Соединительные гласные в сложных словах

Разделы: Русский язык


Тема: Соединительные гласные в сложных словах.

Цели урока:

  1. Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е.
  2. Уметь верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах; уметь образовывать сложные слова.
  3. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание.
  4. Воспитывать интерес к родному языку.

Методы обучения: распределительный, объяснительный диктант, работа по карточкам, работа с учебником, проблемная ситуация, решение кроссворда, словарная работа.

Оборудование: компьютер, словари, презентация к уроку < Приложение 1 >, таблица < Приложение 2 >, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2).

2. Проверка домашнего задания.

1) Работа по карточкам.

2) Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения

В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень. [1]

– Это отрывок из стихотворения Бунина. Что вы знаете о нем?

3) Распределительный диктант (слайд № 3).

Запишите слова в 2 столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне,  во второй – слова с чередующейся гласной в корне слова.

Загр..ждение, к..сательная, поб..режье, зав..нтить, ср..слись, прил..гать, обг..рели, упр..стить, хв..стун, расст..лать, зат..реть, л..стопад. [1]

4) Проверка с объяснением, самопрверка (слайд № 4).

заграждение касательная
побережье срослись
завинтить прилагать
упростить обгорели
хвастун расстилать
листопад затереть

3. Объяснение нового материала

1) Беседа по вопросам.

– Каким способом образовано слово листопад? С помощью чего?

Листопад – лист, падать (сложение основ, с помощью соединительной гласной О).

– Какое это слово? Почему так называется? ( Сложное, потому что у него два корня –

-лист- и -пад-).

2) Работа с учебником. Чтение теоретического материала о сложных словах на стр. 73.

3) Лингвистическая загадка (слайды № 5-6). [2]

Подружки “О” и “Е”

В городе Культура Речи жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные.

О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб.

Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход.

И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц.

4) Проблемная ситуация. Сформулируйте самостоятельно правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.

5) Чтение и анализ таблицы [3] (cлайд № 7). Правильный ли вывод вы сделали о  написании сложных слов?

6) Чтение орф. № 30 на стр.74 в учебнике.

4. Физкультминутка, упражнение для глаз.

5. Закрепление нового материала.

1) Упр.167 (объяснение и обозначение орфограммы).
2) Кроссворд “ Волшебный квадрат” (слайды № 8-15). [4]
3) Отгадайте загадки, объясните написание отгадок (слайд № 16-18). [3]

Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит мотор –
Глотает пыль и сор. (Пылесос)

Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь и вода. (Самовар)

На что ни глянет этот глаз –
Все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

Поднимает кверху кузов –
Избавляется от грузов. (Самосвал)

4) Рр Словарная работа (слайд №19).

Внимательный, прилежный (работа со словарем, определение лексических

значений слов, составление предложений с данными словами, запись в тетрадь). [5]

5) Объяснительный диктант (слайд № 20).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание.

Иван Андреевич Крылов великий русский басн..писец.

Звезды ч..дными узорами спл..тались (на)д..леком неб..склоне.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Когда пишется соединительная О, а когда Е в сложных словах? Приведите примеры.

7. Домашнее задание: стр. 73-74, орф. № 30, упр. 168, 169.

Список литературы

  1. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 240 стр.
  2. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы. – Брянск: Курсив, 2006. – 206 стр.
  3. М.В.Василенко, М.А.Денисова, Е.В.Лагутина. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. – М.: “Издат-школа”, 2000 г. – 176 стр.
  4. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. “Феникс” 2006 – 512 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., дополненное. – М.: “А ТЕМП”, 2004. – 944 стр.