Формирование личности дошкольника через трудовую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность. Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям очень важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает он это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.

Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный

Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи:
– развивать у детей интерес и любовь к труду;
– поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;
– воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;
– привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.

Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.

Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.

Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
– принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;
– принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
– принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;
– принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
– принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.
– принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Прогнозируемые результаты:
повысится интерес к труду;
– дети получат необходимые знания о разных профессиях;
– будут знать о значимости труда;
– будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
– научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
– у детей сформируются навыки совместной деятельности;
– установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
– для детей труд станет потребностью.

Этапы работы над проектом.

  1. Подбор и изучение литературы.
  2. Постановка цели, задач, группировка материала, составление перспективных планов для каждой возрастной группы.
  3. Реализация проекта.Приложение 1.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8. Приложение 9.

Используемая литература:

  1. Алешина В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М., 2005.
  2. Буре Р.С., Тодина Г.Н. Учите детей трудиться. – М.:”Просвещение”, 1983.
  3. Дошкольное воспитание № 1, 2006.
  4. Жуковская Р.И. Родной край.– М.: “Просвещение”, 1987.
  5. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. – М.: “Просвещение”, 1991.
  6. Кобитина И.И. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: “Мозаика-Синтез”,2007.
  7. Кокарева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле. – М.: “Просвещение”, 1987.
  8. Малокомплектный детский сад. / Под ред. М.А.Васильевой.– М.: “Просвещение”, 1988.
  9. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду./ Под ред. Буре Р.С. – М.: “Просвещение” ,1987.
  10. Потакова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: “Творческий центр”, 2003.