Возможности использования комплекса педагогических технологий для формирования общих профессиональных компетенций

Разделы: Общепедагогические технологии


В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения одной из важнейших проблем, стоящей перед средним профессиональным образованием, является разработка учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор общих и профессиональных компетенций, определённых работодателем. В соответствии с требованиями ФГОС обучение должно быть построено на модульно-компетентностном подходе.

Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.

Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях обеспечивает педагогическая технология. Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация урока, технология интегрированного обучения, технология игр. Перечисленные технологии были использованы в работе на открытом уроке, который прошёл в группе второго курса по специальности СПО “Технология продукции общественного питания” в рамках предмета “Организация производства предприятий общественного питания” по теме “Характеристика типов предприятий общественного питания”.

Урок состоял из трёх этапов: проверка знаний студентов, изложение новой темы урока, закрепление изученного материала. Предварительно студенты разбились на пять групп, выбрали спикера группы и в таком составе работали на втором и третьем этапах урока.

Проверка знаний студентов на уроке проводилась посредством технологии тестового контроля. Тестирование на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля, т.к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество обучающихся, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе. При составлении теста я учитываю все необходимые требования: инструкция, текст задания, варианты ответов, однозначный правильный ответ. Каждое тестовое задание соответствует определённому уровню сложности. В содержание теста включены различные виды заданий: с множественным выбором ответов, открытого типа – дать определение, продолжить последовательность, установить соответствие между содержанием двух списков. На уроке студенты выполняли тесты на бумажном носителе, а также в электронном виде на интерактивной доске.

При изложении нового материала был использован учебный элемент как часть модульной технологии. Учебный элемент – это наименьшая самостоятельная часть модуля с определённым началом и окончанием и невозможностью дальнейшего деления. Учебный элемент выполнен в виде презентации и имеет определённую структуру. Определяется тема, цели и содержание, которое включает в себя теоретические разделы, раздел проверки достижений целей и домашнее задание. Каждый раздел учебного элемента изучается в определённой последовательности. Теоретический материал в слайдах представлен с использованием технологии компьютерной презентации. При создании необходимых схем в заключительных слайдах учебного элемента я умышленно использовала эффект анимации вращение, т.к. визуальное восприятие вращающейся схемы позволяет студентам на некоторое время переключить внимание и снять таким образом напряжение при изучении новой темы. Раздел проверки достижений целей включает в себя определённый перечень заданий, которые студенты выполняют после изучения всех теоретических разделов. Задания выполняются в соответствии с предложенной инструкцией. Обучение с использованием учебного элемента имеет преимущества, как для студента, так и для преподавателя. Студент точно знает объём изученного и чему должен научиться, самостоятельно планирует время. Преподаватель имеет возможность сконцентрировать внимание на проблемах студента и вовремя их выявить. Безусловно, работая над созданием учебного элемента, преподаватель выполняет творческую работу.

Учебный элемент создан на основе электронного учебника. Электронный учебник – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по некоторой области знаний. Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Предоставляется возможность непрерывного образования большого числа пользователей. Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, студенты могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме урока. Для более детального изучения теоретического материала в слайдах учебного элемента, используя гиперссылку, студенты имеют возможность открыть соответствующие страницы лекций в электронном виде. Работая на уроке над содержанием текста лекций, я использовала функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты выделения текста, с целью акцентировать внимание ребят на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить. При выполнении практических заданий раздела проверки достижений целей, посредством гиперссылки, студенты могут вернуться к соответствующим слайдам учебного элемента и проверить правильность выполнения задания. Используя конкретную ссылку, которая находится в моей папке на рабочем столе компьютера в библиотеке колледжа, студенты через Интернет могут открыть учебный элемент и самостоятельно изучить тему урока, даже если этот урок был пропущен.

Интегрированное обучение подразумевает проведение уроков с широким использованием межпредметных связей. Данная технология применялась на открытом уроке с интегрированием следующих предметов: стандартизация, организация обслуживания, английский язык. Межпредметная связь с английским языком была реализована посредством загадки. Прослушав мой рассказ на английском языке, ребята должны были ответить на вопросы: “О каком предприятии общественного питания идёт речь? Почему это предприятие им представлено именно на английском языке?”. Студенты успешно справились с заданием. Догадались, что это паб, и впервые пабы появились в Великобритании.

С целью увязать изучение нового материала с практикой я предложила студентом совершить небольшую экскурсию по ресторану “Ренессанс”, который является базой практики нашего колледжа. Экскурсию в виде презентации провела студентка третьего курса. В этом ресторане девушка проходит практику.

С целью обобщить и закрепить полученные знания, охватить максимальное количество обучающихся и развить познавательный интерес к предмету на заключительном этапе урока была проведена игра – викторина в виде презентации. Для того чтобы поднять настроение и работоспособность студентов, викторина дополнена музыкой. Во время игры участники работали в группах. После того как спикер каждой группы в письменном виде передавал ответ на вопрос викторины в счётную комиссию, преподаватель открывал слайд эталона ответов. Ответив на все вопросы викторины, студенты должны были составить свой вопрос по новой теме. Затем каждая группа отвечала на тот вопрос, который ей доставался по жребию. Результаты викторины заносились в итоговую таблицу. В таблице для каждой группы определённым цветом выделена строка результативности, указано количество баллов, получаемых за правильный ответ по каждому вопросу, регламентировано время на обсуждение и критерии оценивания. Таблица создана в программе XL, поэтому итоговая ячейка подсчитала общее количество баллов, набранное каждой группой.

При озвучивании домашнего задания, я акцентировала внимание студентов на выполнении определённых разделов курсовой работы в соответствии с изученной темой урока. В рамках предмета “Организация производства предприятий общественного питания” студенты второго курса выполняют монопроект по определённому типу предприятия общественного питания. Современный учебный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств обучающихся. Работа над курсовым проектом предусматривает применение необходимых интеллектуальных умений: поиск информации, осмысление, анализ, синтез, применение, оценка. В помощь студентам мной написано учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы. В пособии на примере сквозной задачи пошагово расписаны все технологические расчёты – это облегчает работу студентов, но что очень важно обеспечивает самостоятельность и результативность работы, и во многом позволяет решить такую проблему, как скачивание курсовых работ из интернетисточников.

Анализируя открытый урок, хотелось бы отметить следующее. Тема урока является заключительной раздела “Классификация предприятий общественного питания” и формирует знания студентов в области структуры отрасли общественного питания в целом. Урок обеспечивает возможность использования полученных знаний в дальнейшем при изучении ключевой темы курса “Организация работы производства”.

Студенты на уроке были достаточно активны и мотивированы. Т.к. работа была выстроена в группах, то более слабые студенты были активизированы участниками внутри каждой группы. При планировании урока был учтён довольно высокий познавательный потенциал студентов, поэтому организовать их на дополнительную самостоятельную работу было не трудно.

В плане урока предусмотрены следующие цели: сформировать знания студентов по теме урока, закрепить полученные знания, показать значимость применения компьютерных технологий, способствовать развитию речи и мышления, способствовать расширению знаний английского языка, развивать навыки работы в группе, побудить чувство ответственности и интерес к выбранной профессии. Цели в течение урока были достигнуты. Студенты активно работали при изучении нового материала, в своих ответах выделяли главное, анализировали, обобщали, использовали знания английского языка. Выступления учащихся сопровождались работой на интерактивной доске и презентациями по теме урока. Ребята проявили своё желание работать в группах. Самостоятельно выбрали спикера (руководителя группы), распределили роли и задачи, показав тем самым заинтересованность во взаимопонимании и результатах работы. В конце урока по желанию студенты обосновали выбор типа предприятия общественного питания, в котором они видят своё будущее место работы.

По типу урок комбинированный. Комбинированный тип урока включает в себя проверку знаний студентов, изложение и закрепление нового материала, применение полученных знаний на практике в процессе выполнения домашнего задания. Содержание урока позволило использовать различные формы работы: индивидуальную, коллективную и групповую. Главным этапом урока было – изложение нового материала. Изучение темы осуществлялось с помощью объяснительно-иллюстративного метода. Компьютерные возможности позволили расширить сферу наглядности – это слайды учебного элемента, гиперссылки, анимация, звук, функциональные возможности интерактивной доски. Однако использование медиаресурсов не ограничивалось пассивным восприятием материала. Посредством эвристического метода обучения студенты были вовлечены в активную форму деятельности: использовали материалы домашнего задания, работали с ГОСТом, выступали с презентациями, делали сообщения и вносили дополнения по новой теме. Также на уроке был применён репродуктивный метод, когда при объяснении используются уже известные факты и знания, что позволило выстроить беседу с ребятами в форме диалога. Проведение небольшой экскурсии в виде презентации по ресторану, безусловно, усилило интерес студентов к изучению новой темы, а в середине урока, таким образом, появилось время, чтобы немного отдохнуть и снять напряжение.

Проведение небольшого теста по пройденным темам подготовило студентов к основной работе. Создание проблемной ситуации мотивировало к настрою в работе. Рефлексия учащихся при подведении итогов урока обеспечила самоанализ полученных знаний.

На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера. Ребята были активны и вместе с тем дисциплинированны, была открыта возможность общения с преподавателем, как для ответов на вопросы, так и для диалога по теме урока. Работа в группах осуществлялась в комфортных условиях дружеского общения и готовности к сотрудничеству. Результаты работы позитивные. Теоретический опрос и итоги викторины показали, что тема изучена студентами отлично. Поставленные задачи урока были реализованы.

Я считаю, что уроки такой формы удачны – видны не только знания обучающихся, но и сами студенты с интересом используют свои знания. Чаще проводить такие уроки – это рекомендации студентов.

Урок – основное звено процесса обучения. От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен и динамичен, зависит его результат. Сегодня преподавателю даётся право на творчество, при создании урока. Творческий поиск просто необходим: нельзя ждать от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты уроков. Поэтому мы должны искать изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: урок есть урок, и каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3