Технология модульного обучения как средство развития самостоятельной деятельности учащихся

Разделы: Математика


«Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению»
В. Каверин

Технология модульного обучения как средство развития самостоятельной деятельности учащихся.

Я участвовала в пятом Фестивале педагогических идей «Открытый урок», который был проведен в 2008 – 2009 учебном году. Статья называлась: «Разноуровневое обучение как одна из технологий достижений стандарта» (519090), где большое внимание уделялось самостоятельной деятельности учащихся, а модульная технология еще и изменяет общий бюджет времени, существенно сокращает монолог учителя и больше времени остается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, на выполнение практической части и реализуется задача саморазвития и самовыражения учащегося.

Применение технологии модульного обучения дает возможность каждому ученику работать самостоятельно по своим возможностям, а учителю перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования. В своей работе я использую статьи:

  1. И.А. Адрова, И.В. Ромашко «Модульный урок в 10 классе», журнал «Математика в школе» № 4 – 2001 г.;
  2. О.Н. Пироговская «Из опыта применения модульной технологии обучения», журнал «Математика в школе» № 6 – 2008 г.;
  3. А. Чернокнижникова «Блочно – модульная технология преподавания математики» в приложении к газете 1 сентября № 14 – 2008 г.

Приведу в качестве примера использования модульной технологии обучения план-конспект урока по теме «Системы уравнений». Урок рассчитан на 2ч. и проводится по учебнику «Алгебра, 7» авторов Ш.А. Алимов и др. (изд. 200 г.).

План-конспект

УЭ – 1.

Совет по изучению.

Откройте стр. 147. Выясните:

  1. Что называют линейными уравнениями с двумя неизвестными? (1 б.)
  2. Что подразумевается под системой двух уравнений? (1 б.)
  3. Что значит решить систему уравнений? (1 б.)

Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме:  

Если все понятно, поставьте в оценочном листе соответствующие баллы (основное задание – ОС).

Цель: научиться решать системы уравнений.

УЭ – 2.

Совет по изучению. Проанализируйте решение системы.

Цель: научиться проверять решение системы уравнений.

1) Является ли (40; 20) решением системы уравнений

Если все понятно и нет вопросов, ты получаешь 1 балл. Поставьте в оценочном листе, где образец.

Решение.

Оба равенства верны.

Ответ. Являются.

2) Выполни №620 (1, 2) по учебнику. (основное задание – ОС) (2 б.)

Оцени уровень своих знаний и следуй схеме:   

Проверьте по образцу (даю карточки).

№ 619 (1) – решение. (КЗ – корректирующее задание).

 

Подставим в систему уравнений их значение х=0 и у=2.

х=0 и у=2 не является решением системы.

№ 619(2).

Проверь х=3 и у = -2. (1 б.).

УЭ – 3.

Совет по изучению.

В уравнении с двумя неизвестными 4х + 3у=5 выразим

1) х через у:
=5 – 3у,
  (1 б.)
         2) у через х:
3у = 5 – 4х,
 (1 б.)

Цель: научитесь выразить одно неизвестное через другое.

№ 615 (1). (1 б.). Кто решил, проверьте по карточке (раздаю карточки тем, кто рещил).

Оцени уровень своих знаний по схеме:

(2 б.)         
к уравнению 4х+3у=5
или обратись к учителю.

Оцени уровень своих знаний за УЭ – 3 по схеме:

          

УЭ – 4.

Совет по изучению. Работай самостоятельно с учебником.

Цель: закрепи навыки умения проверять решение уравнений и найти подбором решения более сложных систем уравнений.

  • №622 (2б).
  • №623 (2б).
  • №624(1) (2б).
  • №625(1) (2б).

Не забудьте поставить баллы в оценочном листе.

УЭ – 5.

Цель: подведение итогов.

Указание. Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд.

Если по результатам работы вы набрали:

  • не менее 19 баллов, то ваша оценка – «5»,
  • от 15 до 18 баллов – «4»,
  • от 9 до 14 баллов – «3», менее 9 баллов – «2».

Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь! На следующем уроке у вас будет возможность попробовать его улучшить!

Домашнее задание. №615 (4), №616, №621.

Оценочный лист.