Интегрированное занятие – прогулка по экологической тропе здоровья "Осеннее путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры  города Челябинска, кандидатами педагогических наук  С.Б. Шармановой и  А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время  прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное  интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут  экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором  по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая  и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали  зрительные  ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень)»

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка? 

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания.  А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.  (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый.  (Е. Авдеенко)

И.Ф.К.  Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь».  (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны,  кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К.  Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», –  и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К.  Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз).
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Осень:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И.В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

Литература:

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  2. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятий для дошкольников / авт.сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Мищенко Н.Ю."Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 180 с.
  4. "Мы". Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-пресс, 2000. – 240 с.
  5. Рунова М.А.Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
  6. Шарманова С.Б., Мищенко Н.Ю., Федоров А.И. Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Приложение 1