Обучение написанию дружеского письма

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

Обучающие:

  • закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, о его языковых особенностях;
  • тренироваться в написании письма другу.

Развивающие:

  • развивать умение написания дружеского письма.

Воспитательные:

  • способствовать возрождению эпистолярного жанра;
  • показать красоту и богатство родного языка;
  • воспитывать интерес к русской литературе.

Оборудование:

  • портреты А.С.Пушкина, И.И.Пущина, книги И.И. Пущин "Записки о Пушкине. Письма", "Друзья Пушкина" том I составитель В.В. Кунин, на столе макет чернильницы с пером, лампа.

Ход урока

На доске эпиграф:

И в жизни сей мне будет утешенье:
Мой скромный дар и счастие друзей.
А.С.Пушкин

Эпистола (лат. epistola) - письмо, послание.

Эпистолярный - свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Прочтите тему урока и эпиграф. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученик: О дружбе Пушкина и Пущина, о письмах, отправленных ими друг другу.

Учитель: Вспомните, какими бывают письма.

Ученик: Письма бывают разными: деловыми, дружескими, поздравительными.

Учитель: С какой целью мы пишем дружеские письма?

Ученик: Мы их пишем, чтобы узнать, что происходит в жизни друга, поделиться своими эмоциями, чувствами, рассказать о том, что происходит в нашей жизни.

Учитель: Итак, мы обратимся сегодня к эпистолярному жанру (работа с доской). К сожалению, этот жанр сейчас переживает не лучшие времена. "Зачем тратить время и силы, занимаясь написанием письма, если можно позвонить?" - думают многие. С одной стороны, они правы. Но в коротком телефонном разговоре невозможно рассказать обо всем. Возможно, вашего собеседника кто-то отвлек, и он не услышал ни горечи, ни радости в вашем голосе. Электронная почта быстра, но в ней нет теплоты рук отправителя. А ведь как приятно неожиданно получить письмо от друга, распечатать конверт и увидеть бегущие навстречу строчки, почувствовать теплоту рук друга!

На сегодняшнем уроке мы узнаем, в чем особенность построения письма другу, выясним, какие средства использовать, чтобы ваш друг почувствовал себя так, будто говорит с вами. Помогут нам в этом письма И.И. Пущина и А.С. Пушкина.

II. Работа по теме урока.

Задания, направленные на выявление особенностей дружеского письма.

Учитель: Прочитайте письма Пущина к Пушкину (Приложения 1 и 2). В письмах идет речь о 600 рублях, которые А.С. Пушкин, по-видимому, занимал у княгини Веры Федоровны Вяземской во время совместного пребывания в Одессе, но еще не вернул. К какому периоду жизни Пушкина относятся эти письма?

Ученик: Эти письма относятся к периоду ссылки Пушкина в Михайловское.

Учитель: Как вы думаете, чем были эти письма для поэта?

Ученик: Эти письма являлись свидетельством того, что Пушкина не забыли, поддержкой для него в трудные дни ссылки, приобщением к жизни в столице, источником информации о происходящем в Москве, о друзьях.

Учитель: Попробуем выявить особенности построения, языка этих писем. Как обращается Пущин к Пушкину?

Ученик: Любезнейший Пушкин, любезный Пушкин.

Учитель: О чем идет речь в письмах?

Ученик: Об обыденных делах: о решении денежной проблемы, об общем друге Кюхельбекере, об интересе окружающих к жизни Пушкина. Создается впечатление живого общения.

Учитель: Можно ли говорить, что в письмах идет речь только о жизни в Москве? Что в них главное?

Ученик: Главное - это передать эмоции. Письма помогают передать чувства и самого Пущина, и друзей к Пушкину, к его произведениям.

Учитель: Докажите это примерами из писем.

Ученик: "Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают". "И. И. Дмитриев меня забросал вопросами за обедом у Вяземского". "Все тузы московские тебе кланяются и с большим удовольствием читают Онегина".

Учитель: Покажите, какими средствами автор передает свои чувства, создает эффект разговора?

Ученик: Использование разговорной лексики: "тузы московские", "будь здоров", "бранился"; вводное слово: "между прочим"; неполное предложение: "спасибо и за то"; косвенная речь при передаче разговора с Вяземской; обращение: "любезнейший Поэт", в котором Поэт пишется с большой буквы, говорит о преклонении перед талантом Пушкина и уважении; подпись: "твой Иван Пущин", говорящая о преданности и верности.

Учитель: Недаром говорится, что друг познается в беде. В какой момент жизни А.С. Пушкина ему особенно необходима была поддержка лицейского друга?

Ученика: В период ссылки.

Учитель: Вспомните и прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина "И.И. Пущину" (Приложение 3). Можно ли считать это стихотворение письмом? Докажите свою точку зрения.

Ученик: Можно. Указан адресат. Это Пущин. Послание эмоционально. Поэт вспоминает приезд лицейского друга к нему в ссылку, то есть речь идет об известном обоим событии. Пушкин подчеркивает значимость Пущина для него, используя эпитеты: первый, бесценный. А.С. Пушкин хочет поддержать Пущина:

"Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней",

используя метафоры.

Обучение написанию дружеского письма.

Учитель: Как же передать в письме свои чувства? Как сделать, чтобы он стал вашим собеседником? Для этого есть множество способов.

Начнем с обращения. Прочитайте приведенные примеры и выберите те, которые можно использовать в письме близкому человеку (уважаемый Василий Иванович, дорогой Мишенька, милая Олечка, уважаемые товарищи).Подумайте, как бы вы обратились к своему другу. Запишите обращения в тетрадь.

Будет ли правильным, если мы начнем письмо к близкому человеку с рассказа о себе? С чего лучше начать?

Ученик: Нужно сначала поинтересоваться тем, как дела у друга. И лишь потом рассказать о себе.

Учитель: Прочтите еще раз письма Пущина. Интересуется ли он тем, что происходит в жизни Пушкина? Почему?

Ученик: Пущин не расспрашивает друга о том, что происходит в его жизни, так как знает, что Пушкин находится в Михайловском, ему грустно и одиноко. Для Пущина важнее рассказать о новостях, о жизни в столице ,поддержать лицейского друга.

Учитель: Значит, содержание письма должно еще зависеть от ситуации.

Учитель: Чем закончить письмо? Выберите концовку письма другу ("С искренним уважением Иван Краснов". "Целую, привет всем. Ваш Макс". "Твоя Ольга". "Передавай привет родителям. Твой Иван"). Не бойтесь высказать свою привязанность, прощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.

Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы разговариваете с другом.

Обобщение.

Учитель: Что нового узнали о письме? В чем особенность написания дружеского письма? Как достичь ощущения близости к дорогому нам человеку?

Домашнее задание:

Закончите письмо другу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3