Интегрированное познавательно-речевое занятие экологической направленности для детей подготовительной группы "Сказочное путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • уточнить название весенних месяцев, приметы весны;
  • совершенствовать знания детей о разновидностях деревьев в лесу (хвойные и лиственные);
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
  • развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;
  • активизировать мыслительную деятельность, воображение;
  •  воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе

Ход занятия

Дети входят в группу, организационный момент.

Вос. Давайте возьмёмся за руки. Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через рот все обиды, злобу, огорчения.

Присаживайтесь.

Вос. Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотрите на них и подарите им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня. За то, что вы у меня такие красивые, умные, воспитанные, вежливые, хочу пригласить вас в путешествие, а куда вы догадаетесь, если отгадаете загадку:

В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом.
(Лес)

Правильно, это – лес. Но сначала кто мне скажет, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Вос. А какой сейчас месяц?

Дети. Март, первый месяц весны.

Вос. Назовите весенние месяцы?

Дети. Март, апрель, май.

Вос. Месяц март в народе называют «протальник». А как вы думаете почему?

Дети. Появляются первые проталины, снег становится рыхлым, меняет цвет.

Вос. А кто мне скажет, что такое проталины?

Дети. Появляются первые островки земли.

Вос. Молодцы. Я сегодня шла к вам в детский сад и почему-то не заметила признаков весны. Кто мне может объяснить, почему?

Дети. Мы живём на крайнем Севере, и весна приходит к нам намного позже.

Вос. А какое время года вам нравится?

(Ответы детей.)

Вос. Всем нравится разное время года. Я хочу вам предложить отправиться попрощаться с зимой в сказочный зимний лес. Согласны? Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети. Не ломать ветки, не разжигать костёр, не оставлять мусор, не кричать и т.д.

Вос. А на чём мы можем доехать в зимний лес?

Дети. На буране, снегоходе, на оленей упряжке.

Вос. Давайте позвоним нашей знакомой девочки Айне, и попросим, что бы она прислала нам своих друзей, оленей. Согласны?

Воспитатель звонит по телефону Айне и договаривается о поездке.

Вос. Ребята. Но ведь в лесу очень холодно, что нужно сделать?

Дети. Одеться потеплей.

Имитация одевания.

Стук в дверь, за дверью олени, дети с другой группы.

Вос. А вот и упряжка, садимся.

Включается музыка «Мы поедим мы помчимся». Дети едут в муз.зал, там встречает их такая же муз.

Зал оформлен под зимний лес.

Вос. Вот мы и приехали, в зимний сказочный лес, настоящее зимнее царство.

Благодарят «оленей» и отпускают в тундру.

Ребёнок. (читает стих)

Чародейкою зимою околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован, весь окутан,
Весь окован лёгкой цепью пуховой…

Вос. Давайте мы с вами присядем и отдохнём. Дорога длинная была. (Присаживаются на бревно.) Тишина в лесу, а какой замечательный воздух! Какой свежий аромат! Давайте поздороваемся с лесом.

Дети. (читают стих хором)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь зимою
Ночью тёмной, снеговою?»

Вос. А чем же пахнет в зимнем лесу?

Дети. Свежестью, чистотой, прохладой, хвоей.

Вос. А почему в лесу так дышится легко?

Дети. В лесу много деревьев, а растения выделяют кислород, которым мы дышим.

Вос. Посмотрите внимательно, что вы видите в лесу?

Дети. Деревья в снегу, шишки, звери.

Вос. Отгадайте загадку, о каком дереве идёт речь:

«Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год»

Дети. Ель.

Вос. А что вы знаете о еле?

Дети. Ель круглый год зелёная. У неё вместо листьев иголки – хвоинки. Ель хвойное дерево.

Вос. А какие ещё вы знаете хвойные деревья?

Дети. Сосна, лиственница, кедр, пихта.

Вос. А какую особенность имеет лиственница?

Дети. Хвойные деревья сохраняют иголки в течение всего года, а лиственница иголки осенью сбрасывает.

Вос. А кто мне скажет, чем отличается ель от сосны?

Дети. Длиной хвоинок, формой кроны, размером шишек, цветом коры. У ели иголки отделены друг от друга, а у сосны они соединены.

Вос. А какие еще растут деревья в лесу?

Дети. Лиственные. У них на ветках растут не иголки, а листья.

Вос. А какие лиственные деревья вы знаете?

Дети. Берёза, тополь, чозения, ольха.

Вос. Как приспосабливаются пережить зиму лиственные деревья?

Дети. Осенью листья опадают и снег не задерживается на ветках, ветки не ломаются под тяжестью снега.

Звучит муз. и появляется медведь из берлоги.

Вос. Вот так чудеса, даже мишка проснулся. Как вы думаете почему?

Дети. Уже наступила весна, а медведи весной просыпаются.

Медведь:

Я в берлоге крепко сплю, и меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю, много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.

Вос. А какие ещё животные просыпаются весной после зимней спячки?

Дети. Еврашка, ёж.

Вос. Какими бы чудесами нас не удерживала зимушка, а весна всё равно вступает в свои права и зовёт нас в детский сад. Пусть ещё немножко поспят звери, а нам пора возвращаться в детский сад. А как же нам добраться до детского сада? Я придумала. Весной что происходит со снегом?

Дети. Он тает, и бегут ручейки.

Вос. Правильно. Снимите зимнюю одежду и давайте мы с вами превратимся в большой сугроб. (муз. солнышка) Солнышко пригревает и снег тает. Побежали ручейки (игра «Ручеёк», под музыку, дети «текут» в группу. На ковре, лежит большой кусок голубой ткани, дети бросают ленточки на ткань.)

Вос. Какой замечательный ручей у нас получился! Закройте глазки, повернитесь вокруг себя и превратитесь в ребят. Глядя на него, я сразу вспомнила своё детство. Мы в детстве пускали кораблики, и они плыли по ручейкам. А вы умеете складывать кораблики?

Дети. Да.

Вос. Давайте сделаем кораблики и пустим по нашему ручейку.

Дети проходят за столы, где лежат разноцветные прямоугольники из цветной бумаги, и складывают кораблики. По мере изготовления, дети пускают кораблики по ручейку.

Итог.

Используемая литература: интернет ресурсы, личные разработки, оригами.

Приложение. Фотографии занятия.