Имя существительное – хлеб языка. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока:

  • обобщение и углубление знаний учащихся;
  • совершенствование умений применять полученные знания,
    самостоятельно отбирать материал и готовить на его основе выступление;
  • формирование устойчивого интереса к изучению языка.

План урока:

  • Анализ текста, записанного на доске.
  • Сообщения учащихся по теме.
  • Подведение итого.

Ход урока

1. Коллективный анализ текста, записанного на доске.

Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами существительными. “Существительное” – это звучит серьезно. Недаром писатель М. Алексеев озаглавил одну из своих повестей “Хлеб – имя существительное”. Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.

  • Что представляет собой запись? Докажите, что это текст. Определите его тему.
  • Найдите предложение, выражающее основную мысль.

    Представьте, что вы планетологи, что в звездолете вы стартовали с космодрома нашей Родины и полетели на неизвестную планету. Сквозь иллюминатор впервые вглядываетесь в неведомый мир. Что увидит землянин? Разные кто? что?: вещи, существа. И начнет подбирать названия, связывая их с земными. Слова какой части речи употребим?

    Вы прилетели в далекую Галактику. Вам нужно о многом рассказать жителям незнакомой планеты: о нашей Земле, о стране, в которой живем, о вашей жизни, о языке, на котором говорите. Инопланетяне захотели бы познакомиться с нашим языком… И вот сегодня ваш рассказ об имени существительном.

    И первое существительное – семинар – новое и для нас. Это слово латинское, “групповое занятие, подготовленное для повышения уровня знаний”.

    Вы по группам подготовили материал об имени существительном.

    2. Сообщения учащихся.

    1. Имя существительное как часть речи. Роль в предложении.
    2. Существительное одушевленные и неодушевленные.
    3. Ты и твое имя.
    4. Существительные – синонимы, антонимы, омонимы.
    5. Число имен существительных.
    6. -Е, -И в окончаниях существительных.
    7. Падежи имен существительных.

    (Приведем некоторые сообщения учащихся.)

    Число имен существительных.

    Мы с вами очень хорошо знаем, что существительные изменяются по числам: стол-столы, ученик-ученики.

    Но понятие числа в русской грамматике складывалось на протяжении веков. У древних славян наряду с формами единственного и множественного числа существовало еще и двойственное число для обозначения парных предметов: глаза, берега, рога…. Существительные различались по числу: один – два – много. Со временем надобность в двойственном числе отпала. И существительные разделились на три группы:

    1. Существительные, которые изменяются по числам.
    2. Существительные, которые употребляются только в единственном числе.
    3. Существительные, которые употребляются только во множественном числе.

    Названия групп людей (студенчество, крестьянство, учительство, молодежь, человечество), названия веществ (железо, молоко, керосин, масло, сметана), названия качества и действия (темнота, бегство, белизна, выполнение, синева, удивление) обычно в речи употребляется в форме единственного числа. Форма же множественного числа для существительных, обозначающих, например, вещества, употребляются для названия сортов: минеральные воды, острые сыры, машинные масла.

    Часто формы единственного и множественного числа могут быть заменены одна на другую, общий смысл сказанного не меняется: ночное небо и ночные небеса; веселое время и веселые времена; ручное кружево и ручные кружева….

    Если вы наблюдательны, то на вывесках магазинов вы можете заметить надписи: “Бисквиты. Сыры. Колбасы”.

    Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, могут обозначать:

    1. Названия орудий труда: грабли, плоскогубцы;
    2. Названия игр: горелки, жмурки, шахматы, городки;
    3. Названия веществ: дрожжи, чернила, духи, сливки, консервы;
    4. Названия парных предметов: очки, ножницы, ворота;
    5. Названия природных и жизненных явлений: хлопоты, выборы, переговоры, похороны, заморозки.
    6. Географические названия: Карпаты, Сокольники, Афины.

    А теперь проверим, знаете ли вы число имен существительных. Я буду называть слова в единственном числе, а вы повторяйте хором их во множественном числе.

    Кот-коты
    Плот-плоты
    Крот-кроты
    Грива-гривы
    Диво-…
    Или:
    Ведро-ведра
    Метро-…
    Козленок-козлята  
    мука-…
    беда-беды
    дуга-дуги
    рука-руки
    еда-…

    пень-пни
    лень-…
    бочонок-… .

    Ты и твое имя.

    Личные имена – это особые слова со своей судьбой. Почти каждое имя произошло от какого-нибудь нарицательного слова. Вот, например, имена: Петр, Маким, Василий, Ирина. Если бы мы решили их заменить словами, от которых они произошли (Петр – от греч. Камень, Максим – от лат. Большой, Василий – от греч. Царь, Ирина – от греч. Мир ), то увидели бы имена, похожие на те, которыми пользовались наши предки. Вот образцы руских имен в 15–16 веках: Мир Гамов сын Тыртов, помещик; Царь Емельян, крестьянин.

    Личные имена легко переход из одного языка в другой, но становятся именем данного народа. Главное в имени – связь с народом и его культурой.

    Сирийское имя Кифа образовано от слова со значением “камень”. Арабы полагали, что прочность предметов предаст силы людям., получившим такие имена. Имя Кифа заимствовали греки в форме Кефас и образовали от него имя Петрос. В списки русских имен попали в формах Кифа и Петр. Имя Петр оказалось более жизненным, чем Кифа.

    Путем перевода греческих Пистис, Элпис, Агапс были созданы имена Вера, Надежда, Любовь. Получается, что, переводя имена греческие мы создаем новые, русские.

    Разные культуры создавали параллельные имена. Особенно это относится к именам церковного списка. Именами – представителями русского народа – стали Иван и Мария, английского – Джон и Мэри, французского – Жан и Мари.

    Вам, наверное, будет интересно узнать, что означают ваши имена. А прочитали мы об этом в книге А.В.Сперанской “Как вас зовут? Где вы живете?” и Е.Н. Поляковой “Из истории русских имен и фамилий”.

    Алексей (греч.) – помощник.

    Вячеслав (слав.) – вяще (вече) – больше слава.

    Денис (греч.) – от имени Диониса, бога вина и веселья.

    Евгений (греч.) – благородный.

    Виктория (греч.) – богиня победы.

    Падежи имен существительных.

    1. Игра “Кто лучше знает падежи?” Ребята разбились на группы, каждый избрал себе падеж. Ведущий медленно читает текст, а игроки, услышав слово в нужном падеже, встают и объясняют, как они определили падеж.
    2. Рассказ о происхождении падежей.

    Понятие “падеж”, по-видимому, взято у игроков в кости, где это слово обозначало “падение” брошенной кости той или иной стороной кверху. Склонение по падежам одного и того же слова – это падение, изменение окончаний слова.

    Именительный падеж – это начальный падеж, прямой. Он обозначает название имени (стол, окно, тетрадь).

    Родительный падеж получил свое название оттого, что иногда обозначает род, принадлежность, происхождение (сын лесника, платок матери).

    Дательный падеж происходит от латинского слова causa (кауза) – вина, причина.

    Творительный падеж назван так по одному из своих значений (“орудийному”), указывающему на орудие, посредством которого совершается (“творится”) действие: Писать карандашом, рубить топором.

    Предложный падеж получил свое название потому, что он всегда употребляется с предлогами.

    В древнерусском языке был еще седьмой, звательный падеж. Он использовался для обозначения лица, к которому обращаются с речью. В современном русском языке обращения используются в форме именительного падежа. Но остатки звательного падежа можно встретить в художественных произведениях, например, у Пушкина в “Сказке о рыбаке и рыбке”: “Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?””.

    А можно ли определить падеж, не ставя падежных вопросов?

    Солнце закрыло облако.

    Автомобиль остановил шафер.

    Если слово обозначает действующее лицо или предмет, то оно стоит в И.п. (шофер, облако). Слова, обозначающие предметы, на которые переходит действие, стоят в В.п. и являются в предложении дополнениями.

    Определить, не ставя вопросов, падежи существительных.

    1. Дуб сломал ураган.
    2. Поезд ведет машинист.
    3. Гнездо вьет грач.
    4. Город окутал туман.
    5. Мороз сковал пруд.

    Но иногда для определения падежей нельзя ставить падежных вопросов. Не по-русски будут звучать сочетания: “приезжал из чего?” – из Одессы; “поехал во что?” – в санаторий. Надо пользоваться смысловыми вопросами: откуда? (Предлог – из, с), где? куда? (Предлог – в, на).

    Предлог “в” соотносится с предлогом “из” (в Москву – из Москвы), предлог “на” соотносится с предлогом “с” (на выставку – с выставки).

    -Е, -И в окончаниях имен существительных.

    Когда мы изучали окончания, то трудным было усвоение правописания букв -Е и -И в окончаниях существительных. Мы должны были запомнить, что существительные 1 склонения в Д., П. имеют окончание -Е, кроме существительных на -ИЯ: армия, территория. Существительные 2 склонения в П. имеют окончание -Е, кроме существительных мужского рода на –ИЙ (гербарий, санаторий) и среднего рода на ИЕ(здание, задание). Вспомним нашу таблицу:

    1 скл. 2 скл. 3 скл. 1 скл. 2 скл. 3 скл.
    Р.

    Д.

     

    П.

    -Е, кроме сущ. на

     

    -Е, -ИЯ

     

    –Е, кроме сущ. м.р. на –ИЙ ср.р. на ИЕ

     

     

    -И(Ы)

    -И, только у сущ. на

     

    -И, -ИЯ

     

     

    -И, только у сущ. м.р. на –ИЙ, ср.р. на -ИЕ

     

    А знает ли кто-нибудь, почему мы употребляем слова “кроме”, “только”, объясняя написание слов в Д., П.?

    В древнем русском языке существительные 1, 2 склонения склонялись по твердому и мягкому вариантам. Если было существительное твердого варианта, то писалось окончание – Е, а мягкого – И. Когда утратились твердые и мягкие варианты, то существительные 1 склонения на -ИЯ (в Д., П.) и 2 склонения на -ИЙ, -ИЕ (П.) сохранили свое старое окончание. Вот поэтому есть “кроме” и “только”.

    А теперь сыграем в орфографическое лото.

    У вас на карточках написаны орфограммы:






    Это окончания существительных предложного падежа.

    Я буду читать предложения, а вы, встретив орфограмму, закрывайте ее фишками. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех закроет все орфограммы.

    1) Девочка прекрасно играла на рояле. 2) Пассажирский поезд остановился на маленькой станции. 3) Голоса туристов гулко раздавались в ущелье. 4) На небольшой возвышенности разбили свой лагерь туристы. 5) Поезд приближался к станции. 6) На сирени распустились пышные букеты цветов. 7) Свет зари давно угас. 8) Вскоре экскурсанты оказались в Астрахани. 9) На тополе набухали почки. 10) В аллее было тихо. 11) На белой лилии сидела бабочка. 12) На ели были крупные шишки.

    (Пояснение к игре. Для диктовки берется больше примеров, чем орфограмм для объяснения. В примерах 5-м и 7-м существительные стоят не в предложном падеже.)

    3. Подведение итогов.

    Вот как можно рассказать только об одной части речи; она отражает даже историю нашей страны. Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью.