Проект. Нетбук на уроках физики в условиях сельской школы

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Цель урока: разработка методики использования нетбуков на уроках физики в 7–9-х классах в условиях сельской школы.

Задачи:

  1. Разработка состава материально-технической базы проекта. Выбор параметров оборудования, запланированного для установки в кабинете физики.
  2. Разработка системы методических материалов для проведения уроков физики в 7-9 классах с использованием нетбука. Размещение методической копилки в Интернете.
  3. Тестирование оборудования и методической системы. Проведение уроков. Внесение корректировок и дополнений.

Значимость и актуальность.

В рамках развития системы образования Пензенской области каждый учитель получил нетбук. В связи с этим возникла необходимость разработки системы их использования. В проекте сделан акцент на особенности сельских школ по данному направлению. Прежде всего, это работа в классах с наполняемостью менее 14 человек. Второй аспект, это работа в учебных классах, не оснащённых мультимедийными досками и проекторами. Предварительный анализ показал, что с нетбуком можно использовать монитор (при отсутствии в учебном классе проектора и экрана). При наполняемости до 10 учащихся в классе, соблюдается необходимое расстояние от монитора до глаз школьников. При этом зрительная нагрузка не превышает норм для просмотра телевизионных программ. Целесообразно использовать мониторы с диагональю 24 дюйма.

Инновационность проектной идеи.

Проект предполагает размещение методического материала в Интернете. Это позволит коренным образом модернизировать педагогическую практику. Нетбук, с подключением к Интернету с помощью USB-модема, позволит провести качественную подготовку учителя к уроку. И кроме этого использовать материал на уроке непосредственно с сайта, без предварительного скачивания.

Транслируемость проектной идеи.

Любой учитель сможет использовать материалы методической копилки непосредственно в ходе урока. Это может быть текущий урок в своём классе, мастер-класс на базе другой школы или демонстрационный урок в рамках проведения педагогического конкурса.

Использование проектной идеи может стать массовой в условиях школ, в которых 100% учащихся имеют дома компьютер с подключённым Интернетом. В этом случае материалы проекта можно рекомендовать и для закрепления изученного материала при выполнении домашнего задания.

Актуальным для реализации приоритетных направлений образования может стать включение проекта в список материалов, предназначенных для дистанционного обучения детей-инвалидов.

План реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

Определение темы, цели и задач проекта. Определение необходимой материально-технической базы. Определение сайта для размещения методического материала.

Срок: до 1 сентября 2011 г.

2. Начальный этап реализации проекта.

Подбор элементов материально-технического обеспечения в дополнение к нетбуку.

Срок: сентябрь 2011 г.

3. Определение структуры и размещение методического материала.

Срок: октябрь 2011 г.

4. Формирование дополнительного материала. Поиск авторов, разрешающих использование их материалов в проекте. Тестирование материалов.

Срок: ноябрь 2011 г.

5. Проведение уроков физики в 7-9 классах в МБОУООШ с. Новые Забалки. Презентация своего педагогического опыта, публикация статей о проекте.

Срок: декабрь 2011 г.

Подготовительный этап реализации проекта.

В нашей школе 12 учителей. Оборудован компьютерный класс. В кабинете 11 компьютеров и мультимедийный проектор. Мультимедийной доски нет.

В школе проводился мониторинг использования компьютера на уроках (пока такие уроки проводятся в компьютерном классе).

 

Периодичность май 2009 май 2010 май 2011

Число учителей / процент

1 не использую 5 уч. / 42% 2 уч. / 16 % 1 уч. / 8 %
2 1 раз в месяц 5 уч. / 42% 6 уч. / 50 % 2 уч. / 16 %
3 1 раз в неделю 2 уч. / 16% 4 уч. / 34% 9 уч. / 76%

В декабре 2010 года проводилась неделя использования ТСО на уроках. Проблема дефицита компьютерной техники проявилась очень наглядно. Возможности компьютерного класса не смогли удовлетворить потребности всех учителей.

После получения нетбуков было принято решение о снижении нагрузки на компьютерный класс. Потребовалось выработать стратегию и определить материально-техническое оборудование для продуктивной работы с нетбуками на уроках. Разработка велась для кабинета физики. Оборудование временно взято из компьютерного класса.

Целесообразным оказался следующий комплект материально-технического оборудования в дополнение к нетбуку.

  1. Монитор.
  2. Настольные стереодинамики и микрофон.
  3. USB-модем.
  4. Внешний CD-ROM.
  5. Сетевой фильтр.

Реалистичность проекта.

Проведены пробные уроки с использованием нетбука и оборудования, взятого из компьютерного класса (монитор и настольные стереодинамики). Уроки получились увлекательные и продуктивные.

Определён сайт для размещения материалов проекта и методической копилки. Сайт назван “ФИЗМИР” и расположен по адресу http://fizmir.narod.ru. Вопросы методических копилок я уже рассматривал в статье “Компьютерная поддержка уроков (КПУ)”, представленной на Всероссийской научно-практической конференции “Наша новая школа” 7 апреля 2010 года.

Методика использования нетбука и монитора была представлена на районном семинаре по физике 18 марта 2011 года. Урок был проведён по теме “Характеристики электрического тока”. Учителями района была отмечена целесообразность использования методики в классах с малым числом учащихся. Опыт рекомендован для распространения.

Критерии реализации проектной идеи.

1. Основным критерием реализации проектной идеи станет оборудование кабинета физики. В нём станет возможным проведение полноценных уроков с использованием файлов компьютерной поддержки уроков (КПУ).

Примеры файлов КПУ: презентации, видео, мультфильмы, аудио, видеоэксперименты, видеотаблицы, видеоучебники, флеш-учебники, флеш-эксперименты, флеш-игры.

С информацией о поиске и размещении файлов КПУ я выступал на региональной научно-практической конференции “Пензенская школа – школа социального действия” 27 октября 2010 года с материалом “Сетевые проекты. Где разместить свою разработку?”

2. Дополнительным критерием реализации проектной идеи выступит работоспособность сайта “ФИЗМИР”, размещённого по адресу http://fizmir.narod.ru. На сайте будут размещены личные разработки (презентации, фотографии, видеофрагменты) и свободнораспростаняемые файлы. Положительным фактором результативности станет согласие учителей на размещение их авторских разработок. По окончании проекта я планирую провести анализ посещений сайта.

Примерные расходы в ходе реализации проекта.

  1. Приобретение оборудования – 30 тыс. руб.
  2. Приобретение книг и учебно-методических пособий – 2 тыс. руб.
  3. Затраты на подписные издания – 4 тыс. руб.
  4. Оплата курсов повышения квалификации – 2 тыс. руб.
  5. Оплата услуг Интернета на 10 мес. – 4 тыс. руб.
  6. Содержание и обслуживание множительной техники – 4 тыс. руб.
  7. Оплата публикаций – 4 тыс. руб.

Перспектива.

Распространение опыта работы среди учителей нашей школы позволит более продуктивно использовать информационно-коммуникационные технологии и снизит нагрузку на компьютерный класс.

Использование комплекта “нетбук + настольные стереодинамики” уже нашло своё применение при проведении внеклассных мероприятий и уроков музыки.

Для полноценной реализации идеи проекта в каждом учебном классе обязательно приобретение мониторов. Другое оборудование можно добавлять по необходимости.

В результате каждый учитель сможет использовать нетбук на уроке в своём учебном классе по мере необходимости и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Следует отметить, что идея проекта предусматривает возможность творческого применения инновации. Используя идею моего проекта, каждый учитель может вносить собственные коррективы в рамках любого предмета учебной программы или программы дополнительного образования. Надеюсь, что проект будет интересен и учителям, работающим над разработкой программ внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Пензенской области. В связи с этим проект может быть интересен не только учителям сельских школ.

Таким образом, распространение моего опыта среди учителей Пензенской области будет способствовать развитию системы образования в целом.

Проект уже получил высокую оценку на Всероссийском конкурсе “Школа будущего вместе с Intel”. Я стал лауреатом этого конкурса. Информация размещена на сайте http://edugalaxy.intel.ru

Я стал победителем областного грантового конкурса “Педагогическая инициатива”. На выделенные деньги куплено оборудование. Фрагмент урока представлен в приложении <Приложение 1>.

В нашей области нетбук есть у каждого учителя. Поэтому на уровне школы удаётся сформировать мобильный нетбук-класс для учащихся. Фрагмент урока представлен в приложении <Приложение 2>.