Использование эффективных методических приемов в проведении логоритмических занятий

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время МДОУ №10 "Журавушка" посещают 34% дошкольников с диагнозом общее недоразвитие речи. С этими детьми, нуждающимися в коррекции речевого развития регулярно проводятся не только речевые, но и логоритмические занятия. Основополагающий принцип проведения логоритмических занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой. Опыт показывает, что недостатки речевой системы восприятия можно эффективно компенсировать с помощью развития музыкального восприятия детей.

Для достижения положительного эффекта конспекты логоритмических занятий составляются с опорой на лексические темы, по согласованию логопедами с которыми налажено тесно сотрудничество, как у воспитателей, психолога, так и музыкального руководителя ДОУ. В сюжете занятий используются соответствующие возрасту рассказы, сказки, фольклорный материал, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. При подготовке к занятиям используем различные методические, дидактические и практические пособия:

  • "Конспекты логоритмических занятий" М.Ю.Картушиной, советы и рекомендации журнала "Музыкальный руководитель",
  • методические рекомендации Л.С.Сековец, Л.И.Разумовой "Коррекция нарушений речи у дошкольников" (обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ),
  • Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста."

Помимо речевых задач на занятиях большое внимание уделяется развитию слуха, моторики, дыхания и т.д.

Каждое логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • Логопедическую (артикуляционную) гимнастику-комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
  • Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
  • Упражнения по музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • Музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи внимания умению ориентироваться в пространстве;
  • Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма;
  • Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения эмпатии эмоциональности и выразительности невербальных средств общения позитивного самоощущения;
  • Упражнения на развитие словотворчества, расширения активного словаря детей;
  • Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Структура занятия может не всегда включать все перечисленные выше элементы. Последовательность коррекционной работы над звуками может варьироваться.

Для решения логоритмических задач в своей работе активно использую элементы эвритмии. Этот вид оздоровительно-развивающей гимнастики лучше всего подходит для логопатов, т.к. она основана на ритмических закономерностях речи музыки общеразвивающих упражнений базовых шагов элементах аэробики пластического балета. Во время занятий с детьми особое внимание уделяется формированию и коррекции осанки, проводится работа по развитию чувства темпа и ритма движений, пространственной ориентации, формированию творческих начал ("ритмическое фантазирование" и т.д.).

Одной из составляющих эвритмии является развитие мелкой моторики. Известно, что уровень развития речи в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту то и речевое развитие движений пальцев отстает, то задерживается, и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Доказано, что речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память внимание и связная речь. Особенно успешно способствуют развитию моторики - пальчиковая гимнастика "Паутина", такие игры как: "В гости к пальчику", "Утро настало, солнышко встало" и т.д.

Многие врачи констатируют, что музыка способна подарить минуты чистой радости и здоровья. Музыкальная терапия смело входит в современную медицину. Многие знаменитые врачи (Авиценна, Парацельс, Шушарджан) отдавали должное целительным звукам. Поэтому на логоритмических занятиях уделяется большое значение слушанию, восприятию музыки, ведь это не только познание музыки, но и лечение ею (особенно произведениями Моцарта, Бетховена, Грига, Чайковского).

Огромное значение для детей с нарушением речи имеет вокальное исполнение песен, попевок, потешек. Именно по этому учим с детьми их на каждом занятии. Наблюдение показало, что пение развивает не только дикцию, но и является звукотерапией. Ведь еще на Древнем Востоке обратили внимание на целительное действие вокального звукоизвлечения (применяется при заболеваниях нервной системы, болезни органов дыхания и т.д.). Для развития правильного диафрагмального дыхания на занятиях используются специальные упражнения в положении лежа стоя сидя.

Немаловажное значение на логоритмических занятиях играет психогимнастика. Психогимнастика специальные этюды, упражнения и игры, направленные на коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Я использую "Психогимнастику" М.Чистяковой. В ее сборнике предлагаются упражнения и этюды для детей-дошкольников. У малышей в доступной форме с помощью этих упражнений развиваются мимика, жесты, пантомимика, выразительные движения, координация, коммуникативность и т.д.

Для достижения положительных результатов необходимо поддерживать тесную связь с логопедами, воспитателями. Чистоговорки, пальчиковые игры, некоторые сюжетные игры воспитатели используют на других занятиях в свободной деятельности детей. Песенный и танцевальный репертуар разучиваю на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является и наглядный материал иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, фланелеграф. Этот материал готовится вместе с воспитателями и детьми.

Одним из главных принципов достижения эффективности в работе является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных и психофизиологических возможностей.

В комплексе со всеми вышеизложенными методиками занятия логоритмикой дают положительный эффект для развития полноценной, гармонично развитой личности ребенка-логопата.