Психологическая основа экологического воспитания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Человека как личность, по мнению Б.Г.Ананьева – одного из отцов – основателей отечественной научной психологии – отличают склонности, характер, мировоззрение, мотивация, статус, общественные функции и другие свойства.

От индивидуально – психологических особенностей личности зависит то, какие отношения складываются у человека в общении с другими людьми и то, как сосуществует он с природой.

В 21 веке народы мира очень активно решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Наиболее важным на фоне других является экология. Ребенок погружен в стихию природы гораздо в большей степени, чем взрослый, поскольку только учится управлять собой и начинает осознанно относиться к явлениям и объектам живой и неживой природы.

Отношение ребенка к природе должно быть не только осознанным, но и правильным. Уже в детстве нужно объяснять детям, что «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме», а от того, каков будет этот дом, психологическая обстановка в нем, зависит вся последующая жизнь и здоровье ребенка.

Таким образом, направление экологического воспитания в дошкольном возрасте очень актуально и отличается от традиционного направления – ознакомления детей с природой.

Важным аспектом экологического воспитания, на наш взгляд, является психологическая основа этого направления, а именно формирование нравственного здоровья дошкольника и гармонично развитой личности в дальнейшем. Ведь только гармонично развитый человек сможет выстроить правильные отношения с природой, сделать среду обитания приемлемой для существования.

Как отмечает С.Н.Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому. Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми. Дошкольный возраст – сензитивный период для принятия образцов поведения. В данном случае уместно вспомнить об импринтинге – явлении запечатления. Уже в 3–4 года дети запечатлевают многие поведенческие и коммуникативные штаммы.

Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон), экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) – все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

С точки зрения педагогики и психологии, нельзя забывать о стимулировании ребенка в его стремлении к познанию окружающего мира. В каждой семье вырабатывается своя система поощрений и наказаний. Взрослые не должны забывать, что со своей стороны не должны оставлять без внимания ни один поступок ребенка, будь то что – либо хорошее или плохое. Малыш вовсе не обязан все делать правильно и без напоминания, быть всегда хорошим. И в то же время дошкольник должен усвоить, что привлечь внимание взрослого можно не только плохим поступком, требующим наказания. Любое старание ребенка не должно остаться без внимания. Оно в любом случае заслуживает похвалы. Взрослый всегда может найти способ и выбрать правильный момент, чтобы подкорректировать поведение ребенка в данной конкретной ситуации, но любом положительный отклик и добрый эмоциональный настрой обязательны. Очень значимо уважительное отношение взрослых к любой победе ребенка над самим собой, к любому его полезному для окружающих поступку.

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым экологическим мышлением, с высоким уровнем нравственного и культурного развития, с активной жизненной позицией. Став взрослыми , дети обязательно оценят свой статус воспитанного человека, основы которого мы закладываем еще в раннем детстве.

В нашем детском саду проведено уже достаточное количество занятий по экологии, имеющих в основе психологическое обоснование, нравственно-культурный аспект. Примерная тематика занятий – «Планета Земля в опасности», «Лекарственные растения», «Добрые дела юных экологов» и другие. Предлагаемый нами конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Зеленая елочка – живая иголочка», мы уверены, будет интересен для воспитателей , работающих со старшими дошкольниками, и ,конечно, для самих детей.

Конспект интегрированного занятия
для детей подготовительной к школе группы
на тему «Зеленая елочка – живая иголочка»

Программное содержание. Уточниять и расшириять представление детей о ели. Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающему их миру. Закрепилять знание детей о плакате как особом виде цветного рисунка, призывающего к добрым делам и соблюдению правил поведения. Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить начатое дело до конца.

Материалы к занятию. Плакат о природе, листы тонированной бумаги, краски, восковые мелки, фломастеры, игрушка Старичок – лесовичок, цветик – семицветик с открывающимися лепестками.

Подготовка к занятию. Наблюдение за елью на участке детского сада, рассказ воспитателя о ели, разучивание стихов и песни о ели, рисование различных елок, рисование плакатов на тему «Как нельзя вести себя в лесу».

Ход занятия

В. Дети, я вам загадаю загадку, и если вы ее правильно отгадаете, то сразу узнаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Что за стройная девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?

Д. Елка.

В. Правильно, дети, это елка, а еще можно сказать ель. Давайте вспомним, какие листья у елки?

Д. Листья у елки необычные Вместо листочков у нее иголки.

В. Как еще называют еловые иголки?

Д. Хвоя.

В. Почему ель никогда не бывает зимой голой?

Д. Потому что ель никогда не сбрасывает хвою полностью.

В. Правильно. Это вечнозеленое дерево. Каждая иголка – хвоинка растет 5-7 лет и только потом падает на землю. За что же животные и птицы очень любят это дерево?

Д. Когда на елке вырастают шишки, собираются к ней гости. Прилетают дятлы, клесты, прибегают мыши. Белки тоже любят еловые шишки.

В. Всю ли шишку съедают животные и птицы?

Д. Нет, они вытаскивают из шишек вкусные семена. Дятел вставляет шишку в щель в дереве и долбит. А после белки от шишки остается голый стерженек. Поэтому под елкой часто можно увидеть шелуху от шишек.

В. Ель не боится сильных снегопадов. Другие деревья под тяжестью сильного снега гнутся к земле, у них ломаются ветки. А елке снегопад нипочем. Тяжелый снег тянет к низу еловые лапы, но не ломает их, потому что они эластичные и пружинистые – наклоняются все ниже и ниже и снег с них спадает. Но зато елка боится сильного ветра. Вспомните, пожалуйста, почему?

Д. Корни у елки не уходят глубоко в землю, а расходятся под верхним слоем почвы. Поэтому в сильный ветер тонкие корни не могут удержать дерево и старые ели часто падают, выворачивая корни.

В. Ель очень доброе дерево. Еловый лес спасает зимой зверей и птиц не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра. А как же ель помогает быть здоровыми?

Д. Она выделяет приятный запах и очищает воздух от бактерий. Очень полезно гулять в еловом лесу. А еще очень полезна еловая смола, из которой делают лекарства. Очень любим мы с вами это чудесное дерево. Много стихов написано о лесной красавице. Давайте вспомним стихи о елке.

Дети читают стихотворение «Тихо ель качается» И. Токмаковой, «Птичья елка» З.Александровой, «Живи, елочка» И.Токмаковой.

В. А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Проводится игра «Цветик - семицветик». Дети встают в круг, один ребенок отрывает лепесток и передает его дальше по кругу (облетает весь свет). Ребенок, перед тем, как передать лепесток, кружится. Все вместе дети произносят слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели. Вели….

Ребенок, у которого оказался лепесток на этот момент, загадывает желание. Играем, пока не кончатся лепестки. В конце игры обсуждаем с детьми, кому какие желание понравились и почему. Выделить желания, имеющие общественную значимость. Возвращаемся на стулья.

В. Сегодня к нам пришел знакомый Лесовичок. Он знает, что в нашей группе живут очень добрые и отзывчивые ребята. Это видно из тех желаний, которые вы сейчас загадали. Но он очень расстроен. В лесу к Новому году начали рубить елки, а ему их очень жалко. Я предлагаю вам помочь Лесовичку. Каждый из вас может придумать и нарисовать плакат про елку, чтобы напомнить всем людям, что елка живая и ей лучше расти в лесу. Там от елки гораздо больше пользы. Я уверена, вы все помните, что такое плакат. Кто мне поможет рассказать?

Д. Плакат – это особый вид рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения.

В. А потом свой плакат вы можете повесить в холле детского сада, в подъезде своего дома. Так мы поможем Лесовичку сохранить елки в лесу.

Дети придумывают содержание плакатов, выбирают бумагу, материал. Рисуют под спокойную музыку. В конце занятия воспитатель вместе с Лесовичком отмечает каждую работу.

В. Правильно, дети. Лесовичок благодарит детей за помощь, отмечает, что только дети с добрым сердцем могли нарисовать такие плакаты и надеется, что когда они станут взрослыми, останутся такими же добрыми и внимательными к окружающей среде.

Дети, которые не успели закончить свою работу на занятии. Могут закончить ее вечером.