Тема урока "Что такое причастие". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

1) познакомить учащихся с новой частью речи – причастием; найти сходство данной части речи с именем прилагательным и глаголом; определить грамматические, морфологические и синтаксические признаки причастия;
2) продолжить развивать умения решать проблемные вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы по теме урока; находить нужную часть речи в предложении по грамматическим признакам; развивать устную речь учащихся, умение работать самостоятельно и в группах;
3) вызвать интерес к урокам русского языка; развивать и воспитывать у учащихся понимание важности изучения родного языка.

Вид урока – урок изучения нового материала (урок-следствие)

Оформление: презентация “Причастие как часть речи” (см. Приложение), компьютер, плазменная панель; папка “Дело №” с материалом (предложениями) для работы в группах, раздаточный материал; карточка с индивидуальным заданием для сильного ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд № 1

Учитель

Здравствуйте! Я рада вас видеть и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.

2. Психологическая подготовка к восприятию новой темы

Учитель

Ребята! Сегодня у нас немного необычный урок. Необычность его в том, что к нам поступили материалы по одному следственному делу и требуется провести тщательное расследование. Давайте познакомимся с этим материалом.

Слайд № 2

(Открывает папку “Дело №” и показывает учащимся листочки, на которых записаны предложения. Потом говорит, что это именно тот материал, по которому мы сегодня будем вести следствие).

Запись предложений в рабочую тетрадь ( под диктовку учителя)

Слайд № 3

 

3. Создание проблемной ситуации

  1. Веселый ветерок расплетает косички березок.
  2. Веселящийся ветерок расплетает косички березок.
  3. Веселится ветерок, расплетает косички березок.

Учитель

Что вы можете сказать об этих предложениях? На что обратили внимание?

Учащиеся

В одном из предложений обнаружено слово-незнакомец: “веселящийся”.

Учитель

Да, вы правы. Это слово тщательно замаскировалось под известные нам и очень уважаемые части речи, но принадлежность “незнакомца” к ним вызывает сомнение.

Выяснить и уточнить подлинную сущность слова нам и предстоит. Требуется расследование по уточнению личности незнакомца, и вести это следствие будем мы.

4. Сообщение темы урока, постановка цели

(Тема урока не объявляется; сообщается, что учащиеся должны сформулировать её самостоятельно и записать во второй части урока; для этого оставлена одна строка в тетради после записи: “ Дата. Классная работа”).

Слайд № 4

Учитель

Итак, задачи следствия:

– выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-то общее с известными частями речи, или это только маскировка;

– определить степень “родства” с каждой из частей речи и функции, выполняемые словом-незнакомцем;

– на основе этих данных при помощи “фоторобота” установить личность незнакомца.

5. Изучение нового материала

“Следствие ведут…”

1-й этап. Обнаружение незнакомца

Краткая беседа с учащимися

  1. Где же мы будем искать незнакомца?
  2. Как будем проводить расследование?

(Ответы учащихся: “Слово-незнакомец есть только в одном предложении”. “Искать его надо в словах, схожих в написании и в то же время различающихся в написании”).

Применение игровых технологий

Установка на игру

Правила игры (действие в воображаемой ситуации)

Учитель

Итак, представьте, что вы – следователи. Начинаем наше расследование.

Задание: разобрать записанные ранее предложения по членам предложения (работа потом проверяется с места), затем разделить лист тетради на 3 колонки.

Учитель

Для того чтобы выполнить задачи следствия (см. выше), нам необходима информация, которую мы сейчас с вами вспомним.

Реализация домашнего задания

Фронтальный опрос

  1. Какие части речи вы знаете?
  2. С какими частями речи мы будем сегодня работать?
  3. Перечислите морфологические признаки имени прилагательного.
  4. Перечислите морфологические признаки глагола.

2-й этап. Признаки знакомых частей речи

(Разобрав предложение, уч-ся вносят в колонки морфологические признаки знакомых частей речи – имени прилагательного “веселый” (работает устно с места 1 уч-ся) и глагола “веселится” – работает устно с места 2й учащийся).

Слайды №№ 5,6

Веселый Веселящийся Веселится
Какой? Какой? Что делает?
Мужской род Мужской род Несовершенный вид
Именительный падеж Именительный падеж Непереходный
Единственное число Единственное число Возвратный
Определение Несовершенный вид Изъявительное наклонение
  Возвратный Настоящее время
  Настоящее время Единственное число
  Определение Сказуемое
Имя прилагательное

Х (незнакомец)

Глагол

3-й этап. Подведение предварительных итогов следствия

(Учащиеся работают с таблицей (колонки 1, 3), заполняя их по мере поступления информации, которая обсуждается; неправильные ответы исправляют, затем делают вывод)

Динамическая пауза

4-й этап. Определение признаков слова-незнакомца

Слайд № 7

(Для этой работы учащиеся формируются в 3 группы: они получают листок с предложениями, которые записали в начале урока в рабочие тетради, и карточки для заполнения их признаками незнакомого слова. После обсуждения на местах участники из каждой группы выходят к доске и закрепляют заполненные карточки на доске с помощью магнита. Когда все карточки закреплены, учащимися обсуждаются результаты работы и заполняется 2 колонка в тетради).

5-й этап. Определение особых примет (лексических признаков) этих слов

Слайд№8

Прилагательное “веселый” – признак предмета (ветерок какой?)

Глагол “веселится” – действие предмета (ветерок что делает?)

Х ( незнакомец) признак по действию ( ветерок какой?, что делающий?)

6-й этап. Словообразовательный

(Учащиеся на доске и в тетрадях разбирают слово ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ по составу и делают словообразовательный анализ)

ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ: корень ВЕСЕЛ-; суффикс –ЯЩ-; окончание –ИЙ; возвратный суффикс – СЯ;

ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ от глагола ВЕСЕЛИТСЯ суффиксальным способом.

7-й этап. Выводы по следствию

(Учащиеся обобщают полученные в ходе следствия данные и делают выводы)

  1. Слово-незнакомец не маскируется под прилагательное и глагол, а имеет с ними ряд признаков. (См. таблица в тетради)
  2. Слово-незнакомец является более близким к глаголу (образуется от глагольной основы суффиксальным способом) .
  3. Признак предмета возник как результат действия.
  4. Соответствует выражению: ВЕСЕЛЯЩИЙСЯ – который веселится.

Слайд № 9

Возвращение к началу урока

Учитель

Как мы сформулируем тему урока?

(Учащиеся формулируют тему, предлагая свои варианты, н-р: “Причастие как часть речи”, “Что такое причастие”, “Причастие – самостоятельная часть речи”, “Особая форма глагола”, потом записывают тему урока – “Что такое причастие” – в пустую строку).

Слайд № 10

Учитель

Выводы по расследованию сделали, тему урока сформулировали. Как будем работать дальше?

(Ученики высказывают свое мнение по поводу дальнейшей работы и делают вывод, что для ее продолжения нужно обратиться к учебнику).

6. Закрепление ЗУН

Учитель

Возьмите простой карандаш. Прочитайте внимательно параграф 34, делая пометки карандашом на полях: “+” (уже знаю); “?” ( не понял); “_” (новое).

Работа с учебником

(Учащиеся самостоятельно читают теоретический материал, делают пометы на полях).

Беседа после работы с учебником

Учитель

  1. Какие новые сведения вы отметили для себя?
  2. Все ли было понятно? Какие вопросы появились?

(Учащиеся отвечают на вопросы, читают учебный материал и комментируют свои замечания).

Учитель

Молодцы! Вы хорошо справились с обязанностями следователей. Какие будут предложения по дальнейшему ходу урока-следствия?

(Ученики говорят, что необходимо обратиться к практике).

Орфографический словарный диктант

(Ученики работают самостоятельно, составляя словарный диктант на базе терминов параграфа 34; такую работу они делают уже не первый раз. Затем диктант проверяется – можно и через взаимопроверку).

Грамматика, морфология, русский язык, самостоятельные части речи, имя прилагательное, причастие, морфологические признаки, несовершенный вид,

возвратный суффикс, словосочетание, синтаксическая функция, главные и второстепенные члены предложения, определение.

Дифференцированное задание опережающего характера для сильного ученика

Подобрать к словам-именам существительным НЕБО, СОЛНЦЕ, РЕБЕНОК, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ЗАЯЦ определения, выраженные причастием.

Тренировочные упражнения

(Учитель называет глаголы, учащиеся образуют от них причастия)

Читать – читающий, гореть – горящий; бегать – бегающий; зеленеть – зеленеющий; петь – поющий; расти – растущий.

Упражнение 387 (задание 1)

Задание: выразительно прочитать тексты (А.Фет, А.Вознесенский), найти причастия, доказать, что названные учащимися слова именно причастия.

Проверка дифференцированного задания

(Работа учащегося была такой: синеющее небо, пылающее солнце, играющий ребенок, летящее облако, дующий ветер, прыгающий заяц).

7. Рефлексия

Учитель

Вернемся к началу урока. Какова была наша цель? Достигли ли мы ее?

Ответы учащихся

Учитель

Для закрытия “Дела №” осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе проведения расследования и изучения материала, объединитесь опять в свои группы и, посоветовавшись, сформулируйте по одному вопросу, связанному с темой сегодняшнего урока.

Эти вопросы вы потом зададите друг другу.

Учащиеся выполняют задание, затем задают свои вопросы.

  1. Почему причастие называется именно так?
  2. Что обозначает причастие?
  3. Какие морфологические признаки имеет причастие?

Комментарий

С помощью этого приема на стадии рефлексии был проведен своеобразный взаимоопрос, который помог выяснить, как учащиеся усвоили тему.

8. Подведение итогов урока, оценивание

9. Домашнее задание:

1) пар. 34 (учить); упр. 387(задание 2);

2) дифференцированное задание для сильных учащихся и тех детей, которые хорошо владеют компьютерными технологиями: работа в О.К. (опорный конспект) – сделать блок по теме “Причастие как часть речи” или создать презентацию (3-4 слайда) по теме “Причастие как часть речи”.

Слайды №№ 11, 12

Презентация