Совместная деятельность по логоритмике на тему "Полет в космос"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • развитие речедвигательной активности через игровые упражнения и музыку;
  • расширение кругозора детей о космосе, солнечной системе, планетах;
  • развитие речевого общения со взрослыми и детьми посредством игровых приемов;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • воспитание воображения, творческой активности и инициативы.

Предварительная работа. Чтение художественных произведений Н.Я.Дорожкин “Космос”, Детская познавательная энциклопедия под редакцией Е.П.Коржева. Рассматривание иллюстраций, заучивание четверостиший по теме, беседы.

Оборудование: украшение зала - воздушные шары, иллюстрации планет, звезд, созвездий, космонавтов; 4 рисунка-схемы инопланетян (геометрические фигуры), космическая карта (схема передвижения детей по залу), танграмм (для составления ракеты), палочки, обручи по количеству детей.

Ход урока

Дети играют. Включается музыка.

Воспитатель: Ребята, мне сегодня приснился необыкновенный сон, как будто я летала во Вселенной, среди многочисленных звезд. Путешествовала по разным планетам, повстречала необычных существ и узнала много нового и интересного о космосе. А вы, не хоте ли бы совершить космическое путешествие? (Детей приглашает в музыкальный зал, который оформлен по космической тематике)

- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. 50 лет назад Ю. Гагарин совершил первый космический полет. Как вы думаете, что нам необходимо для полета? (Ответы детей). Совершенно верно, наш космос бесконечный и для того, чтобы мы с вами не заблудились в космическом пространстве, а потом и благополучно вернулись домой на Землю у меня есть карта-ориентир, она то нам и поможет в нашем увлекательном путешествии. (Дети рассматривают карту)

Инструктор по физо:

Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут,-
Ведь полет - нелегкий труд! (Д.Чибисов)

Комплекс двигательных упражнений “Будем космонавтами”

Итак, начинаем спортивную тренировку:

Вот выходит на парад    дети маршируют пот кругу.
Наш космический отряд.
Руки в стороны - к плечам,    и.п.- стоя, ноги вместе, руки к плечам.
Дружно мы покажем вам.    1 - руки в стороны, 2 - и.п. (8-10 р.)
На пояс обе руки ставим    и.п. - стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч
И наклоны выполняем.     наклоны вправо и влево.
Руки за голову - и вот    и.п. - стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч
Наклоняемся вперед.    наклоны вперед, держа спину прямо.
Приседаем и встаем    и.п. - стоя, руки на поясе. 1 - присесть, руки вперед,
И ничуть не устаем.    2 - и.п.
Раз - прыжок, два - прыжок,    прыжки на правой ноге, затем на левой в чередовании
Ногу ставим на носок.    с ходьбой.
И опять шагаем,    ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.
Руки поднимаем.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что космонавту поможет полететь в космос, (ракета). Я приглашаю вас на завод, на котором делают космические корабли.

На заводе слышен стук.
Молоточки – тук, тук, тук,
Каждый что-то мастерит
И по своему стучит.

Музыкально-ритмическая игра на палочках “Молоточки”.

Инструктор по физо: У меня есть уже готовые детали и я вам предлагаю собрать каждому свою ракету. Но ракеты у нас будут не обычные - квадратной формы. Игра “Собери квадрат”.

Воспитатель: Логопедическая гимнастика.

Кончик языка сейчас    дети стоят прямо, сгибают руки у груди,
Поработает у нас    делают глубокий вдох через нос и
Приготовились к полету,    произносят звук “р-р-р” на выдохе
К запуску моторов.
Глубоко воздух вдыхаем
Кончик языка тотчас
Завибрирует у нас “р-р-р”

Чистоговорка

Та-та-та - не страшна нам высота.    Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ете-ете-ете - мы летим в ракете.    Соединяют руки над головой в “замок” и качают ими вперед-назад.
Ты-ты-ты - всё видно с высоты.    Приставляют ладонь к глазам.
Ать-ать-ать - полетим опять.    Хлопают в ладоши.

Мы с вами вошли в зону невесомости. (под музыку дети изображают невесомость при помощи плавных движений).

Инструктор по физо: Мы с вами совершили посадку на красной планете. Кто-нибудь из вас знает, как она называется? (Марс). Посмотрите нас кто-то встречает. Как вы думаете кто это? (Иллюстрация инопланетянина, составленная из геометрических фигур). А вы ничего интересного, необычного не заметили? Давайте назовем геометрические фигуры из которых состоит наш незнакомец. А как же мы будем к нему обращать? Попробуем дать ему имя. Марсианин живет один и ему очень скучно, давайте поиграем с ним.

Игра “Космонавты”

Ждут нас быстрые ракеты,    дети врассыпную бегают по залу, на полу лежат
Для прогулок по планетам.    обручи “ракеты” на один меньше, чем детей.
На какую захотим,    по окончанию слов, дети забегают в обруч
На такую полетим.    кому из детей обруча не хватила, выбывает
Но в игре один секрет -    из игры
Опоздавшим места нет.

Наше путешествие продолжается, давайте посмотрим по карте, куда нам двигаться дальше? (Сатурн)

Воспитатель. На этой планете нас тоже уже ждут. Как мы будем обращаться к нашему новому другу, из каких геометрических фигур он состоит?

Наш друг инопланетянин ни разу не был на Земле. Он попросил вас сфотографировать из космоса на Земле определенные места. Подумайте, что мы должны фотографировать?

Яблоня, сад - … (дети) - яблоневый сад.

Сосна, лес - …

Глубина, море - …

Топь, болото - …

Новый наш друг благодарит вас за фотографии, теперь он будет летать в гости на другие планеты и всем рассказывать и показывать нашу Землю.

Музыкальный руководитель:

Чтоб в полете не скучать,
Нужно песню запевать.
Песня “Песенка друзей”.

Инструктор по физо: вот так весело с песней мы прилетели на планету…. Командир посмотрите на звездную карту, как же называется эта чудесная планета? (Юпитер)

Поприветствуем жителя этой планеты. Давайте передадим радиосигнал на Землю и опишем инопланетянина детям, которые не полетели с нами. (Назвать геометр.фигуры)

Новый наш знакомый предлагает вам поиграть. Он знает очень интересную игру “Звездочет”. Поиграем?

Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее “звездочет” с мячом в руках, декламируя считалку вместе с детьми и задевая их рукой.

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий - раз,
Венера - два-с,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой – Нептун,
Девять - дальше всех Плутон….
Кто не видит - выйди вон! (А.Усачев)

На последнее слово “звездочет” останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. “Звездочет” держит в руках мяч - “планету”. Кто первым добежит и возьмет “планету” первым, побеждает и становится “звездочетом”.

Тренировочный полет замечательно идет.

Воспитатель: Ну вот и подошло наше путешествие к концу, пора возвращаться обратно.

Жди своих героев, мама!
Как бы ни был путь далек,
Мы домой вернемся в срок!

Музыкальный руководитель:

“Приземление” - упражнение на развитие слухового внимания.

Дети под быструю музыку бегут по залу, подняв руки и сцепив пальцы в “замок” (ракета летит), с замедлением музыки дети замедляют темп бега и опускаются на одно колено на окончание звучания (ракета приземлилась).

Релаксация. Дети ложатся на ковер закрывают глаза, восстанавливают дыхание под спокойную музыку.

Воспитатель поздравляю вас с удачным приземлением и приглашаю в группу, где вас ждут краски и карандаши, чтобы вы могли изобразить свои впечатления от полета на бумаге.

Используемая литература

  1. Дошкольная логопедическая служба № 2, М-2008, О.А.Степанова.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Логопед в ДОУ).
  3. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно- речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. - СПб.: “Детство-Пресс”, 2005. -224 с.