Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (126 кБ)


Форма урока: технология естественного обучения (ТЕО).

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.

Учебная задача будет решена на основе следующих действий:

  • Организационный момент.
  • Работа с дидактическими карточками.
  • Резюме.
  • Диктант-миниатюра.
  • Рефлексивно-оценочный этап.

Цели урока:

образовательная: осуществить мониторинг качества усвоения теоретических знаний и практических умений;

развивающая: продолжить развитие навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи, актуализация полученных ранее знаний;

воспитательная: развитие самооценки, навыков общения, чувства ответственности.

Урок 2. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. (Продолжение темы)

(Слайд №1)

Цель урока: формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры, составлять схемы предложений с различными видами связи. (Слайд №2)

Оборудование: дидактические карточки трёх видов, листы учёта деятельности учащихся, алгоритм поведения учащихся на уроке, учебник “Русский язык. 9 класс” под редакцией С.Г. Бархударова. М.: Просвещение. -2005 г., рабочая тетрадь, мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Постановка целей урока.

2. Ознакомление учащихся дидактическими карточками трех видов (приложение № 1, 2, 3, 4, 5), алгоритмом поведения учащихся на уроке (приложение №6), листами учёта деятельности учащихся (приложение №7).

II. Алгоритм работы учащихся. (Слайд № 3)

1. Получите карточку № 1, прочтите её, выберите то задание, которое предполагаете выполнить (1А, 1Б). Приступайте к выполнению. Затем попросите товарища проверить.

2. Закончив работу с карточкой № 1, выходите на контроль к учителю.

Поставьте себе оценку за выполненное задание в лист учёта деятельности учащегося.

3. Ознакомьтесь с карточкой № 2, выберите то задание, с которым предполагаете работать (2А, 2Б). Приступайте к выполнению.

Контроль выполняете самостоятельно. (Взаимопроверка)

Поставьте себе оценку за выполненное задание в лист учёта деятельности учащегося.

4. С карточкой № 3 работаете самостоятельно.

Контроль выполняете самостоятельно. (Cамопроверка)

Поставьте себе оценку за выполненное задание в лист учёта деятельности учащегося.

5. Карточка №4 содержит рефлексивно-оценочный этап.

III. Работа с дидактическими карточками.

Карточка № 1 (слайд 4)
Содержит задания репродуктивного характера, нацеленные на усвоение понятийного аппарата темы, воспроизведение ранее изученного, на работу с карточкой № 1 отводится пять минут. В ходе работы учащиеся могут задавать вопросы друг другу, обращаться за помощью к учебнику, рабочей тетради. Та группа, которая выполнила задания первой, выходит на контроль к учителю. Контроль выполняется путём построения схем предложений.

Остальные учащиеся проверяют свои знания с ответами на доске, выявляя неточности, исправляя ошибки, допущенные на доске и на месте. Задания дифференцированы. Вариант сложности учащиеся выбирают сами.

Вариант А: расставить знаки препинания, построить схемы.

1. Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдение за всем, что было вокруг: за землёй, водой, небесными светилами и различными стихиями.

Правильное выполнение задания.

2. День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползала бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и начинается расплывчато – оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.

Правильное выполнение задания.

Вариант Б: построить только схемы, знаки препинания расставлены.

Работа с листом деятельности учащегося: Оцените свой ответ по пятибалльной шкале, поставьте себе оценку во второй строке под номером выбранного вами задания. (Приложение №7).

 

Карточка № 2 (слайд 5)
Содержит задание на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении с союзом И и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением.

Вариант А: расставить знаки препинания, произвести пунктуационный разбор предложения, вставить пропущенные орфограммы.

  1. Уже часов с десяти белые высокие облака начинают редеть по горизонту и чуть приметно парит.
  2. Как настоящий специалист превосходно знающий что именно трудно и ценно в его работе он прикидывал способен ли я искать самую изюминку его дела и какой поворот разговора будет мне интереснее.
  3. Когда песня была допета пассажиры стихли и никто не сказал ни слова.
  4. Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянуты лесом.
  5. Когда Каштанка опомнилась музыка уже не играла и полка не было.

Вариант Б: только расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.

На работу с карточкой отводится восемь минут. В ходе работы учащиеся могут помогать друг другу, проверять свои знания и знания одноклассников, задавая вопросы, а так же при возникновении вопросов прибегнуть к помощи учебника или тетради.

Выполнение задания проверяет консультант группы (на проверку отводится две минуты) по образцу и ставит оценку в лист деятельности учащегося.

Правильное выполнение задания

 

Карточка № 3 (слайд 6)
Содержит задания на знание теории сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.

На работу с карточкой отводится пять минут. Работу выполняют все самостоятельно.

Учебники закрыты.

Вариант А: ответьте на вопросы в форме сложных предложений.

- Когда ставится запятая в сложных предложениях, если рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы?

- когда предложения называются сложными предложениями с различными видами связи?

Самопроверка на стр. 67, 68 учебника

Оценка ставится в лист деятельности учащегося.

IV. Резюме (5 минут).

Вернитесь к началу урока и выставите себе итоговую оценку в листе учета деятельности учащегося.

V. Домашнее задание: Упражнение 166 (в соответствии с заданием). (Cлайд7)

VI. Вывод урока.

VII. Итоговое задание на выявление усвоения каждым учеником строения сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Диктант-миниатюра (5 минут).

Оглянувшись, Зоська увидела на забелевшей кочковатой траве заметные издали следы своих ног, обутых в уже отсыревшие и латаные – перелатанные сапожки. Правда, снег засыпал следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться. Хуже, что она заблудилась. Теперь ей самой не понять, как она сбилась с тропы, проглядев в кустарнике очередной поворот, или, возможно, та просто исчезла под снегом. Она знала, что ближайшая деревня километрах в восьми и до деревни надо было добираться и добираться.

VIII. Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд №8)

Оцените вашу деятельность на уроке, ответив на вопросы анкеты:

- Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

- При работе на уроке ты помогал другим или другие помогали тебе?

- Что вызвало наибольшую трудность?

- Было ли тебе интересно на уроке?