Роль учебной игры в обучении детей младшего и среднего возраста в XXI в.

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Не секрет, что 80% процентов своего времени дети младшего и, нередко, среднего возраста тратят на игру. Применительно к этой категории маленьких личностей, так же как к категории актеров можно применить хорошо известное в актерской среде изречение “Жизнь-это игра”.

Для детей игра - это форма жизни, стиль существования, органичная и естественная среда. Эту природную способность детей “играть всерьез”, вживаться в определенную ситуацию и добиваться цели, поставленной условиями игры, - можно и нужно использовать в образовательном процессе для создания учебных игровых ситуаций.

Игра для детей младшего и начального среднего возраста является, по нашему мнению, не вспомогательным, а основным средством обучения иноязычной речи, активизации пройденного материала, закрепления сформированных навыков и умений, а также для мотивации к изучению иностранного языка.

В последнее время игра в результате модернизации обучения как средство обучения уступает свои позиции новым более востребованным технологиям, как-то компьютерные программы, мультимедийные средства обучения и новые цифровые технологии, дистанционные формы обучения. Конечно, никто не умаляет достоинств всех выше перечисленных средств обучения.

Однако в свете последних глобальных изменений в мировом образовательном пространстве проскальзывает отношение к игре как к устаревшему средству обучения, - не модному и, даже, не отвечающему современным требованиям методу обучения.

Вероятно, есть и другие причины “непопулярности” данного средства: кто-то из учителей, возможно, “подустал” и в силу своего возраста или эмоционального выгорания не располагает ни временем, ни энергией, которые необходимо выделить на учебную игру. Именно поэтому сегодня хочется привлечь внимание учителей к игре как к необходимому средству обучения, особенно младших школьников.

Ничто не является для детей более естественным, чем игра, а значит надо использовать все предоставляемые этим средством обучения возможности и в образовательной среде. Быть может, уделяя больше внимания на уроках игре как средству обучения, мы, уважаемые учителя, позволим детям задержаться в детстве чуть-чуть подольше, которое заканчивается у них слишком быстро в современных условиях жизни.

Кроме того, не следует забывать, что игра дает прекрасные возможности для укрепления психического и физического здоровья людей, чего не скажешь однозначно об обучении посредством компьютерных программ, которым сейчас отдают предпочтение.

В чем же преимущества учебной игры? Каковы ее разновидности и теоретическое обоснование применения данного средства обучения при планировании уроков?

Система учебных игр основывается на системе творческих заданий и относится к такой науке как эвристика. Эвристика-понятие многозначное, представляет собой восклицание радости при каком-либо открытии или появлении новой ослепляющей мысли. Эвристика предполагает и специальные методы решения задач, которые обычно противопоставляются формальным методам решения.

Эвристика – наука о том, как делать открытия и находить неординарные решения, включившись в игру.

Учебная игра - это игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечивает достижение определенной учебной цели.

Система игр - это совокупность игр, различающихся между собой по содержанию, сложности, формам и методам воздействия на учащихся с целью формирования у них определенных навыков и умений. Учебная игра - это средство обучения, смысл которого научить действовать. Используя игру, учитель формирует и развивает у учащихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе план решения, как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Превосходство данного средства в том, что игра обеспечивает не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятии, но и дает возможность решить основную задачу – обучению общению.

Способность игры проиллюстрировать действия определенного правила - языкового явления,- возможность сразу же опробовать его на практике, и в случае неуспеха повторить вновь и вновь до полного овладения - оправдывают время и энергию, затрачиваемую на данный вид работы.

Главная цель фонетических игр – постановка и коррекция произношения, тренировка в произношении английских звуков в словах и фразах, отработка интонации.

Они проводятся на начальном этапе работы и реализуются на уровне звуков, слов, предложений, рифмовок, скороговорок, пословиц, поговорок, стихов и песен; могут использоваться в качестве фонетической зарядки.

Лексические игры призваны помочь в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения, а также активизировать речемыслительную деятельность, развить речевую реакцию учащихся.

Грамматические игры - обеспечивают умение учащихся на практике применять знания по грамматике английского языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций и моделей в естественных ситуациях общения.

Стилистические игры - различие официального и неофициального стиля общения.

Речевые игры - учат пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта (монологического, диалогического, устного и письменного) и отталкиваются от конкретной ситуации.

 Презентация