Финикия – страна мореплавателей

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

– сформировать у учащихся целостное представление о государстве Финикия, показать вклад финикийцев в мировую культуру;
– развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями; способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать, анализировать;
– воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала по курсу “ История Древнего мира”

План:

  1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.
  2. Кораблестроение и мореплавание.
  3. Торговля. Изобретения финикийцев.
  4. Финикийский алфавит.

Ход урока

Постановка проблемы:

Слайд № 1– 2

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Она носила красивое и вкусное название (какое?) – Финикия. Вы обратили внимание, что я поставила три точки после названия этой страны, что это означает? (Что мысль до конца не высказана)

– И я предлагаю вам побывать в уже привычной роли – ученых востоковедов и изучить подробно историю этой страны. И записать тему в конце урока, когда с этой страной познакомимся поближе.

1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.

Слайд № 3

– Любому путешественнику, отправляющемуся в путешествие, всегда интересно, где находится страна, куда он отправляется, какая там природа, климат.

– Что в этом нам поможет? (Карта, кстати, это слово финикийского происхождения)

Работа с картой:

  1. Где находилась Финикия? (На восточном побережье Средиземного моря. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров.)
  2. Какой рельеф на территории этого государства? (Горы, возвышенности и низменности)
  3. А чем природные условия Финикии отличаются от Египта и Вавилонского царства? – (Нет рек)
  4. Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир). Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон – как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "книга".
  5. Какие государства расположены сегодня на территории Финикии? (Сирия, Турция, Ливан)

Слайд № 4

1) А на что влияют географическое положение и природа государства? (На занятия людей).

– Таблица "Природа Финикии и основные занятия ее жителей"

2) Чем могли заниматься жители Финикии, если их государство расположено на берегу моря? (Мореплавание, кораблестроение, торговля, рыболовство, ремесло).

3) В долинах (низменностях) чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными – на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы? (Финики, персики, виноград, оливки, торговля ими)

(Скотоводством) – мало места для пастбищ.

4) Что могут дать человеку горы? (Полезные ископаемые). Их в горах Финикии не было. (Лес) А вот леса было много, там растет уникальный материал – ливанский кедр. В связи с этим, чем могли заниматься жители Финикии? (Кораблестроение, торговля, ремесло)

Местоположение и природа Финикии Занятия жителей
1) Выход к морю (расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей). Мореплавание
Торговля
Кораблестроение
Рыболовство
Ремесло
2) Низменности Садоводство (финики, оливки, виноград, персики)
Торговля
Ремесло
3) Горы и возвышенности Кораблестроение
Торговля
Ремесло

2. Кораблестроение и мореплавание.

Слайд № 5

– Какие занятия повторяются чаще всего? (Кораблестроение, мореплавание и торговля). Это и были основные занятия финикийцев. Таким , вся жизнь финикийцев была связана с морем.

Слайд № 6

– Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? (корабли)

Познавательное задание.

– Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые. Догадайтесь, где на слайде они изображены?

– Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные и маневренные).

Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволяло грести значительно быстрее).

С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).

– Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара).

На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? (Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев).

Слайд № 7

– Ни один народ не объехал столько стран, сколько финикийцы.

– Что обозначает на карте кружок? (Город)

Термин (запись в тетради). Колония – поселение, основанное на чужой территории.

– Где основали свои колонии финикийцы? (на южном и западном побережье Средиземного моря)

Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения.

– Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название “Карфаген” переводится как “новый город”.

Слайд № 8

– Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись. Дайте заглянем в порт одного из городов Древнего мира.

Работа с документом.

(По рассказу древнегреческого историка Геродота.)

Финикийцы прибыли в греческий город. Они выставили товары на продажу. На берег моря среди прочих женщин пришла и дочь местного царя Ио. Женщины поднялись на корабль и покупали товары. Тогда финикийцы по условному знаку набросились на женщин. Большинство их спаслось бегством. Ио же с несколькими другими они захватили и поспешно отплыли.

Вопросы:

1) Что перед нами? (Исторический источник, документ)

2) Почему в греческих городах боялись финикийцев? (Они разбойничали, похищали людей, продавали их в рабство)

3) Почему они так поступали. Как данные поступки их характеризуют? Какая слава могла распространиться о финикийцах?

Слайд № 9

Познавательное задание.

Что бы это значило? (на слайде изображена контурная карта Африки и стрелки вокруг нее)

– Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. На своих кораблях они ходили даже вокруг Африки. Их корабли отплыли из порта в Красном море и лишь на третий год вошли в Средиземное море. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку.

3. Торговля. Изобретения финикийцев.

Слайд № 10

– Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Подумайте, а что могли предложить сами финикийские купцы? Работа с учебником стр.70,72. (Виноград, персики, оливковое масло, виноградное вино, финики, кедровый лес, рабов)

Слайд № 11

Познавательное задание.

– Финикийцы были не только кораблестроителями и мореплавателями. Они были изобретателями. Но все изобретения были так или иначе связаны с морем. Что изобрели финикийцы?

Рассказ учителя. Однажды финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.

– Догадайтесь, что открыли финикийцы? (Стекло)

Слайд № 12

– Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. А добывали ее из раковин моллюсков.

Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по – гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”. Почему именно так греки называли финикийцев?

4. Финикийский алфавит.

Слайд № 13

– В Финикии придумали очень простую систему письма. Не было в ней таких значков, которые выражали бы целое слово или слог.

– Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой.

Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов,— их было всего 22.

Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по – финикийски, без гласных.

Попробуйте догадаться, что здесь написано?

КРФГН – Карфаген
ГРВ – Егоров (фамилии одноклассников)
ЙСБКВ – Айсабекова
ВНВ – Иванова
ВЧНК – Ивченко

Слайд № 14

– Присмотритесь (можно использовать зеркало): финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего алфавита.

(Финикийские буквы – зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно "перевернули" и буквы. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.)

– Почему алфавит был нужен финикийцам? (Чтобы вести торговлю)

– Итоги урока. Решение проблемы.

Слайд № 15

А права я буду, если скажу, что финикийцы были лучшими мореплавателями Востока? Докажите это:

природные условия Финикии;
– наличие хороших кораблей;
– расположение Финикии на перекрестке торговых путей;
– основание колоний;
– развитие торговли и ремесла;
– изобретение алфавита помогало вести торговлю.

А теперь обратимся к теме нашего урока.

– Допишите название темы урока, как бы вы озаглавили наш урок, какое словосочетание придумали?

“Финикия – страна мореплавателей”.

Слайд № 16-17

Тест для закрепления (ответьте на вопросы и составьте график):

1. Что обозначает термин “колония”?

А) свободная территория; Б) поселение финикийцев в других странах; В) город – порт.

2. Что вывозили торговцы из Финикии?

А) бумагу и чай; Б) сахар и хлопок; В) строительный лес и стекло.

3. Финикийцы изобрели:

А) шахматы; Б) алфавит; В) компас.

4. Что в переводе с греческого означает “Финикия”?

А) страна пурпура; Б) страна у моря; В) страна, где растут финики.

Это финикийская буква “гимель” – первоначальное ее значение “верблюд”.

– Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Домашнее задание:

  1. Подготовить § 15,
  2. Ответить на вопросы к § 15;
  3. Рабочая тетрадь – задание № 63.

Литература.

  1. Волков А.В. Загадки Финикии. – М., Вече, 2006.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М., Просвещение, 2007
  3. Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. – М., Просвещение, 2001.
  4. Интернет-ресурсы: www.google.ru, www.yandex.ru