Роль создания экологической тропинки ДОУ в формировании у детей гуманного отношения к природе

Разделы: Работа с дошкольниками


“Необходим новый уровень экологического знания людей. На всем пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет”.

/А. Яблоков, академик РАН/

О значимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже не приходится сомневаться. Дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе через наблюдения самостоятельно, не используя их в практической деятельности. Но важнее всего должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе, установление положительных, эмоционально окрашенных связей – вот основа экологической воспитанности.

С чего начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду № 4 “Светлячок”, где уже создана целостная система экологического воспитания через все виды детской деятельности и я хочу поделиться опытом работы по формированию у детей гуманного отношения к природе, который направлен на решение следующих задач:

  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

 Главная цель проекта:
обучение детей на примере конкретных природных объектов общению с природой, воспитания бережного отношения ко всему живому, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Участники проекта:

 – дети  средней, старшей, подготовительной  группы детского сада;
 – воспитатели;
 – родители;

Руководители проекта:
 старший воспитатель, 1 квалификационная категория
 воспитатели средней, старшей и подготовительной групп, воспитатель по обучению татарскому языку,1 квалификационная категория   

Вид проекта:

Долгосрочный, досугово-познавательный с 1 июня по 1 декабря 2009 года и с 1 июня по 1 декабря 2010 года, с 1 июня по 1 сентября 2011 года.

Цель  проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование   в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

Продукты проекта:

  • Макеты природных объектов, стенды, фотографии ,папки-проекты, рисунки; исследовательские работы,  схемы, выставки, карта экологической тропинки;
  • скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе;
  • новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты, экологические знаки.

Этапы проекта:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. Проявление у дошкольников ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы, различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода), узнать особенности природы родного края – города Азнакаево Республики Татарстан
2. Бережное отношение  к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех   живых объектов природы  и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята  узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада ( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Пути реализации задач:

* Создание условий / материальная база, охрана окружающей среды, программное обеспечение/.
* Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
* Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
* Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
* Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
* Установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в сознании детей реалистических знаний об окружающей природе и воспитании правильного отношения к ней. Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами и склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с детьми.
В качестве объектов экологической тропинки выбирались различные виды как дикорастущих, так и культурных растений: различные виды пород   деревьев. Объектами могут служить так же аллеи, сад, уголок леса, кустарники, различные по форме и подбору растений цветочные клумбы. Дополнением являются небольшие водоемы (искусственные или природные), а также муравейники, гнездовья птиц, грядка с лекарственными растениями, огород, отдельные красивоцветущие растения и др. На территории отведено немало места под сад: яблони, сливы, грядка саженцев молодой смородины сортовой. Дети знают, что плоды этих культур идут на приготовление напитков и варенья.

Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Региональный компонент предполагает:

  • Знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
  • знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и района;
  • знакомство с татарской культурой, обычаями, традициями / через краеведческий музей, картинно-выставочный зал “Мизгел”, тематические занятия/

Поскольку экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. В процессе бесед, наблюдений, опытов дети учатся понимать, насколько точно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. На протяжении всей экологической тропинки педагоги большое внимание уделяют ознакомлению детей с правилами поведения в природе, беседуют о том, как каждый ребенок соблюдает эти правила, как охраняет птиц и заботится о них. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Педагогическим коллективом наработаны, т.е. апробированы и получены по ним результаты, следующие проекты: “Моя семья”, “Я и мои права”, “Мой родной город”. На реке Стярля в Прикамье на востоке республики Татарстан находится город Азнакаево, который был основан в 1762 году, городом был объявлен только в 1987 году. Город был известен тем, что в 1951 году здесь были открыты месторождения нефти и газа. Это играет значительную роль в жизни города. Благодаря таким нефтедобывающим компаниям как НГДУ “Азнакаевскнефть”, ОАО “Татнефть” в этом достаточно небольшом городке хорошо развита социальная инфраструктура. В городе есть дома культуры, детские оздоровительные лагеря, стадионы, водно-оздоровительный комплекс – бассейн, ледовый дворец. Все это является гордостью нашего района, с которой мы, в свою очередь знакомим наших воспитанников. Но, конечно, главным украшением Азнакаево является гора Чатыр-Тау. Это одна из наиболее возвышенных точек республики. Здесь произрастает большое разнообразие сорно-полевых и степных трав. Согласно истории, на этой горе находились пещеры Емельяна Пугачева и его войска. Жители утверждают, что в этих пещерах сохранился арсенал со старинным оружием. На данный момент действует Азнакаевский краеведческий музей, с которым мы успешно сотрудничаем.

Этапы создания и оформления тропинки:

1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3.Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

 Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Паспорт некоторых точек экологической тропинки детского сада N 4 “Светлячок”.

ОБЪЕКТ – “Цветник”.

Объекты для наблюдений:

цветы – ромашки, портулак, лилия, петуния, бархатцы, астры, герань.

ЦЕЛЬ: изучение и наблюдение растений в летний период.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • труд с детьми: подготовка клумб. Посадка новых растений, полив, рыхление, прополка;
  • наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
  • проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
  • видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

ОБЪЕКТ – “Деревья”

Объекты для наблюдений:

Боярышник, лиственница, яблоня, береза, ель, тополь, рябина, липа, сосна

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
  • сравнение их между собой;
  • забота человека о деревьях;
  • использование луп для наблюдений;
  • проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева;
  • сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
  • связь с животными.

Объект – “Огород”

Объекты для наблюдения: почва, грядки, семена, рассады, сорняки

Рекомендации по организации работы с детьми

  • знакомство детей с правилами посева семян в огороде и в цветнике;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • беседы с детьми о том, для чего нужны овощи;
  • знакомство детей старших групп со свойствами почвы (сухая, влажная земля);
  • дать понятие о том, что необходимо обработать почву: перекопать, разрыхлить;
  • дать понятие о значении влаги как одного из условий роста растений;
  • провести опыт; замочить часть семян за несколько дней до посева, другую часть посадить сухими. Проследить, какие быстро взойдут.

ОБЬЕКТ – “Лекарственные растения”

Объекты для наблюдений: крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, мята перечная, мать-и-мачеха, календула, ромашка аптечная, лопух

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;
  • рассматривание и сбор семян растений;
  • труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме;
  • беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
  • игры с детьми “Мы растения”, “Чем полезны лекарственные растения”, “Чей листочек”;
  • сенсорное развитие детей;
  • устройство фитобара.

ОБЪЕКТ – “Кусты”

Объекты для наблюдений: акация, рябина, шиповник, ирга, вишня, черемуха, сирень

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;
  • исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
  • связь с животным миром;
  • польза для человека и забота человека.

ОБЪЕКТ – “Старый пень”

Объекты для наблюдений.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • естественное старение дерева;
  • рассматривание мха и древесных грибов;
  • связь с животными и насекомыми;
  • использование луп для наблюдений;
  • исследовательская деятельность,

ОБЪЕКТ – “Зона отдыха”

Объекты для наблюдений:

Скамьи около ворот в углу территории сада, где растут три лиственницы, клумба

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • сравнение клумбы и огорода;
  • связь с животными и насекомыми;
  • сравнение травы и мха;
  • рассматривание “тропинки” муравьёв;
  • использование луп для наблюдений;
  • список растений и цветочных в разное время цветения растений;
  • список увиденных насекомых;
  • наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
  • исследовательская деятельность;
  • характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды.

ОБЪЕКТ – “Огород”

Объекты для наблюдений:

1. Территория огорода. Грядки на огороде.

Рекомендации по организации работы:

  • наблюдение за работой взрослых;
  • уход за посаженными растениями;
  • обозначение на грядках;
  • опытная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • наблюдение за ростом растений.

 ОБЪЕКТ – “Скворечник”

Объектом для наблюдений стал скворечник на участке группы напротив входа № 1 в детский сад

Рекомендации по организации работы:

  • предназначение скворечника;
  • рассматривание домика для птиц;
  • наблюдение за птицами;
  • слушание писка птенцов;
  • слушание пения взрослых птиц;
  • слушание пения разных птиц в записи;
  • выработка правил поведения.

ОБЪЕКТ – “Зеленая зона в группе”

Объектом для наблюдений стали растения и другие обитатели уголков природы в группах.

Рекомендации по организации работы:

  • наблюдения и уход за растениями;
  • наблюдения и уход за аквариумом;
  • исследовательская деятельность;
  • проведение опытов и экспериментов;
  • посадка “зимнего огорода”;
  • коллекционная работа;
  • творческая работа;
  • посев растений на рассаду в цветник и на огород.

Приложение