Применение модульной технологии и технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: модульный урок с использованием разноуровневых заданий и методик формирования у учащихся информационно-аналитических навыков.

Цель:

учащиеся должны знать:

  • что такое наречие;
  • как пишется НЕ с наречиями на -о и -е;
  • как пишется НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями, глаголами, деепричастиями);

учащиеся должны уметь:

  • грамотно писать НЕ с наречиями на -о и -е;
  • объяснять графически орфограмму “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями, оканчивающимися на -о и -е.

Работа по развитию речи:

  • учащиеся должны уметь составлять устное высказывание на грамматическую тему.

Цели урока.

Обучающий аспект:

  • формирование умения выявлять своеобразие наречия как части речи, определять его место в системе других частей речи;
  • формирование умения писать НЕ с наречиями на -о и -е слитно и раздельно;
  • формирование умения выяснять общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи;
  • формирование умения раскрывать синтаксические функции данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте;
  • формирование умения выявлять коммуникативное значение изучаемой части речи - текстообразующие возможности наречий (слов, по выражению А.С.Пушкина, “живописующих глагол”), их роль в организации связного высказывания;
  • формирование диалектного мировоззрения учащихся.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание навыков коммуникативного общения в период работы в парах;
  • ориентирование учащихся на успешное выполнение задания, которое им по силам;
  • формирование интереса к предмету.

Развивающий аспект:

  • обогащение словаря учащихся изобразительно-выразительными средствами русского языка - наречиями, делающими речь более точной и выразительной;
  • развитие умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему “Наречие как часть речи”;
  • развитие умения сравнивать, сопоставлять, анализировать на всех этапах урока.
№ УМ № УЭ Содержание урока Рекомендации учителя
УМ 1.

Организация начала занятия

УЭ 1 Здравствуй, дорогой друг!

Сегодня ты будешь сам формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будь внимателен, честен и справедлив в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи тебе!

Задание: проверь, всё ли ты приготовил для урока (справочник, тетрадь, учебник, дневник, пенал).

Контроль: самоконтроль.

Настройся на серьёзную работу, внимательно читай задания и выполняй их по определённому алгоритму.

Помни о времени!

1 минута

УМ 2, 3.

Проверка домашнего задания и подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

УЭ 2 Цель: проверить правильность выполнения д/з.

Задание: у доски работают 3 человека.

1 ученик выписывает из упр. 216 слова со скобками и с пропусками в таблицу, распределяя их по видам орфограмм (концептуальная таблица);

2 ученик выполняет все разборы из упр. 216 (всюду, тогда, прозвища, (в) зависимости, дают );

3 ученик готовит связный рассказ на тему “Смысловые группы наречий”, используя план и кластер.

Весь класс в это время пишет по памяти стихотворение из упр. 218 (вид работы – диктант по памяти).

Задание:

1. Запиши стихотворение М.Ю. Лермонтова, соблюдая особенности поэтического текста.

2. Графически обозначь орфограммы:

1 ряд – безударные гласные и согласные, проверяемые в корне, (вдали); написание падежных окончаний существительных (не слышно иволги);

2 ряд – чередующиеся гласные в корне (блистая, заря, зарница); н–нн в суффиксах прилагательных (пустынной иволги, весенний ветерок);

3 ряд – написание безударных личных окончаний глаголов (блистает, угасает, играет, скачет); написание приставок на з–с (исчезает).

3. Сверь с эталоном свои записи.

4. Поставь себе за каждое правильно выполненное задание 5 баллов.

5. Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ 2. Высший балл – 15.

Контроль: самоконтроль и взаимоконтроль.

Не забывай графически обозначать орфограммы в словах с пропусками и со скобками.

10 минут.

  УЭ 3 Задание: расскажи соседу по парте.

- Что такое наречие?

- Какие наречия могут иметь степени сравнения?

- Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения наречий?

Контроль: взаимопроверка в парах.

В случае затруднения обратись к учебнику, справочнику.

2 минуты.

УМ 4.

Усвоение и первичное закрепление знаний.

УЭ 4 Цель: выяснить, в каких случаях наречия на –о и –е пишутся с НЕ слитно, в каких – раздельно.

Задание:

1. Рассмотри таблицу, записанную на доске.

2. Задай 2 “толстых” и 2 “тонких” вопроса по теме “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е”.

Контроль: фронтальный.

Внимательно изучи таблицу и старайся чётко задавать вопросы.

2 минуты.

Устная работа в парах (1-2 задания).

  УЭ 5 Цель: научиться правильно писать НЕ с наречиями на –о и –е.

Задание:

1) Объясни, как образованы данные наречия.

2) Почему НЕ в данных словах пишется слитно?

3) Подбери к данным наречиям антонимы (упр.219).

4) Сверь с эталоном выполненное задание;

5)*Дополнительное задание для тех, кто всё выполнил: подбери антонимы к записанным наречиям.

6) Поставь себе за каждую правильно записанную строчку 1 балл.

7) Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ 5. Высший балл – 15.

Контроль: самоконтроль.

Работай строго по алгоритму.

6 минут.

УМ 5.

Закрепление новых знаний

УЭ 6 Цель: закрепление знаний о написании НЕ с наречиями на -о и -е.

Задание:

I. Запишите сочетание слов в сводную таблицу:

- с НЕ - частью корня;

- с приставкой НЕ-;

- с частицей НЕ;

II. Обозначь на письме изучаемую орфограмму;

III. Подчеркни одной чертой слова, состав которых соответствует схемам:

IV*. Задание для тех, кто выполнит всё раньше других:

Составить ССП со словами в рамочке (вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не), используя наречия.

V*. Какие орфограммы, кроме изученной сегодня, встретились тебе в этом упражнении? Сформулируй правила.

VI*. Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов, в которых есть наречия.

VII. Поставь себе за каждое выполненное задание 5 баллов.

VIII. Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ6.

Высший балл – 30.

Контроль: самоконтроль.

Вспомни, каким способом образованы наречия на –о и –е.

10 минут

УМ 6.

Контроль и самопроверка знаний.

УЭ 7 Цель: проверить, как учащиеся усвоили новую тему.

Задание:

1. Составь предложения с парами слов:

не ярко – неярко;

не долго – недолго;

не ясно – неясно;

не хорошо – нехорошо;

не разумно – неразумно;

не справедливо – несправедливо.

2. Графически обозначь изученную орфограмму.

3. Поставь 1 балл своему товарищу за каждое верно записанное предложение.

4. Посчитай общую сумму и запиши в таблицу в графу УЭ 7.

Высший балл – 6.

Контроль: взаимоконтроль.

Не забудь графически обозначить изученную орфограмму!

10 минут

УМ 7.

Обобщение материала и подведение итогов урока

УЭ 8 Цель: обобщить сведения о написании НЕ с наречиями на -о и -е.

Задание:

I. Прочитай текст, найди и исправь ошибки. Для анализа текста используй разметку:

“V” – уже знаю

“+” – новое для меня

“?” – не понял, есть вопрос к учителю

“–” – думаю иначе

Не с наречиями на -о и -е пишется слитно, если:

- слово не употребляется без НЕ;

- если наречие не может быть заменено антонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Не с наречиями на -о и -е пишется раздельно:

- если в предложении есть противопоставление с союзом “а”;

- если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не.

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения –НИ-.

II. Озвучь исправленное правило.

Контроль: фронтальный.

Закрой учебник и справочник.

Работай самостоятельно.

3 минуты

    1. Заполни таблицу и посчитай количество баллов, которые ты получил за урок.

2. Поставь себе оценку за урок в дневник.

3. Запиши домашнее задание в дневник.

1 минута

УЭ 2

УЭ 5

УЭ 6

УЭ 7

Итог

УМ 8.

Информация о домашнем задании.

УЭ 9 Цель: усвоить алгоритм выполнения домашнего задания.

Задание:

1) дома выучи параграф 36;

2) выполни упр.222.

Контроль: индивидуальный на следующем уроке.

“5” - 77-70 баллов

“4” - 70-60 баллов

“3” - 60-50 баллов