Технология ассоциативного поля

Разделы: Общепедагогические технологии


"Чем многочисленнее системы ассоциаций
у человека, тем более он приспособлен
к окружающему миру".

У.Джеймс

Книги, которые явились теоретической основой педагогической технологии, о которой пойдет речь в данной работе: Константин Паустовский "Золотая роза" и Уильям Джеймс "Беседы с учителями о психологии".

У Паустовского читаем: "Человеческая мысль, погруженная в источник нашей памяти, в насыщенную среду ассоциаций превращается в произведение искусства и :ассоциации теснейшим образом участвуют в творчестве[2]. Ассоциации, по словам Ломоносова "есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, крупно воображать другие, какие-нибудь с ней сопряженные, например: когда представив в уме корабль, с ним воображаем крупно и море, по которому он плавает, с морем - бурю, с бурею волны, с волнами - шум в берегах, с берегами камни и так далее"[2]. У. Джеймс пишет: "Если вы будете смотреть на своих учеников как на маленькие ассоциативные механизмы, вы будете поражены тем, насколько хорошо вы начитаете понимать совершающиеся в них процессы, и теми результатами, которых вы достигаете" [1].

Отсюда следует, что ассоциации в педагогическом процессе выполняют несколько функций или решают ряд задач:

  • Развивая ассоциативное мышление, мы адаптируем ученика к миру;
  • Ассоциативные нити выстраивают весь хаос воспоминаний (знаний) в стройную последовательность "по сходству или по близости во времени и пространстве"[2];
  • Расширяя сеть ассоциаций, мы способствуем "кристаллизации" [2] и превращаем в произведение искусства мысль ученика о каком - либо явлении или объекте, т.е. развиваем творческое начало личности;
  • Изучая ассоциативные поля учеников, мы диагностируем уровень его культуры или воспитанности, и способны, таким образом, вовремя корректировать становление личности, заменять "ассоциативные тенденции в таком направлении, которое обещает наибольший успех"[1].

Если мне удалось убедить моих коллег в безусловной пользе обращения к интереснейшему явлению нашей психики - ассоциациям, то далее предлагаю подробную технологию "Ассоциативного поля" из педагогической практики биолога.

Вначале обратимся к основным понятиям, использованным в статье:

  • Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое;
  • Ассоциативное мышление - форма мыслительной деятельности, осуществляемая через построение взаимосвязей между новым представлением и имеющимся большим числом знакомых представлений;
  • Ассоциативные нити (цепи, ряды, последовательности и т.п.) - отдельный, непредсказуемый канал взаимосвязанных представлений, по которому в определенный момент жизни передается мысль индивида, основанная на личном опыте и ценностных предпочтениях.
  • Сеть ассоциаций - это схема всех взаимосвязанных объектов, чувствований и импульсивных влечений нашего сознания, представляющая собой сложные переплетения нескольких ассоциативных нитей;
  • Ассоциативные тенденции - это направляемые воспитателем и формирующиеся в ходе развития личности ассоциативные сети;
  • Ассоциативное поле - это кайма представлений, окружающая центральный предмет нашего мышления на котором сосредоточено внимание в данный момент времени. В нашем случае это лист бумаги, на котором записываются облаченные в слова ассоциативные представления;
  • Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер[3].
  • Педагогическая диагностика уровня воспитанности - это способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, необходимые педагогу для расширения его представлений о ходе становления и развития личности школьника[4].

Данная технология характеризуется следующими параметрами:

  1. По уровню применения является локальной, т.е. используется в отдельных частях учебно-воспитательного процесса, а в частности на уроках закрепления изученного;
  2. По ориентации на личностные структуры - операционно-эвристическая, т.к. своей главной задачей обеспечивает формирование способов умственных действий и развитие творческих способностей ребенка;
  3. По организационным формам синтезирует групповые и коллективные способы обучения;
  4. По подходу к ребенку - технология личностно-ориентированная, которая ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализаций природных потенциалов.
  5. Как и все личностно-ориентированные технологии, данная характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирование у него положительной "Я"-концепции.

Разработка урока по технологии "Ассоциативного поля".

Оборудование: вариант 1: листы ватмана для каждой группы (оптимальное число групп 4-5 по 4-5 участников) и маркеры или фломастеры для каждого ученика. Вариант 2: группы работают на листах А4 ручками.

Критерии оценивания (пишутся на доске или выдаются каждой группе до начала работы):

":сила памяти зависит от двух условий:
от прочности ассоциаций и от их числа"
[1].

  • Густота посева (множество или число ассоциативных представлений (далее ассоциаций), написанных на листе ватмана всеми участниками группы);
  • Разнотравье (разнообразие ассоциаций по тематике, символике и т.д., выход ассоциаций за рамки предмета, науки, школы);
  • Чистота поля - "без сорняков" (доказательство уместности ассоциации на поле, логическая связь с темой поля).

Последовательность:

1 этап "Подготовительный": распределение по группам (может быть по желанию учащихся, но если ставится деятельностно-коммуникативная задача развивать умение организовывать деятельность малой группы, то деление проводится случайным выбором "на 1-5 рассчитайтесь!"). На данном этапе группы, во-первых, знакомятся с инструкцией (в приложении приведена примерная инструкция к уроку) и критериями оценивания, во-вторых, подписывают рабочие листы и вытягивают путем жеребьевки название или, что одно и то же, тему поля (в приложении дано несколько вариантов "полей" по разным темам предмета биология);

2 этап "Заполнения поля": все участники группы записывают на поле все свои личные ассоциации, связанные с темой поля. Например, тема "Цветок" - лето, пестик, пчелы, любовь, оплодотворение, клумба, 8 марта, роза и т.д. в течение 5 мин.

3 этап "Обсуждения и выбора": каждая группа знакомится с содержанием своего листа и договаривается о 8-10 наиболее интересных ассоциациях, которые будет "защищать". В 1 варианте (см. оборудование) выделяет (обводит или подчеркивает) их на листе ватмана, а во 2 варианте - выписывает эти ассоциации на отведенный для группы участок доски (учитель заранее делит доску и подписывает названия полей на каждом участке);

4 этап "Защиты": все группы сдают свои "ассоциативные поля" учителю. По очереди (опять случайным выбором: учитель не глядя, достает "поле" для защиты из общей пачки листов), чей лист будет вытащен, та группа в полном составе выходит к доске. Ребята из других групп предлагают объяснить из выделенных ассоциаций 3 (на большее не хватит времени урока), т.е. почему на "поле" попала та или иная ассоциация - "чисто ли поле от сорняков?". Группа доказывает уместность ассоциации, логически связывая её с темой поля, с учебной темой, которая пройдена, например "Клетка", с предметом биология, максимально показывая свои знания по изученной учебной теме (в приложении приведен образец защиты) в течение 3-4 мин. Учитель дает краткий комментарий после защиты каждой группы, и выставляет оценку по критерию "Чистота посева".

5 этап "Рефлексии": Если достаточно времени, то каждая группа высказывает свое мнение по защите, какая ассоциация особенно поразила своей оригинальностью, непредсказуемостью, какая была доказана наиболее интересно и т.п. Как работалось в группе, трудности, с которыми столкнулись при работе, какой этап наиболее понравился, в чем польза урока для личностного развития и т.д.

6 этап "Оценивания": После урока учитель

1. подсчитывает число ассоциаций на каждом "поле", и выставляет оценку на основании рейтинговой шкалы (в каждом классе, на каждом уроке свой максимальный и минимальный балл - число ассоциаций). Например, максимальное число ассоциаций у 1 группы - 40, у 2 группы - 35, 3 - 27 и минимальное у 4 группы - 12, следовательно, 1 и 2 группе - "5", 3 - "4", 4 - "3".

2. определяет процент ассоциаций "учебных", т.е. те слова, которые изучались при прохождении темы и написаны в учебнике или тетради и "жизненных", которые приходили на ум на основании личного жизненного опыта. Например, тема "Клетка": слова вакуоль, микроскоп - это "учебные" ассоциации, а слова тигр, зоопарк, тетрадь, замок - это "жизненные" ассоциации. По условию процентное соотношение на отметку "5" должно быть 50/50, на "4" примерно 30/70 и т.д., исходя из этого, выставляется ещё одна оценка.

3. По трем критериям каждая группа получает 3 оценки, а в журнал "идет" средний балл и каждому участнику группы одинаковый!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкция к работе.

  1. На листе по диагонали крупными буквами написать тему "ассоциативного поля", которая выпала для вашей группы;
  2. На листе с обратной стороны записать фамилии и имена участников группы;
  3. В течение 5 минут создать ассоциативное поле по обозначенной теме, т.е. каждому участнику записывать все слова, словосочетания или символы, которые "приходят на ум" в связи с темой "поля";
  4. Обсудить и выбрать 10 интересных, оригинальных ассоциаций. Выделить их на листе ватмана или написать их на отведенном участке классной доски;
  5. Подготовиться и защитить любую из 10 ассоциаций, т.е. отразить связь между ассоциацией и темой "поля", учебной темой по которой проводится обобщающий урок, предметом биология так, чтобы показать прекрасное знание учебной темы в целом.

Вариант защиты.

Слово "любовь" появилось на поле "ЦВЕТОК", потому что часто любящий мужчина, стараясь доставить удовольствие своей возлюбленной, дарит ей цветы, которые отличаются приятным для глаза цветом и формой, а так же чудесным ароматом. Цветок состоит из главных частей и околоцветника. Главные части - пестик и тычинка нужны для формирования половых клеток, а околоцветник - венчик и чашечка, несут вспомогательные функции. Только у насекомоопыляемых растений лепестки венчика имеют яркий и красивый цвет, а так же часто обладают приятным запахом. Во-первых, так создала их природа, потому что это необходимое условие для привлечения насекомых, которые опыляют растение для размножения, т.е. образования плодов и семян. Во-вторых, селекционеры с давних пор занимаются выведением растений, имеющих разнообразные по форме, размерам, цвету и запаху цветки, чтобы они украшали мир и радовали нас. В традициях всех народов мира обязательно используются цветы, например, на свадьбах наряд невесты украшен белыми и розовыми цветами, которые подчеркивают её чистоту и нежность. На склонах гор растет яркий эдельвейс, и существует поверье, если юноша достанет этот цветок для девушки, рискуя упасть со скалы, то это говорит о его сильном чувстве. Поэтому у нас возникла данная ассоциация.

Варианты "полей".

  1. Биология 10 класс тема "Основы цитологии": фотосинтез, катаболизм, анаболизм, мембрана, транскрипция;
  2. Биология 11 класс тема "Антропогенез": австралопитек, неандерталец, эволюция, раса, шимпанзе;
  3. Естествознание 6 класс тема "Механические явления": энергия, работа, сила, энтропия, давление;
  4. Биология 8 класс тема "Опорно-двигательная система": кость, сустав, скелет, мышца, травма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Джеимс У. Беседы с учителями о психологии. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 160 с.
  2. Паустовский К.Г. Избранные произведения: В 3 т. Т.3. - М.: Русская книга, 1995. - 512 с.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие/ Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с. - (Учебное пособие).
  4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. - М.: Педагогическое общество России, 2002.