Тема урока "Салют Победы". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель мероприятия: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла.

Оборудование мероприятия: музыкальные произведения; видеоролики «Фронтовые будни», «Москва встречает победителей»; фильм о ветеранах-пашковцах; плакаты о войне.

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений; сообщения учащихся; инсценировка; исполнение частушек.

Ход мероприятия

Звучит набат.

Ведущий:

Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвется. Год сорок пятый!
Рождался в суровых боях под Москвой!
Лютая стужа, сугробы по пояс
И молчаливая поступь солдат,
Отлитая в пули сыновья совесть,
И в сердце присяга: «Ни шагу назад!»
Ряды ополчения у стен Мавзолея,
Военный парад и последний приказ!
Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время
Вновь оживет о героях рассказ!

Звучит «Школьный вальс», выпускники танцуют

Юноша: Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

Девушка: Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.

Юноша: Все когда-нибудь кончается, но это неплохо - ведь дальше будет настоящая жизнь.

Девушка: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.

Юноша: Может, кто и замуж выскочит.

Девушка: Ага, или женится.

Юноша: Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.

Юноша: А я хочу летчиком быть, испытателем.

Девушка: А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?

Юноша: А я мечтаю приносить людям добро…

Девушка: А я мечтаю о любви…

Звучит перезвон.

Девушка:

Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Юноша:

Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Вместе:

Что случилось, скажи мне, ветер?
Неужели это война?!

Звучит голос Левитана о начале войны. Звучит «Прощание славянки».

Юноша:

С мешком заплечным по проулку,
С ребячьей радостью в груди
Я на войну, как на прогулку.
С крыльца родного уходил.
С родней бы надо попрощаться,
Да на отвальную собрать…
На свете просто в восемнадцать
И петь, и пить, и умирать.

Все юноши становятся в строй, появляется мать.

Мать:

Иди, мой сын, и первым будь в бою!
Круши, карай неистовую силу!
За всех за нас, за Родину свою.

Под музыку юноши уходят на войну, а девушки и мать машут руками им вслед.

Появляется почтальон.

Почтальон:

Письмо… Держу его в руке…
Что в этом маленьком конверте?
Конечно, грусть в любой строке,
А вдруг и весть о чьей-то смерти?

Звучит «Альбиони», выходят участники со свечкой в руке.

А: (юноша) Это последнее мое письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая…

Б: (девушка) Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…

В: (юноша) 2 часа ночи, получил донесение, что враг в 4-х км с левого фланга… Мы стоим на пятачке одной ногой, другую поставить некуда, зарево по всему горизонту, ребята пока спят, мы тертые калачи, нас так просто не испугаешь.

Г: (девушка) Милая моя мамусенька, сегодня получила твое письмо с фотографией. Я то и дело достаю ее из кармана гимнастерки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… а насчет денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице хорошее купить.

Д: (девушка) Родная мамулька и Ленусечка! Я очень скучаю, вы мне часто снитесь. Но вы не грустите, я здорова и очень рада от сознания, что сама лично принимаю участие в разгроме врага, который заставил тебя и много миллионов нашего народа так переживать.

Е: (юноша) Братишки, черноморцы дорогие! Не думайте, что я попал в плен здоровым! Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. Братишка, Колька, балтиец дорогой, помни меня, береги мать!

А: (юноша) У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь как цветы, яркая-яркая. А мне было 24… (гасит свечку)

Б: (девушка) Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… (гасит свечку)

В: (юноша) Представляешь, только вот подошел политрук и сунул мне два печенья, откуда достал – не представляю, но не съел, принес мне… Меня нашли у кукурузного поля – кровавая дыра во лбу и семь штыковых проколов, а в кармане это письмо… (гасит свечку)

Г: (девушка) Пока, целую и крепко обнимаю, твоя Натуся… Они окружали.. Мне было 22 (гасит свечку)

Д: (девушка) В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко-крепко целую вас, самых дорогих и любимых… Не пришлось, мне было всего 20 (гасит свечку)

Е: (юноша) Нас пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, выворачивали руки, а мы пели песни да говорили: «Смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать, что моряк – это сталь, и нас не согнет никакая сила. За Родину!» (гасит свечку)

Выходят сын и мать.

Сын: Помогите мне! Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я все пройду… Буду стрелять, не спать, мучиться, но пройду, все пройду. До самого конца.

Мать:

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь не прощаешься.
Ой, зачем с войны безрадостной, сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу.
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я, возвратись, моя надежда.
Зернышко мое. Зорюшка моя.
Горюшко мое, горюшко мое – где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою…
Не хочу я ничегошеньки – только сына моего милого,
Если выплаканы глазоньки – сердцем плачут матери.
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда.
Зернышко мое. Зорюшко мое.
Горюшко мое.
Где же ты?

Все уходят.

Ведущий:

Война… Жестокая война.
Не первый месяц длится…
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица…
В местах отдельных перешли
Фашисты в наступленье,
Велись жестокие бои
На Невском направленье…

Сценка. Стол, стулья, горит свеча.

Притаившись у окна, выглядывают на улицу мальчик и его бабушка.

Вася: Гляди, гляди, бабушка, танки пошли… Здоровущие какие… И на всех кресты, а ты говорила «креста на них нет».

Бабушка: Это по-ихнему свастика.

Вася: Мотоциклы мчатся. Бабушка, гляди – фриц за козленком гоняется.

Выстрелы.

Бабушка: подходит к Васе Идем со мной, Васятка…

Вася: Куда, бабушка?

Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придет, как с тобой дальше быть…

Вася: Да что меня прятать, я же маленький…

Бабушка: Козленок тоже маленьким был. Идем.

Вася: Не пойду я в сарай.

Бабушка: Не перечь. Вернется отец – все расскажу, так и знай.

Вася: Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?

Бабушка: Не знаю.

Вася: А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушел.

Бабушка испуганно: Погубишь всех! Снимай фотографии со стен.

Вася: Зачем?

Бабушка: Снимай, говорю, потом будешь спрашивать. (Вася снимает фотографии и прячется). Ну вот и хорошо. Все мы с тобой сделали. А теперь собирайся. Пойдем в сарай, и не перечь бабке.

Вася: Бабушка, родненькая… Все, что хочешь проси меня… Только не в сарай… НЕ пойду. Не буду я прятаться, не хочу, я темноты и мышей боюсь (всхлипывает).

Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью –то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца – и все, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чем бы ни спрашивали – об отце, о матери, обо мне – о чем угодно, прикинься немым. (стук в дверь). Ой, это к нам. Ноги подкашиваются.

Голос: Бабушка Лукерья, открой!

Вася: Это голос Саши (входит Саша).

Бабушка: Ох, и напугал ты нас… Думали, эти… пожаловали. Ты что такой весь сине-зеленый? Лица на тебе нет…

Саша: Расстреляли, расстреляли!

Вася: Кого?

Саша: Троих, у памятника Ильичу в сквере. Они, говорят, листовки расклеивали, фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?

Вася решительно: Надо в партизаны подаваться.

Саша: А кто нам туда дорогу укажет?

Бабушка: Эх вы, партизаны! Сидите лучше по своим хатам, не высовывайтесь, целей будете.

Вася отодвинул занавеску, прильнул к окну.

Вася: Глядите, опять танки пошли… Целая туча… И куда они целый день идут?

Бабушка: Куда, куда! На Москву. У них отсюда одна дорога – на Москву.

Выходят солдаты. Кто-то ранен – ему перевязывают голову, кто-то пишет письмо домой

1-й Солдат: Эх, братцы, хорошо-то как! Совсем как дома!

2-й Солдат: Эх, еще бы поесть! Да поспать!

3-й Солдат: Ребята, смотрите, к нам кто-то идет!

Выходят девушки и гитаристы.

1-й артист: Здравствуйте, товарищи бойцы! Вас приветствует концертная фронтовая бригада «Бей врага!»

2-й артист:

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

Исполняют частушки под гитару

  1. Запевай, моя подружка,
    А я подпою тебе.
    Мы возьмем врагов под мушку
    И в частушке, и в бою.
  2. На войну мил уезжал,
    И мне строго наказал-
    Ты пляши и песни пой,
    Пойдешь домой – ни с кем не стой.
  3. Пляшем так, пляшем всяк,
    Пляшем и в присядку!
    От нас Гитлер убежит
    К черту без оглядки!
  4. Позвоню по телефону:
    «Дайте райпотребсоюз!
    Из-за Гитлера такого
    В старых девках остаюсь!»
  5. Ах, да наша тетя Настя!
    Дай бог нашей Насте счастья!
    Из берданки обера
    Вечером угробила!
  6. Бьем мы фрицев на Кавказе,
    Бьем мы фрицев на Дону.
    Как догоним до Берлина –
    Поколотим на дому.

 
Ведущий: Смех, юмор, песни создавали на фронте хорошее настроение, облегчали трудности походов, поднимали дух солдат. Но нелегки у солдата были и фронтовые будни. Давайте посмотрим вместе, что они из себя представляли.

Просмотр видеоролика «Фронтовые будни».

1-й Чтец:

Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.

2-й Чтец:

Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.

3-й Чтец:

Рейхстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
И в ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих как прибой.

4-й Чтец:

Он пел, взлетая над огнем и кровью,
Перед войной поверженным лицом,
Как будто осеняя изголовье
Последних умирающих бойцов.

5-й Чтец:

Открыто все свое писали имя,
Чтоб знали люди будущих времен,
Что подвиг сей, свершенный всеми ими,
Во имя человечества свершен!

Звучит голос Левитана об окончании войны.

Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война, самая страшная в истории человечества. Многие не вернулись с полей битв, они отдали свою жизнь за свободу, счастье и мирный труд миллионов людей. Среди тех, кто не жалея себя громил фашистскую гадину, были и наши земляки.

Выступление ученицы: Я хочу рассказать о своем дедушке Махлинском Парфентии Ивановиче. В 1939 году его призвали для прохождения воинской службы в горно-стрелковый полк, где он отслужил два года. Демобилизоваться дед не успел, так как началась Великая Отечественная война. За очень короткий срок их обучили военному делу и отправили на Западный фронт. Парфентий Иванович был шофером. Перевозил солдат, доставлял боеприпасы. Однажды он попал под бомбежку. Орудие нужно было спасать. Он прячет машину в лесу, а сам бежит в окоп, где находились солдаты, укрывавшиеся от бомбежки. И вдруг один из снарядов попадает прямо в окоп. Убило всех бойцов, а деда отбросило в сторону. Его контузило и ранило в ногу, перебило артерию. Перфентия Ивановича вместе с другими ранеными солдатами повезли до Серпухова, а там их посадили на поезд и отправили до Свердловска. В Свердловске сняли несколько тяжело раненных солдат и отвезли в госпиталь, среди них был и мой дед. В госпитале он находился до июля 1942 года. Позже его комиссовали по инвалидности и отправили домой. Вернулся на костылях. Был награжден медалями и орденом Отечественной войны 1 степени.

Выступление ученика: А расскажу про Ярополова Василия Тимофеевича. Это тоже мой дед. 23 июня 1941 года стрелковый полк, где служил дед, выехал на фронт и вступил в бой за город Псков. Были огромные потери. Полк был выведен на пополнение за город Луга. Через несколько дней он был переброшен под город Раквере, где 8 июля 1941 года в бою дед был ранен и вывезен в госпиталь. Прошло 27 дней лечения и его зачисляют в 374 отдельный батальон связи города Ленинграда. Так деду пришлось побывать в блокадном Ленинграде целых 800 дней. В задачу батальона входило держать в исправном состоянии телефонную связь, которая постоянно повреждалась. Ее приходилось восстанавливать и во время артиллерийского обстрела, и во время бомбежки с воздуха. Выполняя одно из таких заданий, дед был тяжело ранен осколком артиллерийского снаряда. После нескольких операций он был эвакуирован в Вологодскую область, где находился на лечении до января 1944 года. И 28 января этого же года дед был демобилизован инвалидом III группы. По словам отца, деду в боях не приходилось совершать подвигов. Но часто он вспоминал случай, который врезался в память на всю жизнь. В конце июня 1941 года их стрелковый полк под городом Псковом отступал разрозненными группами и в одиночку в направлении города Луга. Пробираясь лесом, он вдруг заметил за деревом немецкого солдата, который наводил на него автомат. Дед растерялся. Что делать? Бежать? Нет! Надо сопротивляться. А как это убить человека?! Но убить своего врага надо. Иначе он убьет твою мать, жену, ребенка. Началась перестрелка. Точно дед не помнил, сколько раз он в него стрелял, но всё мимо. Вдруг он услышал выстрел и увидел, как немец упал. Дед подошел к убитому и со стороны подбежал красноармеец с винтовкой. Именно он, его спаситель, убил врага. Если бы не этот красноармеец, то неизвестно какой бы был исход этой перестрелки. До конца дней своих дед был благодарен этому человеку.

Ведущий: Давайте посмотрим фильм о ветеранах-пашковцах.

Выступление ученика: С начала войны более 150 колхозников были призваны в ряды Советской армии. Самые лучшие силы находились в ней. В колхозе чувствовался большой недостаток рабочих сил. Ушедших на фронт заменили женщины и подростки. Они героически трудились над производством продуктов сельского хозяйства. Колхоз успешно справлялся с выполнением государственных заданий по сдаче сельхозпродуктов государству. Женщины-солдатки: матери, жены, любимые, сестры… отправляли на фронт посылки с теплой одеждой.

Ведущий: Сегодня мы пригласили труженицу тыла Олимскую Антонину Михайловну. Расскажите нам, как вам жилось во время войны, что пришлось испытать ребенку в это нелегкое время.

Выступление труженицы тыла. Вручение подарка.

Ведущий: Закончить наше мероприятие я хочу просмотром видеоролика «Москва встречает победителей». Вы увидите документальные съемки парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Москва встречает победителей».