Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обществознания через введение психологического практикума

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба


Цель.

Создание специальных психолого-педагогических условий на учебных занятиях по обществознанию в 6-11 классах для формирования способов самопознания и социально положительной продуктивной саморегуляции через активное усвоение обучающимися значимой социально-психологической информации.

Задачи:

- изучение в соответствии с возрастными особенностями актуальной психологической информации;

- усвоение различных продуктивных вариантов разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов;

- складывание позитивной и социально обусловленной иерархии в соподчинении личных, внутригрупповых, коллективных и общественных мотивов;

- развитие качественной положительной самооценки и продуктивной критичности в отношении собственных интенций и поступков;

- развитие эмпатии и толерантности в отношении успеха и неуспеха других;

- построение личностной перспективы общего и профессионального роста.

Условия возникновения

Цель педагогического сопровождения – научение моделям оперантного и функционального поведения, которые обеспечивают нашим ученикам конкурентоспособность в рыночной экономике и современной жизни, стрессоустойчивость, достаточный запас психологической надёжности, развитие социального интеллекта и толерантность общественного сознания. Гуманитарная направленность психологических установок педагога, его включённость в развитие внутришкольных образовательной и воспитательной систем, в рамках которых идёт совершенствование социально-психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными или проблемными детьми и подростками, их родителями в ситуациях межличностных конфликтов, при нарушении педагогического общения, семейного неблагополучия, определяют необходимость оптимизации субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса. Реализация президентских инициатив “Наша новая школа” требует разработки педагогом персональной программы психолого-психологической поддержки талантливой молодёжи, коррекции личностного развития подростков, склонных к систематическому непосещению школы, пропускам учебных занятий, а, следовательно, образующих группу риска по подростковой наркомании, алкоголизации, совершению правонарушений. Обозначенные категории школьников выступают сложным субъектом образовательного и воспитательного воздействия даже для оптимистично настроенного педагога, для педагогически компетентного, самоотверженного и терпеливого родителя, так как подростковое самосознание ориентировано на себя, на друзей, на ценности, конфронтационные миру взрослых, родителей, учителей. Одарённым детям зачастую непросто выстроить межличностный план взаимодействий и со сверстниками, у которых иной круг интересов и с педагогами, многие из которых продолжают мыслить стереотипно, и с родителями, которые нередко действуют авторитарно. Проблемные подростки оказываются закрытыми для социально позитивного воздействия в силу значительного изменения иерархии ценностей: сначала удовольствия, чем хуже - тем круче и здесь, конечно, педагоги воспринимаются как ретрограды, а родители либо как деспоты, либо как попустители. Поэтому поиск диалога, перспектив сотрудничества педагога и одарённого ребёнка, педагога и проблемного подростка, который не хочет идти в школу, не хочет учиться, возможен через проектирование собственной мотивации к формированию новых позиций общения в школе, во внеурочной деятельности, в педагогических и детско-родительских отношениях.

Школьная жизнь ребёнка любого возраста - это постоянное восхождение к вершинам самоактуализации и самореализации, причём естественным образом, через падения и взлёты. А обеспечить запас жизненной прочности в преодолении трудностей личностного развития может именно учитель, инструментами которого является учебный предмет, педагогическое мастерство и личностное творческое состояние (настороженность, креативность, любознательность и, конечно, ответственность за каждое сказанное слово и каждое педагогическое действие).

В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чём самоценность уроков обществознания. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Развивая в учениках именно эти качества, делается акцент на результате обучения не как сумме усвоенной информации, а как способности учащегося определённого возрастного периода действовать в различных ситуациях. При использовании метода психологического практикума на уроках обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается личностное противоречие или конфликт социального генеза, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему межличностного взаимодействия. В классе организуется групповая дискуссия, предлагается наметить стратегии решения выделенной проблемы (“мозговая атака”). Принимаются самые разные варианты, так как обеспечивается настрой на коллективное и индивидуальное творчество.

Одним из основных принципов в преподавании обществознания является фасилитаторская позиция педагога, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.

Применяются различные приёмы организации познавательной деятельности для стимулирования процесса самопознания и саморегуляции, начиная с пятых классов: выполнение тестовых психодиагностических заданий на выявление собственных характерологических и темпераментных особенностей; использование проективных методик для реализации творческих образных заданий; презентация на уроке психологических этюдов на развитие регулятивных функций; проигрывание ситуаций стрессогенного содержания в контексте психологического тренинга. В старших (9-11) классах основное внимание уделяется обучению приёмам построения личностной траектории саморазвития.

Занятия психологического практикума, которые ведутся интегрировано на уроках отработки умений и навыков, позволяют сопровождать развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации. Здесь происходит овладение регулятивными компетенциями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях, формируется опыт оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; накапливается опыт участия в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, выполнения творческих работ по обществоведческой тематике.

Актуальность

Перспективы развития современного общества закономерно обусловливают значимость гуманитарного образования как инструмента самопостроения растущей личности школьника, что способствует социализации на каждом возрастном отрезке и особенно важно для оформляющегося эколого-информационного пространства; учит современным формам общения, эффективным стратегиям разрешения межличностных и социальных конфликтов; развивает способность осваивать информацию и принимать рациональные решения. Приоритеты складывания гражданского общества, укрепления правового государства требуют обеспечить самоопределение выпускника средней школы, создать условия для его самореализации: сегодня востребован определённый тип личности, обладающий качествами, необходимыми для построения профессионального плана действий, обеспечения высокой социальной мобильности: умением приспосабливаться к изменениям; гибкостью; способностью работать больше, чем в одной профессии; любознательностью; способностью сохранять самообладание в условиях неопределенности; умением накапливать опыт в нескольких областях; способностью к созиданию и творчеству. Следовательно, существуют противоречия:

- между нормативными требованиями общества и регулятивными возможностями растущей личности;

- между возрастными потребностями школьника кризисного периода и образовательно-развивающими возможностями учебно-воспитательного процесса.

В современной школе первоочередная роль отводится формированию операционных и функциональных компетентностей, метапредметности знаний и умений, которые создают основу гражданско-правового образования и воспитания. В центре внимания педагогического коллектива остаётся проблема социализации личности каждого ребенка. Под постоянным контролем администрации и социально-психологической службы находится уровень обучаемости и социального интеллекта школьников. Преподавание, руководствующееся принципами личностно-ориентированного и развивающего обучения базируется на психолого-педагогической компетенции. В силу этого обобщение данного педагогического опыта является актуальным. Его применение возможно не только учителями обществоведческого цикла. Технология опыта может быть использована гибко как опытными, так и молодыми учителями, а также в классах разного уровня обучаемости и обученности.

Новизна

Новизна представляемого педагогического опыта заключается не в формировании принципиально новой технологии, методов и приёмов деятельности учителя, а в попытке наиболее полной реализации возможностей сочетания различных компонентов образовательного процесса, внедрения психологического сопровождения в занятия практической направленности. Следует отметить, что новизна инновационного педагогического опыта заключается в следующем.

1. Приведение в систему и объединение в единый комплекс целей, методов, средств обучения для осуществления личностно- ориентированного подхода в преподавании обществознания как дисциплины, обеспечивающей формирование и развитие регулятивных компетенций обучающихся различных школьных возрастов.

2. Создание активной познавательной атмосферы с целью переориентации сознания учащихся на то, чтобы учение из каждодневной принудительной обязанности превращалось для них в часть общего знакомства с собственным внутренним миром, что является составляющей частью социализации личности.

3. Применение системного анализа содержания учебного предмета , что позволяет оперативно подобрать оптимальную технологию обучения для каждого урока практической направленности.

4. Разработка новых технологий развивающего обучения через внедрение в учебные занятия проективных психодиагностических методик и форм тренинговой групповой работы.

5. Достижение высокого уровня обобщения материала личностно- ориентированного содержания путём его ситуативной вариативности.

6. Модернизация урока-практикума. Предпочтение отдаётся его нетрадиционным формам (групповая дискуссия, психологические этюды, вербализация процесса самопознания).

7. Адаптация методов, приёмов, видов деятельности учителя и учащихся различных категорий для дифференцированного обучения.

8. Комплексное применение коллективной, групповой и индивидуальной работы класса в диагностическом, коррекционном, развивающем направлениях.

Адресная направленность

Представленный опыт может быть использован учителями обществоведческих дисциплин, а частично-преподавателями других предметов. Особых условий для применения описываемых способов и приёмов создавать не надо, так как они свободно реализуются реализуется в условиях обычной общеобразовательной школы. Главные требования – это наличие высокопрофессиональной подготовленности учителя, его нацеленность на ребёнка, осознаваемое стремление творить каждый день и на каждом уроке. В дальнейшем предполагается распространение данной педагогической инновации через публикации вариантов экспериментальной программы “Психологический практикум на уроках обществознания”, сценариев занятий по изучению самооценки, стратегий поведения в конфликте, по разработке индивидуальных траекторий самопознания, по психологическим и социологическим компонентам рационального экономического поведения. Планируется проведение мастер-классов для педагогов района и в рамках курсовой подготовки на базе ВИПКРО. 

Трудоёмкость опыта, трудности в работе:

 - необходимо понимание учителем значимости реальной психолого-педагогической компетенции и мотивированность на приобретение актуальной социально-психологической информации. Так, автором представляемой работы за последние три года были пройдены курсовые подготовки при ВИПКРО по исследовательскому подходу педагога, по алгоритму создания педагогической разработки, дистанционные курсы по истории на базе сайта “Первое сентября”;

- учителю приходится конструировать каждый урок-практикум, отбирая и компилируя диагностический и дидактический материал по нескольким источникам, так как часто методическая литература или отсутствует, или не подходит для реализации поставленных задач;

- преподавание любого предмета невозможно без воздействия на эмоционально-нравственную сферу ребёнка, а особенно без формирования его регулятивных компетенций; здесь обусловлен постоянный поиск новых и более адекватных информационно-коммуникативных средств;

- присутствуют трудности в распространении опыта: требуются дополнительные возможности для публикаций наработанного материала и организации видеокурсов онлайн.

Обозначенные проблемы оставляют значительный простор для педагогического творчества и являются источником профессионального оптимизма.

Теоретическая база

В основе инновационного опыта – реализация принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения в целях социализации учащихся через практическое усвоение значимой психологической информации.

“Психологический словарь” 2009 г. определяет социализацию личности как:

- процесс вхождения индивида в социальную среду (социум);

- овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности;

- преобразование реально существующих отношений в качества личности;

- весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений;

- процесс, посредством которого люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом;

- активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации;

- постепенное расширение индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности;

- процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

А самопознание характеризуется как процесс построения Я-концепции через изучение следующих личностных компонентов:

- потребностно-ценностная сфера;

- иерархия соподчинения мотивов;

- регулятивная сфера, представленная уровнем притязаний и уровнем самоконтроля;

- мотивационная сфера, показывающая личностную заинтересованность в разработке траектории достижений (рациональность экономического поведения, развитие социального интеллекта).

Определяющее значение для процессов социализации личности имеет социальное воспитание. В качестве институтов, осуществляющих подобные государственные и частные воздействия, рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые коллективы, общественные организации, интенции самовоспитания и самообразования.

Понятия “социализация личности” и “процесс самопознания” становятся смыслообразующими, если “несоциальность” и “психологическая леность” индивида в процессе воспитания в обществе не без сопротивления будут преодолеваться.

Теоретической базой представляемого опыта стали теории развивающего, личностно-ориентированного обучения, интеграции практической психологии и дидактико-коммуникативных обучающих направлений.

Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. В данном случае использованы идеи Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина о соотношении обучения и развития: а именно – о существующем единстве, но не тождестве процессов обучения и внутренних процессов развития, о том, что всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз - как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.

Основу конструирования уроков-практикумов составили принципы дидактической системы Л.В. Занкова:

1. Обучение на высоком уровне трудности.

2. Ведущая роль теоретических знаний.

3. Высокий темп изучения материала.

4. Осознание школьниками процесса учения.

5. Систематическая работа над развитием всех учащихся. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение. Он оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена. Теоретические изыскания В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о содержании основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий. С позиций коллектива по Эльконину, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии. Осуществление самопознания учащимися определяет развитие познавательной и личностной сфер. Приобретение ребёнком потребности в изучении самого себя и окружающих людей, соответствующих мотивов самоанализа способствует развитию мотивации учения вообще. Несмотря на то, что выше указанные теории разработаны для младших школьников, они применимы в среднем и старшем звене. При создании теоретической базы инновационного опыта значительную помощь оказали работы Н.Г. Дайри, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.М. Матюшкина – по содержанию проблемного обучения; А.К. Марковой, Н.С. Лейтес по активизации учебной деятельности учащихся.

Формирование концепции было обеспечено анализом исследований современных отечественных и зарубежных психологов и обработкой материалов социально-психологического мониторинга последних пяти лет (на базе МЭП по психологическому сопровождению УВП). Особенно следует отметить следующие работы:

- Н.Н. Ежова, Диагностика интеллекта и креативности. - Ростов-на-Дону, 2009.

- И.В. Чумаков, Психологическая карта учащегося группы риска. - Волгоград, 2008.

- А. Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 2003.

- Ф. Пёрлз, Практикум по гештальттерапии. - Красноярск, 2001.

Педагогическая идея

“Развитие регулятивных универсальных учебных умений средствами психологического практикума на уроках обществознания через организацию индивидуальной и групповой работы по самопознанию”.

  Цель реализации ведущей педагогической идеи:

- формирование регулятивных компетенций самоанализа и самоконтроля учащихся 6–11-х классов соответственно возрастным потребностям и возможностям, что обеспечит позитивную социализацию личности и включение выпускников основной и средней школы в новый социум.

Социальный заказ общества - это личность,

- интегрированная в социальную среду;

- владеющая умениями и навыками практической и теоретической деятельности;

- критично усвоившая опыт общественной жизни и общественных отношений;

- умеющая жить совместно с другими и эффективно взаимодействовать друг с другом;

- освоившая культуру человеческих отношений, определённые социальные нормы, роли, функции;

- овладевшая умениями и навыками, необходимыми для их успешной реализации;

- присвоившая психологический опыт сферы собственного общения и деятельности;

- обладающая самосознанием, рефлексией, нравственно-этическими интенциями и активной гражданской позицией.

Цель достигается через преодоление противоречий:

 1. Обществу и государству нужна такая личность, которая использует основные формы и средства самопознания и самоконтроля в различных коллективах на основе нравственных норм и идеалов. Однако, у человека не всегда сформированы регулятивные навыки, ему трудно бывает сделать нравственный выбор, что и ведёт к конфликтам различного генеза.

2. От человека требуется умение ориентироваться в таких формах теоретического познания , как научное, правовое, эстетическое, этическое и других, составляющих основу научного мировоззрения. Знаний человека, особенно молодого недостаточно. Возникает разрыв между познавательными силами учащегося, увеличивающимся потоком информации и способностью регулировать собственное отношение к окружающему миру и собственное поведение.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формировать гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого обществ, личность, мотивированную на постоянное самопознание и саморазвитие.

2. С ориентации на предмет переходить к ориентации на ребёнка, на формирование социальной и коммуникативной направленности его личности.

3. Стимулировать познавательную активность учащихся. Необходимо не просто развивать ум ребёнка, надо приобщить последнего к интеллектуальному труду; воспитывать человека, способного самостоятельно добывать знания.

4. Формировать систему нравственных ценностей учащегося и, особенно, ценности духовного роста, ответственность и чувство долга.

5. Обеспечить расцвет творческих возможностей учащихся, развить их способности к самореализации. И это несмотря на то, что творческие личности, как правило, чужды конформизму и не всегда “удобны” для общества.

А) Развивать средствами интеграции обществознания как учебной дисциплины и психологической компетенции педагога творческие возможности всех без исключения учащихся, чтобы они были способны в итоге не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности;

Б) Помочь одарённым детям стать творческими личностями и одновременно усилить их адаптивные возможности. Адаптировать в образовательный процесс детей группы риска, повысив их самооценку и уровень притязаний.

6. Формировать научное и гуманистическое мировоззрение, целостную картину окружающего мира и гармоничное отношение к собственному внутреннему миру, чтобы было легче приспособиться к постоянно меняющимся условиям и повышающимся требованиям личностной адаптивности.

7. Для того чтобы ребёнок мог сравнительно безболезненно войти во взрослый мир, необходимо формировать у него коммуникативную компетентность.

Технология

Технология - это методы и способы воздействия на сырье и материалы. Если говорить о педагогической технологии, то приходится признать, что “материалом” является ребёнок. Но ученик это не “tabula raza”. Он должен находиться в субъектной позиции: воздействуя на ученика, педагог предполагает рефлексию при наличии обратной связи. Реализация принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения позволяет этого добиваться. В технологии представляемого опыта важен отбор не столько содержания, сколько выбор оптимальных методов, приёмов, форм индивидуальной и групповой работы.

1. В отборе содержания обществоведческих курсов с 6-го по 11-й класс приоритетна идея об обществе как целостной, динамичной, развивающейся системы. Изучая личность, учитывается, что она многогранна и сложна, что её социализация происходит через собственное внутреннее сопротивление.

2. Выбор оптимальных приёмов и методов также определяется основной педагогической идеей. Большое внимание здесь уделяется дифференцированному подходу в обучении; сочетанию фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; постоянной активизации познавательной деятельности учащихся; формированию их творческих способностей. Один из главных принципов развивающегося обучения и личностно-ориентированного обучения - разнообразие познавательной деятельности учащихся, стимулирование аффективно-эмоциональной и перцептивной составляющих коммуникативного процесса. Используются различные формы занятий-практикумов; эвристическая беседа; групповая дискуссия; сочетание в одном уроке-практикуме элементов мини-лекции по психологическому материалу, беседы с ситуативными заданиями, дискуссии по проблемным вопросам; урок экспресс-диагностики; урок проективных заданий; урок-игра (ролевая, дидактическая); лабораторная работа по текстам социолого-психологического содержания; урок в форме “круглого стола” по определённой проблеме самопознания; семинар по предварительно заданным ситуативным материалам; урок на основе элементов социально-психологического тренинга. В качестве форм внеклассной работы используются индивидуальные и групповые творческие задания: составление проблемных ситуаций, тестов с психологическим и социологическим подтекстом. Для одарённых учащихся предлагается написание докладов, рефератов (с их защитой), исследовательских работ по проблемам конфликтологии, формам социологического и политологического сознания. Цель – овладение навыками теоретической и практической деятельности.

3. Обществознание в рамках учебного предмета оптимально развивает мышление и рефлексивное сознание при условии, что ученик не только приобретает знания, но и усваивает способы приобретения этих знаний. Не воспроизводить готовые интерпретации обществоведческого характера, а создавать “собственную перспективу общественного развития”, “собственную траекторию самопознания и саморазвития”. Школьник в этом случае становится реальным субъектом процесса постижения истин, которые могут быть относительными и нести в определённом смысле самостоятельные интерпретации событий и явлений. Особое значение приобретает работа с диагностическими и проективными материалами. Например, в 6-ом классе на уроке-практикуме по теме “Человек” при исследовании самооценки и построении положительной Я – концепции учащиеся используют методы индукции и дедукции, составления словесного портрета на основе эмоционального отношения к репродукциям картин и стихотворным произведениям. Это позволяет вести групповую дискуссию, а также представлять индивидуальные проекты. 

4. В организации психологического практикума значительное место отводится проблемно-поисковому методу и такой форме проведения уроков как эвристическая беседа с элементами социально-психологического тренинга. Здесь разбирается психологическая природа агрессии, механизмы психологической защиты, девиации, аддикции и их профилактика (7 класс); выявляется психологическое содержание самореализации и самоактуализации (8 класс); устанавливаются психологические механизмы правовой социализации (9 класс).

5. Большое значение для накопления социально-культурного и психологического опыта обучающихся имеет деятельностный подход в обучении. Например, в 10 классе при изучении психологических механизмов рационального и нерационального потребительского поведения применяется дидактический приём усложнения ситуативных заданий. В старших классах способные учащиеся привлекаются к проведению занятий: разыгрывается форма активно-ролевого урока. Учащиеся при этом делятся на группы. Сюжетные вопросы заранее известны. Но каждая группа предлагает различные вариации ситуативных изменений. Эффективность такой работы очевидна: обучающиеся включены в познавательную деятельность, в общение, в построение личностной траектории развития.

6. При формировании социокультурных и психологических компетенций используются следующие проективные упражнения

Тема обществоведческого курса Содержание формируемых психолого-педагогических компетенций Упражнения
1-2. Самооценка, её содержание и исследование Создание условий для рефлексивного отношения к содержанию самооценки; формирование установок на самоанализ желаний, действий, последствий поступков Упражнение: “Белое – черное”.

Упражнение: “Качество – антикачество”.

Представление домашних списков качеств в форме игры: “Поведай старцу о себе...”

Домашнее задание: составить самоотчёт о школьном дне с элементами самоанализа

3. Ролевое поведение в семье Формирование установок на взаимопонимание, принятия позиций другого Игра: “Зеркало – наоборот”.

Игра: “Сломанный телефон”

Обсуждение: “Что нам нравится и не нравится в других?”

Домашнее задание: в парах приготовить “Упрямого” и “Уговаривающего”.

4. Структура познавательной деятельности Развитие “нового” рефлексивного отношения к своему посещению школы как необходимости, удовольствию, как к “пространству общения, самовыражения, альтернативного поведения” Упражнение: “Продолжи фразу...” (подбираются начала фраз с “провоцирующим” содержанием, например, “мне не хочется что-то сегодня в школу...”)

Обсуждение домашних самоотчётов: называние причин плохого настроения, недовольств, происходящих конфликтов. Поиск “универсальных правил”, как “уговорить себя, заставить, настроить на “школьный” лад”.

Домашнее задание: рисунки в цвете “Я и школа”, “Я – в школе”

5. Монотонная и творческая деятельность Формирование ценностного отношения к собственному внутреннему миру, развитие качественности самооценки Групповая дискуссия по рисункам. Обсуждение положительных и отрицательных личностных качеств из предложенного перечня.

Упражнение: “Горячий стул”.

Домашнее задание: составить личный список качеств “идеала” и антиидеала” с указанием собственных качеств

6. Психологическая природа менталитета Формирование личностных установок на позитивное, продуктивное общение; поиск “резервов” личного жизненного опыта Обсуждение “придуманных правил”.

Упражнение: “Трибуна моралиста”

Групповая дискуссия по проблеме: “Почему хочется нарушать правила?”

Домашнее задание: придумать “действенные наказания” для нарушителей, хулиганов, преступников.

7. Психологическая природа этических чувств Создание условий для реализации в школьных ситуациях принятых принципов хорошего настроения Игра: “Школьный калейдоскоп” (набирается, возможно, большее количество школьных ситуаций, которые анализируются на основе принятых принципов)
8. Три стороны общения как коммуникативной деятельности Создание условий для складывания иерархии положительных мотивов общения в школе с одноклассниками, учителями, в семье с родителями, родственниками Игра: “Телевизор” (представление разнообразных ситуаций “школьного общения”, обсуждение положительных форм общения).

Упражнение: “Дерево” (на основе проективных рисунков разбираются потребности в общении и стили поведения собеседников).

Домашнее задание: проследить “школьный конфликт”, предположить пути его разрешения

9-10. Психологические закономерности законопослушного поведения Формирование ценностных установок на усвоение приёмов и способов самоконтроля; научение приёмам релаксации, снятия психоэмоционального напряжения Упражнение: “Пресс” (развитие внутренней концентрации).

Упражнение: “Внутренний луч” (развитие саморегуляции). Обсуждение проблемы: “Как можно улучшить свое настроение?”

Игра: “Говорим рисунками...” (изображение эмоций, переживаний, настроения).

Упражнения на релаксацию (элементы аутотренинга).

Домашнее задание: составить “дневник настроения” за неделю

11-12. Психологическое содержание профессиографии Создание условий для творческих потенций в плане развития подросткового самосознания Игра: “Творим хорошее настроение!” (принимаются любые предложения, используются иллюстрации и рисунки). Прорабатываются следующие принципы:

“Жизнь – прекрасна и удивительна!”

“Каждый день – подарок судьбы!”

“Ты – в ответе за настроение ближних!”

“Добрые слова – бальзам нашей души!” и т.п.

13. Психологическая природа экологических чувств Стимулирование рефлексивного отношения к собственному “школьному поведению”, к возможным пропускам и ситуациям школьной неуспешности Упражнение: “Школа особого цвета” (на основе цветоотношений). Обсуждение “школьного дня”, “школьной недели”; успехов и неудач в применении принятых принципов
14. Психологический феномен личностного развития Стимулирование ценностного отношения к общению внутри школы, к преодолению негативных оценок других и себя как равных партнеров “школьных диалогов” Упражнения на релаксацию: “Солнечный луч”, “Шум дождя”, “Прохладный ветер”, “Слушаем тишину”... Обсуждение “школьных конфликтов” (по домашнему заданию); выработка положительных правил разрешения конфликтов.

Упражнение: “Мне обидно, если...” (высказывание мнений и переживаний).

Упражнение: “Скажи, чтобы не обидеть...”

15-16. Духовные потребности личности Закрепление положительного ценностного отношения к школе как фактору личностного развития, к приоритету посещения школы как поиску источника саморазвития Занятия строятся на основе релаксационных упражнений с целью снижения эмоционального напряжения, на основе обсуждений ежедневных школьных ситуаций.

8. Имея ввиду, что личность формируется через преодоление трудностей психологический материал вводится “на пике” сложности, в то же время способы и приёмы подачи ориентированы на “сильного”, “среднего” и “слабого” ученика. По мере затруднения предлагаются разнообразные образные подсказки, опорные схемы, презентационный материал.

10. Особенное внимание уделяется формированию творческих способностей учащихся. Продумана система творческих заданий для обучающихся 6-11 классов по обществознанию, которые стимулируют развитие коммуникативной и регулятивной сферы. Успешное выполнение учащимися различных категорий этих заданий доказывает, что любые дети и подростки склонны к творчеству, а также раскрывает способности нестереотипного мышления, самими учениками в себе не замечаемые.

11. Для развития аналитических способностей учащихся практикуются такие задания как, например, написание эссе по социально-психологической или политологической тематике; письменный и графический анализ структуры собственной личности, коммуникативной сферы и регулятивных компетенций.

12. На уроках психологического практикума и во внеурочной деятельности по предмету осуществляется нравственно-этическое воспитание школьников. Соответствующий подбор материала формирует нравственные ценности, которые могут быть усвоены в определённом возрастном периоде. Например, анализируя поведение исторических личностей и выдающихся деятелей культуры в различных жизненных ситуациях, учащиеся каждого класса на своём компетентостном уровне дают нравственные оценки мотивов и результатов поведения. Тем самым они побуждаются совершить свой собственный моральный выбор, а это в значительной мере способствуют формированию их самосознания и активной гражданской позиции.

Результативность

1. Критерием оценки результативности представляемого педагогического опыта может служить уровень овладения компетентностями. За последние три учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся. Данные педагогического и административно-методического мониторинга констатируют эффективность образовательного и воспитательно-развивающего воздействия уроков психологического практикума, интегрированных в рассмотрение тем по обществознанию на обучающихся различных возрастов по следующим показателям:

Класс Исследуемая компетенция Методика, периодичность замера Относительный % положительных новообразований Психолого-педагогическое
описание личностных новообразований
6 Личностная центрация Проективные рисунки, свободные высказывания по Г.С. Абрамовой,

октябрь,

январь,

апрель

12%

43%

84%

Учащиеся дают собственный словесный портрет с точки зрения положительных и отрицательных качеств. Растёт количество и качественное описание положительных черт при возрастании и личностной критичности.
7 Коммуникативная Социальный интеллект по

Е.И. Рогову,

сентябрь, январь, май

8,5%

32,9%

36,8%

Учащиеся начинают понимать причины агрессивности и межличностных конфликтов, могут представить различные варианты выхода из “коммуникативных кризисов”.
8 Социокультурная Уровень воспитанности по И.В. Дубровиной,

ноябрь, март

26%

34%

Учащиеся устанавливают взаимосвязи между традиционными культурными феноменами (вежливость, пунктуальность, аккуратность…) и реалиями собственного благополучия и общественного сосуществования.
9 Операционная (профессиональное ориентирование) ШТУР,

сентябрь,

март

14%

42%

Учащиеся начинают осуществлять перенос метазнаний и сознательно формировать собственную научную картину мира.
10-11 Функциональная (личностное проектирование) Проективные методики

по Г.С. Абрамовой,

Е.И. Рогову,

ноябрь, апрель

45%

74%

Учащиеся сознательно развивают мировоззренческую позицию, делают положительные психоэмоциональные и этические выборы, способны рационально объяснить построение личностной перспективы.

2. Показатели динамики учебных достижений учащихся за последние три года.

Отмечается стопроцентная успеваемость по всем классам и параллелям, средний процент качества знаний обучающихся составляет от 68,7 до 82,6.

Итоги единого государственного экзамена 2009-2011 годов демонстрируют практическое владение выпускниками средней школы функциональными, операционными и коммуникативными компетенциями: из 25 выпускников 16% набрали более 70 баллов и 35% - более 60 баллов; 83% выпускников, сдававших ЕГЭ по обшествознанию поступили в высшие учебные заведения с данным профильным вступительным испытанием.

59 % учащиеся 9-х и 11-х классов выбирают для итоговой аттестации предмет обществознание 

3. Наблюдаются положительные изменения в гуманитарно-познавательной компетентности учащихся за последние три годы. Происходит развитие творческих способностей учащихся.

На сегодняшний день школьники участвовали или участвуют в конкурсах от муниципального до федерального уровня. Увеличивается число участников предметных олимпиад школьного и муниципального уровня. Увеличивается количество и улучшается качество исследовательских работ по обществознанию, правоведению. В конечном результате усиливается мотивация учащихся к освоению опыта общественной жизни и общественных отношений, повышается интерес к изучению собственного внутреннего мира.

В районном конкурсе “Если бы я был налоговым инспектором…” в ноябре 2010 года команда школы заняла четвёртое место; отмечено получение диплома лауреата областной научно-практической конференции “Молодёжь – шаги в науку” (на базе СГФА г. Владимира) учащимся 11-го класса Афанасьевым Александром, что также объясняется эффективностью данного инновационного опыта. 

Презентация

Приложение 1 (описание слайдов презентации)

Приложение 2 (сценарии занятий)

Видео- приложение находятся у автора (большой объем приложений)