чудо света”.

Анализ нормативно-правовой базы образования, программно-методического обеспечения предметов образовательной области “Искусство”, научной литературы позволяет сделать вывод, что дошкольное общеобразовательное учреждение, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры дошкольников, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области “Искусство” и практически не использует возможности хореографии в дошкольном образовании. Поэтому на современном этапе возникают попытки разработки программ по обучению детей дошкольного возраста искусству хореографии.

Во второй главе “Эмпирическое исследование уровня проявления координации, произвольности и эмоциональности” раскрываются организация, процедура и методы эмпирического исследования, приводится анализ и интерпретация полученных результатов (Приложение3, Приложение 4).

В ходе эмпирического исследования подтвердилась правомерность гипотезы исследования: средствами хореографического искусства можно повысить степень координации, произвольности и эмоциональности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологически обеспеченной программой исследования, адекватностью логики и методов исследования его цели, задачам и предмету, воспроизводимостью результатов, полученных в ходе работы.

Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности, при условии, что:

  1. В содержании программ будут определены минимальный и оптимальный объем движений классического, народного, историко-бытового и бального танцев, которые смогут усвоить дошкольники на протяжении пяти лет обучения.
  2. Включенные в программу упражнения классического танца создадут основу для физического, эмоционального, художественно-эстетического развития дошкольников.
  3. Содержание программы, построенное по историческому принципу, поможет эмоционально-образному восприятию материала, изучаемого воспитанниками на занятиях общеобразовательного цикла, и созданию на его основе структуры миропонимания.
  4. Изучение образцов историко-бытового танца обеспечит интеграцию хореографии с такими предметами, как: литература, мировая художественная культура.
  5. Освоение хореографического материала, включенного в программу, не потребует наличия у воспитанников профессиональных данных при условии систематичности занятий.

В процессе работы над авторской программой “Талант – восьмое чудо света” и в процессе исследования сделана попытка теоретически и практически решить следующие задачи:

  1. Изучить уровень разработанности проблемы в хореографии, педагогике, педагогической психологии и в образовательной практике.
  2. Выявить развивающий потенциал предмета “Хореография”, его роль и место в системе воспитания и обучения дошкольников.
  3. Определить содержание и структуру предмета “Хореография” в дошкольном образовательном учреждении: минимальный и оптимальный объем движений классического танца, образцов народных, историко-бытовых и бальных танцев и порядок их изучения на разных ступенях обучения.
  4. Разработать программу по хореографии для дошкольного образовательного учреждении
  5. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния уроков хореографии на формирование координации, произвольности, эмоциональности.

На современном этапе в процессе реализации программы “Талант – восьмое чудо света” мы решаем следующие задачи:

  1. Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
  2. Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития воспитанников, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей воспитанников в области истории, географии, литературы, фольклора.
  3. Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
  4. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
  5. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребенка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.
  6. Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлено место предмета “Хореография” в системе воспитания и обучения дошкольников в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
  2. Определено минимальное (дающее общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующее оздоровлению ребенка) и оптимальное (позволяющее говорить о начале формирования танцевальной культуры) содержание предмета “Хореография” с 2 до 7 лет, которое могут освоить дети, не обладающие специальными хореографическими способностями.
  3. Выявлено развивающее влияние хореографии на формирование физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся; выявлен оздоравливающий эффект занятий танцами.

Теоретическая значимость: в исследовании дано обоснование необходимости введения хореографии в программу дошкольного общеобразовательного учреждения как предмета образовательной области “Искусство”. Сформулированы теоретические положения, изменяющие традиционное для образования представление о педагогических возможностях хореографии: 1) искусство хореографии – важный элемент мировой культуры, 2) искусство танца доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста, 3) в хореографии заложен огромный воспитательный и обучающий потенциал, практически не использующийся в дошкольном общеобразовательном учреждении.

Практическая значимость. Разработана программа предмета “Хореография” для дошкольного общеобразовательного учреждения с 2 до 7 лет, в которой определено оптимальное содержание учебного материала на каждой ступени обучения.

Седьмой год в нашем детском саду реализуется авторская программа дополнительного образования детей дошкольного возраста “Талант-восьмое чудо света”. Ежегодно более 80% воспитанников всех возрастных групп занимаются в студии хореографического искусства “Родничок” (руководитель – Опришко М.В.). Воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые знания, навыки, овладевают танцевальной техникой. Дети разучивают элементы классических, историко-бытовых, народных, бальных, спортивных и эстрадных танцев, хореографические композиции в этих жанрах.

При наблюдении за воспитанниками студии хореографического искусства в период реализации программы мы выявили, что:

  1. К концу периода обучения (5-ый год обучения) все воспитанники научились исполнять движения “в ансамбле”, заметно возросла ведущая роль и ответственность партнера, мальчики начали проявлять некоторые признаки мужского поведения: пропускать девочку вперед, уступать место. Девочки научились отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций. Дети стали соблюдать элементарные нормы этикета.
  2. Повысилась синхронность исполнения движений.
  3. По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: изменилось отношение к новеньким воспитанникам, меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.
  4. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.
  5. Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.
  6. Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.
  7. Значительно изменился во всех разновозрастных группах уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.
  8. Воспитатели подготовительной группы отметили расширение кругозора воспитанников.
  9. Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Таким образом, проведенные в целом исследования в период реализации программы, в период написания данной работы позволяют сделать следующие выводы:

  1. Использование хореографии как предмета образовательной области “Искусство” в учебном плане общеобразовательного дошкольного учреждения и разработка программы по этому предмету, включающей минимальный и оптимальный объем изучаемого материала для каждой ступени обучения, диктуется острой необходимостью, обусловленной существующем положении со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед детским садом задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности.
  2. Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.
  3. Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
  4. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.
  5. Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.
  6. Предложенные пути и способы интеграции учебного материала предмета “Хореография” с предметами гуманитарного цикла, позволяют гармонично включить этот предмет в образовательное пространство детского сада.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и эмпирического исследования подтвердили правомерность выдвинутой нами гипотезы. Мы постарались раскрыть особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии, дать комплекс рекомендаций по внедрению авторской программы “Талант – восьмое чудо света” для педагогов дополнительного образования, хореографов, музыкальных руководителей; родителей детей, посещающих хореографические студии (Приложение 5) дошкольных образовательных учреждений с целью обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии (Приложение 6). Разработано учебное пособие “Методика хореографического обучения детей дошкольного возраста и организации хореографической работы в дошкольном образовательном учреждении” (Приложение 7).

Мы не претендуем на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, предлагая лишь один из вариантов ее решения.

Литература.

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Просвещение, 1998. – 268 с.
  2. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 298 с.
  3. Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 286 с.
  4. Алексеев, В.В. Эмоции и личность: учеб. для вузов / В.В. Алексеев. – М.: Академия, 2001. – 305 с.
  5. Астахов, К.Р. Практическое исследование эмоций: учеб. для вузов / К.Р. Астахов. – М.: Академия, 1999. – 256 с.
  6. Ахметова, Д.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. – Казань: Познание, 2007. – 184 с (Приложение 8).