Мастер-класс для молодых специалистов, учителей начальных классов. Урок письма в 1-м классе. Буква Ф

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: овладение новыми творческими способами обучения письму, формирование мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию молодого педагога.

Формы работы: самостоятельная работа в малых группах.

1. Организационный момент. Актуализация знаний каждого по предлагаемой проблеме. Вступительное слово ведущего (Слайд 1)

– Добро пожаловать, уважаемые коллеги, в педагогическую мастерскую! Цель нашего занятия – овладеть новыми творческими способами обучения письму, познакомиться, как в работе педагога используется новые технические средства – интерактивная доска и  MIMIO.
В начальной школе происходит смена приоритетов в расстановке целей образования. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к владению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученные с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Современная образовательная среда стимулирует творчество учащихся и повышает их мотивацию, а простота и доступность технологий предоставляет возможность оперировать простыми в использовании мультимедийными средствами во внеклассной работе и на уроках по всем предметам учебного плана.

Эффективность УВП повышается благодаря активизации восприятия учащихся за счет использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей. Во время выступления учитель не поворачивается к доске, не теряет контакта с классом, не  тратит время на выписывание текста на доске. Большой объем информации может быть получен из интернета, из компакт-дисков и воспроизведен на экране в формате, видимом всеми учащимися.

На фотографии представлен мой кабинет в начале учебного года. (Слайд 2). Через полгода вы видите уже иную картину: интерактивную доску и новое эффективное технологическое новшевство  МИМИО. (Слайд 3).

2.  Ознакомительная информация о работе МИМИО

МИМИО сочетает традиции и новейшие технологии: стоя у классной доски можно управлять экранным изображением компьютера, писать, рисовать, чертить стилусом-мышью или цветными маркерами и передавать эту информацию в компьютер. Оборудование и программное обеспечение МИМИО легко устанавливается и просто в освоении.
Основные разделы МИМИО:

Инструменты – набор инструментов для разработки и предоставления учебных материалов, блокнот – рабочее поле, на котором создаются и отображаются все изображения. Все инструменты собраны на панели, которая постоянно присутствует на экране. С их помощью можно рисовать, чертить, управлять презентацией, запускать специальные приложения. Инструментом Лупой можно увеличивать и уменьшать страницу презентации, инструменты прожектор и затемнение открывают и скрывают отдельные части доски, инструменты черчения позволяют быстро и четко создавать чертежи и схемы.

Галерея – коллекция готовых объектов. Раздел галерии содержит набор учебных ресурсов и модулей, которые можно использовать в динамическом интерактивном режиме или в качестве исходных ресурсов для создания собственных материалов: рисунки, изображения, мультимедийные объекты (видеоролики, анимация, звук), уроки, созданные с использованием блокнота МИМИО. В галерее размещен сегодняшний урок.

3.  Постановка проблемного задания. (Слайд 4). Деление участников на 4 творческие группы

– Давайте поставим ударение в словах. Слова открываются последовательно с использованием инструмента «Шторка». Ударения ставится на доске стилусом.
Мы с вами продемонстрировали свою лингвистическую компетентность, которая касается орфоэпических норм языка. Все эти слова иноязычного происхождения.
Поясним их значение.

ФаксИмиле – (латинское) точное воспроизведение.
ФетИшь – (португальское) амулет, наделенный магической силой.
ФенОмен – (греческое) редкое, необычное явление.
ФОрзац – (немецкое) двойной лист бумаги, соединяющий переплет с книжным блоком.
Что общего у этих слов. Все они начинаются на букву Ф.

4. Информация ведущего. История буквы Ф. Самая удивительная буква русской азбуки (Слайд 5)

Смысл названия данной буквы не ясен, но некоторые исследователи предполагают, что происхождение "ферт" звукоподражательное, подобно звуку издаваемому лошадьми "Ф-ррр", ибо звук [ф] в древности славянскому языку был совершенно чужд и невозможно было подобрать славянское слово с ф. (Слайд 6)

От славянского названия «ферт» буквы Ф, вкупе с её формой, произошёл оборот «ходить фертом», то есть буквально – ходить руки в боки, подбоченясь, в переносном смысле – быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством.

В стихах А. С. Пушкина, например в известном стихотворении "Сквозь волнистые туманы...", в балладе  «Песня о вещем Олеге» буквы "ф" нет ни одной.
Возьмите "Сказку о попе..."; среди множества различных букв вы "ф" не встретите, перелистайте "Полтаву". В поэме примерно 30 000 букв. Среди них три "ф".
Изучите стихи любого другого нашего поэта-классика, – результат будет тот же.
Буквы "ф" нет ни в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" М.Ю. Лермонтова, ни в басне "Ворона и лисица" И.В. Крылова.

Обнаруживается вещь неожиданная: каждое слово русского языка, в котором пишется буква "ф", на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим международное хождение.
Великие русские писатели и поэты-классики писали на чистом, подлинно народном русском языке. В обильном и богатом его словаре слова, пришедшие издалека, заимствованные, всегда занимали второстепенное место.
Редкость буквы "ф" в нашей литературе не случайность. Она – свидетельство глубокой народности, высокой чистоты русского языка у наших великих писателей.

5. Урок письма (Слайд 7)

Сейчас у нас будет урок письма, где мы будем воспроизводить каллиграфическое «факсимиле» (точную копию) буквы ф. Эта буква (буква солнца, огонь жизни) поможет нам установить равновесие мыслей, души и тела (так об этой букве говорится в словаре символов и образов).
Рассмотрим: из каких элементов состоит эта буква. Работаем у себя на листах и на доске. Летописцы особо выводили первую букву, которая начинала красную строку.

6. Физкультминутка. Буква из шариков

На стержень привязываются два воздушных шарика, чтобы получилась буква Ф.

7.  Факсимиле подписи (Слайд 8)

– Мы сделали точную копию буквы. Теперь мы усложним работу, сделаем факсимиле своей подписи. Сколько раз мы поставили ее за день! Изготовить факсимиле значительно проще, чем любую другую печать. Для этого нужно только поставить свою подпись на чистом листе бумаги с геометрическими фигурами несколько раз, выбрать наиболее привлекательный вариант. Фамилия должна не только звучать красиво, но красиво быть написана.  Так, как у великих гениев литературы  У. Шекспира и  А.С. Пушкина. На цветной фигуре сделайте окончательный вариант подписи. (Слайд 10)

Факсимиле – это печать, воспроизводящая подпись официального лица. Какой учитель не ловил себя на мысли что устал ставить автограф на кипе документов, тем более что закон не всегда требует оригинальную роспись. Факсимиле можно использовать на документах, которые не подразумевают материальную ответственность. Но, чтобы максимально застраховать себя от незаконного использования факсимиле, желательно предусмотрительно составить инструкцию по его использованию (Гражданский кодекс РФ ст. 160 п. 2, ст. 2 п. 3.). Печати факсимиле – приходят на помощь современным директорам и банкирам, сохраняя время и нервы. (Слайд 11)

8. Работа в творческой группе. Создание экслибриса (Слайд 12-13)

Экслибрис ­– художественно выполненный ярлычок с именем или инициалами владельца. Придумываем экслибрис вашей группы, проявляем свою креативность – творчество, оригинальность, новые идеи. Результат творческой работы воспроизводится на интерактивной доске, фотографируется и сохраняется.

9. Рефлексия. Выводы. Обмен мнениями

Качество обучения повышается с использованием в процессе обучения и воспитания новых технических устройств. (Слайд 14) По словам Р. Киплинга, «Образование – важнейшее из всех земных благ, если оно наивысшего качества.