Организация туристско-краеведческой прогулки в близлежащий тихий сквер с детьми подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Маршрут проведения: МДОУ № 54 - Тихий сквер - МДОУ № 54.

Дата и время проведения: 18.05.2011г., 10.00 - 11.00

Ответственные за проведение: воспитатель - Фисовская Л.И., инструктор по физической культуре - Беседина И.А.

Цель: приобщение дошкольников к природоохранной деятельности через организацию туристско-краеведческих прогулок.

Задачи:

1) продолжать формировать у детей навыки осознанного здоровьесберегающего поведения в природе на основе бережного отношения к объектам природы, любви к родному краю;

2) закрепить знания детей о животном и растительном мире;

3) развивать навыки ориентирования на карте и на местности;

4) познакомить детей с правильным оформлением места привала;

5) воспитывать чувства товарищества, коллективизма, взаимовыручки;

6) развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

Словарная работа: туристы, поход, туристическое снаряжение, привал, рюкзак, палатка, компас, полоса препятствий.

Ход туристской прогулки

Действие происходит на территории дошкольного учреждения.

Воспитатель: знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!

Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, они не всегда замечают красоту окружающую нас, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей непоправимый вред. Все люди, живущие на нашей планете Земля должны охранять, беречь и преумножать её богатство. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в один из уголков нашего города.

Воспитатель: ребята, как называются люди, которые любят путешествовать?

Дети: туристы, спортсмены, путешественники.

Воспитатель: для чего путешествуют туристы и что они делают в походах?

Дети: туристы путешествуют по нашей огромной Земле, любуются красотой природы, охраняют природу, знакомятся с достопримечательностями родного края, отдыхают, загорают, проводят соревнования, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения, ловят рыбу, готовят на костре еду, поют песни под гитару и т.д.

Воспитатель: ребята, когда туристы отправляются в путь, что они с собой берут?

Дети: рюкзаки, палатки, запасные вещи, еду, воду, аптечку, компас, спички, верёвки, карту, фотоаппарат, бинокль и т.д.

Воспитатель: ну что ж, я вижу, что вы готовы отправиться в путешествие.

Ребёнок:

Если выйдем мы в поход, твёрдым будет шаг,
Не свернёт с пути никто! Только так! Только так!

Ребёнок:

Ведь туристы крепче стали, даже крепче чем гранит.
Сердце биться не устанет, как вулкан, оно кипит.

Старший воспитатель: ребята, сегодня в детский сад к нам пришло тревожное письмо, прочитайте его.

Ребёнок (читает письмо): Мои юные друзья! Сорока на хвосте принесла мне весть, что в вашем детском саду очень любят природу и путешествия. Поэтому я приглашаю вас в гости. Но у меня случилась беда. Справиться с ней поможете только вы. Прошу, помогите! Жду вас у муравейника. А дорогу ко мне укажет карта. Ваш Лесовичок.

Воспитатель: ну, что думаете, ребята?

Дети: мы согласны помочь!

Инструктор по физической культуре: необходимые вещи вами собраны, рюкзаки в порядке. Теперь нам необходимо запастись здоровьем для нашего похода (проводится разминка).

1. Самомассаж рук и упражнения для рук:

- потирание ладоней друг о друга;

- упражнение "Замок". И.п.: соединить ладони вместе, пальцы переплетены. С силой сдавить ладони. Наклонить "замок" вправо - влево. Вращать "замок" по кругу, по ходу часовой стрелки. Вращать "замок" по кругу, против движения часовой стрелки. Вывернуть "замок" ладонями вперёд, не разъединяя пальцев. Вернуться в исходное положение.

- упражнение "Игра на фортепиано".

2. Упражнения для ног:

- "лёгкие ножки" поочерёдное потряхивание левой и правой ногой;

- "качалочка" перекат стопы вперёд-назад (пятка-носок, носок-пятка);

- "гармошка" - (ноги вместе - ноги врозь);

- "ходьба на месте".

3. Дыхательная гимнастика:

- "задержим дыхание" - вдох на счёт 1-2-3-4-5-6 - задержка дыхания - выдох;

- "руки в стороны" - вдох, обхватить себя за плечи - выдох;

- "труба зовёт тебя в поход" - вдох - ту, ту, ту - на выдох.

Инструктор по физической культуре: все здоровы, можно отправляться в путь. Надевайте рюкзаки, помогайте друг другу.

Воспитатель: ребята, теперь вы окончательно готовы к нашему путешествию. Но выйдя из детского сада мы должны перейти с вами дорогу. Как правильно это сделать?

Дети: перекрыть дорогу дежурными с красными флажками и, когда машины остановятся, по зебре быстро перейти дорогу.

Действие переносится в Тихий сквер по ул. Урицкого, между ул. Р.Люксембург и ул. Комсомольской. Перейдя дорогу, воспитатель обращает внимание детей на указывающий знак на карте и на местности "Дорога налево".

Воспитатель: - Кто шагает дружно в ряд?

Дети: - Туристический отряд!

Воспитатель: - Одолеет кто дорогу?

Дети: - Кто всегда шагает в ногу?!

Воспитатель: - Ну а если вдруг беда?

Дети: - Не сдадимся никогда!

Воспитатель: - Если вдруг комар укусит?

Дети: - Никогда турист не струсит!

Воспитатель: - Ну, а если вдруг медведь?

Дети: - Вместе будем песни петь!

Воспитатель: - Ветер в реку вас угонит?

Дети: - Выпьем реку, не потонем!

Воспитатель: - Смерч вас на небо забросит?

Дети: - Там зайдём мы к солнцу в гости.

Воспитатель: - Не вернетёсь же, сгорите!

Дети: - Нет уж, дудки, и не ждите!

1. Остановка "Цветочная поляна".

Воспитатель: ребята, посмотрите на какую красивую полянку мы с вами попали. Как здесь много красивых цветов. А вы знаете, где могут расти цветы?

Дети: в саду - растут садовые; на лугу - луговые; в лесу - лесные; в поле - полевые.

Воспитатель: как вы думаете, что нужно для того чтобы цветы выросли душистыми, ароматными, красивыми?

Дети: земля, вода, тепло, забота людей.

Воспитатель просит детей перечислить названия знакомых им лесных цветов.

Дети: подснежники, первоцветы, мать-и-мачеха, одуванчик, клевер, пастушья сумка, ромашка, медуница и т.д.

Воспитатель: замечательно! А теперь мы поиграем с нашими любимыми цветами.

Проводится д/и "Найди пару", в которой дети находят пару своему растению, рассказывают всё, что знают о цветке и его лечебных свойствах.

Инструктор по физической культуре проводит п./и "Садовник".

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на карту, куда же нам держать путь?

2. Остановка "Муравейник".

Дети определяют по условным обозначениям муравейник. У муравейника ребят ждёт Лесовичок.

Лесовичок: Ох-хо-хо. Кто это идёт сюда? Здравствуйте, здравствуйте!

Дети: здравствуйте, дедушка, мы сегодня идём в поход. Разрешите нам пройти по вашему лесу.

Лесовичок: кто вы, ребята? Туристы - это хорошо, я люблю, когда настоящие туристы приходят в мой лес. Это те, кто знает правила поведения в лесу и ведут себя так, как написано в правилах. А вы знаете правила поведения в природе? Как нужно вести себя в лесу?

Дети: в лесу, как в гостях, надо быть вежливым: не ломать ветки, не рвать цветы, громко не кричать, не обижать животных, птиц, не разорять муравейники, птичьи гнёзда, не оставлять после себя мусор.

Дети устанавливают таблички с правилами поведения в природе.

Лесовичок: что можно сказать о полезных и вредных животных, растениях, насекомых, грибах?

Дети: в природе нет ни полезных животных, ни вредных - есть только необходимые.

(Дети читают стихотворение Б.Заходера "Про всех на свете").

Лесовичок: ребята, а письмо вы моё получили? У меня в лесу большая беда - засыхают кустарники, деревья, животные и птицы собираются уходить и улетать в другие леса. Помогите, пожалуйста, решить мне эту проблему!

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чем можно помочь Лесовичку?

Проводится акция "Посади дерево - подари планете жизнь".

Дети вместе с взрослыми сажают саженцы растений.

Лесовичок: большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Кустарники и деревья подрастут, будет много корма для животных и птиц, и много чистого свежего воздуха. На память вам всем и в знак благодарности я хочу подарить вот эти значки. Теперь вы можете продолжать путь дальше.

3. Остановка. Полоса препятствий, спортивное ориентирование на местности.

1) "Перейди болото" (прыжки из обруча в обруч);

2) "Проползи через тоннель";

3) "Перейди через мост над горной речкой".

4. Остановка. Привал.

Воспитатель: посмотрите, ребята, на карте ещё один значок. Кто из вас знает, что он обозначает?

Дети: это привал.

Воспитатель: что делают туристы, когда располагаются на привале?

Дети: ставят палатку, разводят костёр.

Воспитатель: для чего нужна палатка? Для чего нужен костёр?

Дети: в палатке можно отдохнуть, полежать, сложить вещи, рюкзаки. А костёр нужен для того, чтобы погреться, просушить промокшую одежду, накипятить чай, сварить еду.

Воспитатель: сегодня на привале мы будем учиться ставить настоящую палатку.

А вот нужен ли нам сегодня костёр? И подходящее ли для него место?

(Обсуждение проблемной ситуации).

Дети: значит, сегодня мы только поставим палатку. Отдохнём около неё, поиграем.

Ставится палатка, дети помогают взрослым. Когда поставлена палатка, предлагаем ребятам достать из рюкзаков коврики, присесть на них отдохнуть, спеть песню "Марш туристов" (на мотив к\ф "Кавказская пленница"). Детям предлагаем протереть влажными салфетками руки и подкрепиться соком и печеньем.

Инструктор по физической культуре проводит п./и, командные игры-эстафеты.

  • "Попади в цель" (метание шишек в обруч);
  • "Передай флажок";
  • "Кенгуру".

Выбираются победители.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Давайте отметим на карте: кому, что больше всего понравилось и на каком объекте.

(Проводится рефлексия мероприятия детьми и участниками туристской прогулки: красными кружочками - что понравилось, а зелёными - не очень понравилось.)

Воспитатель: какая красивая получилась у нас карта. Она будет напоминать нам о нашем замечательном походе.

Ребёнок: Вот и закончился наш поход, все мы отдохнули.

Поясочки затянули, рюкзаки поправили, и домой отправились.