Развитие речевого общения детей 3–4 лет в театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Проблема общения рассматривается в различных гуманитарных науках: социологии, философии, психологии. C точки зрения психологии А.А. Леонтьевым общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении [6, c. 12].

М.И. Лисина отмечает, что общение представляет собой взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [7, с. 112].

В детской психологии проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения, в том числе и в условиях общения ребенка с другими людьми.

Основными аспектами исследования являются онтогенез общения ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение ребенком способами общения, связь общения и детской деятельности, роль общения в реализации интеллектуальных возможностей ребенка и его личностных параметров.

Общение со сверстниками играет значительную роль в психическом развитии ребенка, в том числе и в развитии речи. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый [9, c. 54].

Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослыми, дети чаще смеются, возятся, сердятся, выражают бурный восторг, прыгают от радости и пр. И конечно, все эти особенности общения отражаются в речи детей, в результате чего речь, адресованная сверстнику, сильно отличается от речи, обращенной к родителям, другим взрослым.

Особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков.

По мнению М.И. Лисиной, самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов “как надо” и когда можно, не стесняясь, попробовать себя - на что я способен [6, с. 118]. Поэтому не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, - значительно чаще происходят вместе со сверстником.

Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации.

По отношению к сверстнику дети решают более широкий спектр задач: управление действиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), контроль его действий (вовремя сделать замечание), навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу), совместная игра (вместе решить, во что и как) и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?).

Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, можно использовать театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения [3, с. 43].

С выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться; у него улучшается речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в утренние и вечерние часы – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия (музыкальное, по изобразительной деятельности), а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром [8, с.129].

К формам организации театрализованной деятельности можно отнести занятия, индивидуальную работу, театрализованные игры, праздники, развлечения.

Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоционально развитию детей.

Содержанием занятий является:

  • изучение текста какого-либо литературного произведения или сказки;
  • знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со “знаками” визуального языка;
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей [3, с. 102].

Театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди.

Еще одной из форм организации театрализованной деятельности является индивидуальная работа воспитателя. Индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре-драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Следующая форма - самостоятельная деятельность детей, театрализованные игры. В процессе игр у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях.

Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в своей книге “Работа актера над собой”, характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе “… как будто бы” и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать [8, с. 4].

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю.

Театрализованное развлечение включает театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями. В общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Также одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Руководитель театрализованной деятельности проводит работу с детьми, желающими ходить в кружок. Содержание курса включает в себя, главным образом, работу над спектаклем: анализ содержания произведения, распределения ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету.

Постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях, причем в тесной взаимосвязи с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительной деятельности.

Так, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание.

На речевых занятиях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельные ее персонажи.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной детской деятельности. Дети играют в “театре”. Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Дети рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральной студии под руководством специалиста разыгрываются разные этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной игрой – постановкой, представлением. При этом целесообразнее использовать прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых кукол би-ба-бо).

С учетом вышеизложенного можно определить этапы работы по развитию общения детей 3-4 лет в театрализованной деятельности:

1) Организация театрализованной деятельности в форме подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создаются условия для высокой речевой активности детей, формируется интерес к занятиям, проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

2) Чтение художественной литературы с целью обучения детей анализировать композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), его языковые особенности.

Для этого можно использовать приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).

3) Обогащение словаря детей через проведение игр типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых педагог привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано.

Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т.п.).

В ходе игр дети учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. В игровых ситуациях дети учатся называть главных героев, изображённых на картине, пересказывать начало произведения.

4) Подведением итогов проведенной работы является подготовка к театрализации сказки и выступление детей на празднике или развлечении.

Таким образом, театрализованная деятельность обладает значительными возможностями в развитии у детей младшего дошкольного возраста речевого общения. В работе с детьми можно использовать самые разные формы – занятия, индивидуальную работу, театрализованные игры, праздники и развлечения, кружковую работу. Итогом работы является работа по подготовке и проведению спектакля (Приложение 1).

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли, развиваются навыки общения, связная речь, обогащается словарь, умения взаимодействовать и сотрудничать.

Приложение (Театрализация сказки “Репка” в группе дошкольников)