Система организации проектной деятельности по химии и биологии

Разделы: Химия, Биология


То, чему мы учились в школах
и университетах, – не образование,
а только способ получить образование.
Ральф Уолдо Эмерсон

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на значимый для них социальный, исследовательский или информационный результат.

Проект - это "пять П":

  • Проблема,
  • Проектирование (планирование),
  • Поиск информации,
  • Продукт,
  • Презентация.

Проект - это метод обучения, который

  • может применяться на уроке и во внеурочное время
  • ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
  • формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
  • дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект - это форма организации учебного процесса, которая может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Проект - это особая философия образования:

  • Философия цели и деятельности
  • Философия результатов и достижений.

В данной работе обобщается накопленный автором опыт по организации проектной деятельности учащихся по химии и биологии.

Организация проектной деятельности.

Сложившаяся система организации проектной деятельности по химии и биологии в ГОУ СОШ № 969 включает следующие этапы:

Этап

Девиз

Содержание

Информационный

 Познание начинается с удивления. Аристотель

В начале учебного года на уроке учитель рассказывает школьникам о том, что такое проект (самостоятельная познавательная творческая деятельность, имеющая осязаемый результат), о целях (в основе любого учебного проекта лежит проблема, которую надо осмыслить или решить), видах (информационные, исследовательские, игровые, практико-ориентированные) и формах (по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные; по времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) проектов.

Организационный

3нание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Толстой

Школьникам сообщается

а) об обязательности проектной деятельности по предмету (химия, биология)

б) возможности у них выбора области знаний, формы и темы проекта. Одно из основных условий успешности любой деятельности - посильность для конкретного школьника, то есть учет его индивидуальных особенностей (уровня сформированности общеучебных умений и навыков, выраженности мотивации к изучению предмета и др.). Ситуация выбора позволяет определить и скорректировать самооценку.

в) о необходимости представить свою работу.

Учитель называет некоторые возможные темы, кратко освещая проблемные вопросы, предлагает подумать над своей темой.

Оговаривается время для выбора темы, сбора информации (не более 1 месяца)

Сбор информации

«Почему?» – можно назвать матерью всех наук.
Артур Шопенгауэр

Учащиеся собирают информацию на выбранную тему. Она должна быть научной, свежей, актуальной (приложение 1).

Учитель выступает в роли консультанта, оставляя право выбора в работе школьникам.

Организация практической части проектов

Эксперимент - истинный посредник между человеком и природой.
Л. да Винчи

У наиболее заинтересовавшихся учащихся информационный проект перерастает в исследовательский. Под руководством учителя выполняется практическая часть работы.

Презентация работ в классе на уроке или во внеурочное время

Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.
Сократ

Самооценка и оценка работ. Рефлексия.

Выступление авторов лучших проектов на школьной конференции «Что я узнал за этот год».

Наука - это спорт,
гимнастика ума,
доставляющая
мне удовольствие.
А. Эйнштейн

Награждение призеров и победителей.

Отбор лучших исследовательских работ на окружные и городские конкурсы.

Участие в окружных и городских конкурсах проектов

Наука есть достояние общее, а потому справедливость требует не тому отдать наибольшую научную славу, кто первый высказал известную истину, а тому, кто сумел убедить в ней других и сделал её применимой в науке.
Д. Менделеев

Участие во внешкольных конкурсах позволяет учителям и школьникам как говорится « и других посмотреть, и себя показать».

Поощрение наиболее активных участников проектной работы

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. А.Эйнштейн.

Один из вариантов: проведение для учащихся экскурсии. Желательно, чтобы экскурсоводом был сам учитель. Это нестандартно, и погулять в хорошей компании – полезно для здоровья.

Планирование дальнейшей работы. Самоанализ.

Поле исследований всех наук беспредельно.
Паскаль

Совместная деятельность учителя и ученика по развитию проекта, его углублению или расширению.

Результаты успешной организации проектной деятельности:

  • Каждый ученик делает для себя открытие, назовем его Я – открытие. Как часто полученные в школе знания формальны, оторваны от жизни! Проект позволяет связать науку и жизнь.
  • Каждый ученик развивается, приобретая новые знания, приобщаясь к организованной научной деятельности, овладевая специальными умениями и навыками.
  • Каждый ученик развивает свои коммуникативные навыки.
  • Каждый ученик участвует в значимом для себя деле.
  • У каждого ученика повышается мотивация к изучению химии, биологии, экологии.
  • Каждый ученик учится представлять свою работу, уважать и оценивать свой и чужой труд.

В работе представлены материалы из опыта работы по организации проектной деятельности по химии и биологии. Можно с уверенностью сказать, что подобная совместная творческая работа учителя и школьников не только повышает интерес учащихся к учебной деятельности, но и способствует формированию благоприятного психологического климата, создает неформальные межличностные отношения.

Первоначально организация учителем обязательной проектной деятельности - массовой и индивидуальной одновременно - требует больших затрат времени и сил. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Впоследствии, когда накапливается опыт (у всех!), работа значительно облегчается и становится все более научной и творческой. Этому способствует работа в разновозрастных группах, когда опытные старшеклассники могут помочь начинающим школьникам.

Независимо от того, какую профессию выберут нынешние ученики в будущем, полученный первый опыт успешной научной, творческой, самостоятельной работы пригодится им в любой области деятельности.

"Будущее - в руках школьного учителя." Виктор Гюго