Тайны звука

Разделы: Физика


Цели урока:

Приложение 1. Слайд 1.

Образовательная:

  • освоение знаний о методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать, выполнять эксперименты и делать выводы;
  • применение знаний для решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки ее достоверности.

Развивающая:

развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний по физике посредством переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации.

Воспитательная:

  • воспитание умения обосновывать высказываемую позицию;
  • уважительно относиться к мнению оппонента;
  • показывать связь физики с другими науками.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний учащихся.

Оборудование: Два камертона, гитара, бубен, таблица “Внутреннее строение уха”, тиски и металлическая линейка, морская раковина, магнитофон, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организация урока.

Учитель:

Пытаются шептать клочки афиши,
Пытается кричать железо крыши,
И в трубах петь пытается вода
И так мычат бессильно провода.

Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам услышать окружающий мир, а значит лучше его понять.

II. Сообщение темы, цели урока.

Наш урок мы назвали “ Тайны звука”.

А. Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истиной науки”.

Сегодня мы повторим, что такое звук, как он рождается, поговорим о характеристиках звука.

Изучением звуков занимается раздел физики – акустика, но мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения разных специалистов: физиков и биологов, медиков и музыкантов, биоинженеров и строителей.

III. Мотивация.

Ансамбль учащихся исполняет песню “ Подмосковные вечера” (1 куплет). (Гитара, треугольник, магнитофонная запись, певец)

IV. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Вопросы учителя:

1. Как называются звучащие тела?
2. Что происходит в источниках?
3. Что колеблется у поющего человека?
4. Что колеблется у гитары?

Учащиеся делают вывод: звучащие тела колеблются.

V. Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий.

1. Учитель: А можно ли утверждать, что колеблющее тело звучит?

Ученик проводит опыт со стальной линейкой, зажатой в тиски.

Ученики делают вывод: Не всякое колеблющее тело звучит.

Звуковая частота от 20 Гц до 20 кГц.

2. Учитель: От источника во все стороны распространяется звуковая волна. Это продольная волна, т.е. чередование сгущений и разряжений.

Видеофрагмент “Звук в вакууме”. Приложение 2.

Ученики делают вывод: Волны не могут распространяться в вакууме, для этого необходима упругая среда (на экране появляется таблица). Приложение 1. Слайд 2.

Среда Скорость звука, м/с при 20 С.
Воздух

Водород

Кислород

Вода (пресная)

Вода (морская)

Керосин

Глицерин

Бетон

Дерево (дуб)

Дерево (ель)

Кирпич

Сталь

Медь

Свинец

Стекло

343

1284

316

1443

1530

2330

1923

4250–5250

4115

5000

3600

5000–6100

4700

2160

5500

Учитель: Пользуясь таблицей, задайте друг другу по 3 вопроса о распространении звука.

Опрос проводится в форме физического боя (вопросы задают пары по очереди).

Примерные вопросы детей:

а) В каких средах может распространяться звук?

б) В какой среде – жидкой или газообразной скорость звука больше?

в) зв. в водороде зв. в кислороде? Но водород и кислород - газы. Чем это объяснить? (Чем больше масса молекул газа, тем меньше зв. в ней.).

г) Вещества в каком агрегатном состоянии лучше всего проводят звук?

д) Приложим ухо к одному концу стального рельса и ударим по другому его концу? Что услышим и почему? (2 звука. Один из них достиг уха по рельсу, другой по воздуху (быстрее по рельсу, т.к. .)

е) Слышат ли рыбы под водой шаги и голоса на берегу?

ё) Зависит ли скорость звука от температуры? (С увеличением температуры скорость звука возрастает).

3. Учитель: Знаете ли вы, что в давние времена при осаде крепостей в стенах помещали людей (чаще всего это были слепые люди), которые могли определить ведёт ли враг подкоп к стенам или нет. Как они это делали? (Прикладывали ухо к земле).

Что мы можем сказать о проводимости звука в земле? (Земля хорошо проводит звук).

А почему “ слухачи” были именно слепые люди? (У слепых людей обостряется звук).

Сообщение учащегося (биолог) о строении уха и механизме звукового восприятия .

Сообщение учащегося (биоинженер) о работах Эддингтона - американского биоинженера-акустика, о создании слуховых аппаратов.

4. Характеристики звука:

а) Громкость.

Ученик проводит опыт с камертоном и маятником.

Учащиеся делают вывод: Громкость звука зависит от амплитуды колебания.

Учитель: Громкость звука измеряется в Беллах - в честь Александра Грэхема Белла - изобретателя телефона. На практике в дБ - десятая доля Белла. Музыкальные звуки – колебания через равные промежутки времени, шум – через неравные промежутки времени. Очень громкие звуки и шумы опасны.

Далее несколько учеников (физик, медик, инженер - строитель) предлагают свои проекты: “Шумовое загрязнение” - Приложение 3. “Влияние шума” - Приложение 4. “Звукоизоляция” - Приложение 5.

б) Звуковой резонанс.

Учитель: Почему шумит большая морская раковина, если её приложить к уху?

Учащиеся высказывают предположения:

Раковина является резонатором, усиливающая многочисленные шумы в окружающей нас среде, обычно нами не замечаемые из-за их слабости.

Ученик (физик – экспериментатор) проводит опыт с двумя камертонами: наблюдение и объяснение звукового резонанса.

в) Высота тона.

Презентация учащегося (музыковед) о высоте тона. Приложение 6.

Звуки человеческого голоса делятся на несколько диапазонов:

Бас- 80-350 Гц (английский певец Норман Аллин - 44 Гц; Шаляпин)

Баритон-110-120 Гц (Высоцкий)

Тенор-130-520 Гц (Козловский)

Дискант-260-1000 Гц (Р.Лоретти)

Сопрано-260-1050 Гц (Г.П.Вишневская)

ПИФАГОР по легенде разделил звуки на октавы.

г) Тембр.

Учитель: Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий, густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный, прозрачный. О чём это?

Ученики: Тембр.

Учитель: Много людей - голос индивидуальный. Музыкальные инструменты звучат по-разному. Тон, соответствующий наименьшей частоте (16Гц)- основной тон (крайняя клавиша рояля). Тоны более высоких кратных частот - обертоны. Что же такое тембр?

Ученики: Тембр - количество обертонов. Тембр - качество звука.

Учитель: В звуке может быть разное количество обертонов. От чего зависит количество обертонов?

Ученики: Оно зависит от длины, толщины и материала струны, от длины и среднего диаметра духового инструмента.

Учитель: Скрипка Страдивари (Италия) - о ее звучании с непревзойденной окраской звука ходят легенды. Орган - фабрика звуков.

Учащийся читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака “Орган”.

Орган отливал серебром
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром
Катившейся из-за полмира.

VI. Повторение, обобщение, систематизация знаний, ведущих идей и основных теорий.

Ученики выполняют тест. После выполнения обмениваются работами с соседом по парте и выполняют проверку. Приложение 1. Слайд3.

Вариант 1

1. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?

а) во всех направлениях;
б) только по направлению распространения волны;
в) только перпендикулярно распространению волны;
г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.

2. От чего зависит громкость звука?

а) от частоты колебаний;
б) от амплитуды колебаний;
в) от частоты и амплитуды;
г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.

3. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?

а) могут, например, звук выстрела в безвоздушном пространстве;
б) не могут: звуковые волны распространяются только в веществе;
в) могут, если звуковые волны поперечные.

4. От каких величин зависит высота тона?

а) от амплитуды;
б) от частоты;
в) от громкости;
г) от скорости распространения звука.

5. Как распространяется звук в однородной среде?

а ) звук распространяется прямолинейно с постоянной скоростью в одном направлении;
б) звук распространяется по всем направлениям, скорость уменьшается с расстоянием;
в) звук распространяется прямолинейно и с постоянной скоростью во всех направлениях.

6. Динамик подключен к выходу звукового генератора электрических колебаний. Частота колебаний 170 Гц. Определите длину звуковой волны, зная, что скорость звуковой волны в воздухе 340 м/с?

а) 0,5 м;
б) 1 м;
в) 2 м;
г) 57800 м.

7. Камертон, прикрепленный к резонансному ящику, ударили резиновым молоточком. К камертону поднесли по очереди два других камертона. Второй камертон в точности такой же, как и первый. Третий - настроен на меньшую частоту. Какой из камертонов начнет звучать с большей амплитудой?

а) второй;
б) третий;
в) оба камертона;
г) ни один из них.

Вариант 2

1. В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?

а) во всех направлениях;
б) только по направлению распространения волны;
в) только перпендикулярно распространению волны;
г) по направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.

2. Из перечисленных веществ выберите плохой проводник звука:

а) вата
б) земля
в) металл
г) вода

3. От чего зависит высота звука?

а) от амплитуды колебаний;
б) от длины волны;
в) от частоты колебаний источника звука.

4. Чему равна длина звуковой волны в воде, если скорость её скорость равна 1480 м/с, а частота 740 Гц?

а) 4 м.
б) 0,2 м
в) 2 м.

5. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?

а) могут, если звуковая волна поперечная;
б) могут, если звуковая волна продольная;
в) не могут, т.к. они распространяются только в среде.

6. Какой прибор является источником чистого музыкального звука?

а) камертон
б) метроном
в) кларнет.

7. Как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты при постоянной амплитуде колебаний вынуждающей силы?

а) непрерывно возрастает с увеличением частоты;
б) непрерывно убывает с увеличением частоты;
в) сначала возрастает, достигает максимума, затем убывает;
г) сначала убывает, достигая минимума, затем возрастает.

Критерии оценки:

7 баллов - “5”, 6 баллов - “4”, 5 баллов - “3”, за каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Коды правильных оценок:

  1 2 3 4 5 6 7
1 вариант Б Б Б Б В В А
2 вариант В А В В В А В

Учитель: Давайте вспомним загадки и поговорки о звуке:

Ученики:

Живой бьет по мертвому, а этот все вопит и вопит (колокол).

Прозвучало над ясной рекою
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу. (Гром, молния)

Собака лает - ветер носит.

Физика - наука о природе, а природа - способ говорить.

Не то, что мните вы природе,
Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Его никто не повстречал ни разу, но что ни скажешь - повторяет сразу (эхо).

VII. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся. Рефлексия:

1. О чём говорили?

2. Что делали?

3. Что нового узнали?

4. Пригодятся ли эти знания в жизни?

5. Понравился ли урок?

VIII . Домашнее задание.

Приложение 1. Слайд 4.

Физика 9 класс. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.

§ 35-38 повторить. Творческое задание: Выполнить презентации на темы: “Звукоизоляция автомобилей”, “Звукоизоляция музыкальных студий”, “Звукоизоляция кораблей”.

 Используемая литература

1. А.В. Перышкин,   Е.М. Гутник.   Физика – 9.  Дрофа    Москва, 2007. 

2. Л.В.Тарасов. Физика в природе. –М. :Просвещение, 1988.

3. Г.Н.Петров. Газета “Физика” №15, 2002.

4. М.М.Балашов. О природе. - М.: Просвещение,1991.

5. Б.И. Спасский. Физика в её развитии. М . Просвещение, 1979.

6. www.fizika.ru

7. Электронная библиотека наглядных пособий. Физика 7–11 классы.  Кирилл и Мефодий, 2003.