Игра-экспериментирование "Воздух вокруг нас"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг.
  • Познакомить со свойствами воздуха: (прозрачный, легкий, упругий, без запаха).
  • Дать представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха).
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание экспериментировать.

Оборудование: 2 воздушных шара, целлофановый пакеты по количеству детей, соломинки для коктейля, таз с водой, кораблик из спичечного коробка, пластмассовые стаканчики с водой, коробка из-под сока, листы картона по количеству детей, бумажные салфетки или сухие листья.

Словарная работа: воздух прозрачный, легкий, без запаха, упругий.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят полукругом.

Воспитатель вносит в группу два воздушных шарика, красный надут сильно, синий – слабо. Обращает внимание на шарики и предлагает с ними поиграть.  Дети играют шариками и выясняют, каким шариком играть лучше, какой легче отбивать и почему? Что находится внутри шариков? (Объяснения детей)

Воспитатель: Внутри шариков – воздух, красный надут сильнее, в нем больше воздуха, он упругий, легко отбивается, летает и плавно опускается, а синий мягкий, в нем мало воздуха. Скажите, что нужно сделать с синим шариком, чтобы с ними тоже было легко играть? (надуть побольше); что находится внутри шариков (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха и предлагает детям сделать то же.

Воспитатель: А откуда внутри человека берется воздух? (его вдыхают).

Воспитатель предлагает прикрыть ладошкой рот и нос и почувствовать, что трудно дышать, без воздуха человек не может жить.

Игры с шариками

«Поймай шарик»

Надуть шарик, не завязывая конец, объяснить, что когда отпустите шарик, воздух начнет выходить, и шарик будет летать. Предложить поймать его.
Воспитатель говорит:

Мы надули шарик синий, (надуть щеки)
Он теперь такой красивый.
Отпустили полетать, (отпустить шарик)
Но его уж не поймать!

Игра повторяется несколько раз. Затем дети садятся на стульчики возле стола.

«Паровозик»

Возьмите пакет из-под молока и отрежьте от него половину. Положите ее боком на стол. Проделайте небольшое отверстие в дне. Надуйте шарик и проденьте кончик через отверстие. Когда отпустите шарик, то пакет начнет двигаться, по мере того как из шарика будет выходить воздух.
Затем воспитатель надувает и завязывает синий шарик. Обращает внимание, что он стал упругим, большим как красный.
Воспитатель обращает внимание детей на полиэтиленовые пакеты. Дети рассматривают пустой пакет.
Воспитатель спрашивает, что находится в пакете? Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом пакет и спрашивает, что в пакете? (Пакет упругий, большой). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Обращает внимание на то, что когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объяснить, что в пакете был воздух. Почему вам кажется, что пакет пустой? (Потому, что воздух прозрачный, невидимый, легкий, упругий). Дети повторяют за воспитателем слова. 
Воспитатель предлагает надуть пакет, сделать его упругим, через него рассмотреть предметы. Дети надувают и сдувают пакеты. Воспитатель активизирует к произнесению слов: упругий, воздух внутри, легкий, прозрачный.

«Мыльная шапка»

Затем воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором находятся прозрачные пластиковые стаканчики с водой и трубочки для коктейля, в стаканчики заранее налито жидкое мыло. Воспитатель предлагает подуть через соломинку в стаканчик. Чья шапка из пены больше. (Выдувание пены через соломинку)

«Надуй пузырь»

Предложить выдуть мыльные пузыри. Чей пузырь больше, у кого улетит выше, у кого улетит дальше, у кого больше мыльных пузырей.

«Кораблик»

Затем дети подходят к столу, на котором находится таз с водой.
Воспитатель предлагает сделать легкий ветерок, подуть на кораблик, чтобы он поплыл по морю. (Дети по очереди дуют на кораблик). Воспитатель обращает внимание, что когда выдували воздух, он был похож на ветер. А можно ли увидеть ветер? (ветер невидим, мы можем увидеть только, как он передвигает предметы, гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге).

«Ветерок»

Воспитатель раздает детям лист картона, высыпает на пол бумажные салфетки или сухие листья и предлагает при помощи листа картона сделать ветер, разметая листья. После игры дети помогают воспитателю все убрать на место.
Воспитатель загадывает загадку, подводя итог.

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Итог. В результате работы, в ходе проведенных опытов, дети узнали, что:
– воздух нужен для дыхания  человеку;
– познакомились со свойствами воздуха: (прозрачный, легкий, упругий, без запаха);
– получили представления о том, как образуется ветер (ветер это потоки воздуха).

Приложение 1