Тема урока: "Длина окружности"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (68 кБ)


Учебно-методическое обеспечение: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика-6, «Мнемозина» 2007.

Цели урока:

  • Выведение формулы длины окружности круга опытным путём, показать применение формул при решении задач;
  • Знакомство с числом π, расширение понятия множества чисел;
  • Прививать интерес к математике, развивать культуру вычисления, воспитывать аккуратность.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к работе.

Сегодня на уроке мы выведем формулы длины окружности, познакомимся с древнейшим числом π, будем учиться видеть красоту чертежей . А вы покажите аккуратность и точность пользования измерительными приборами. Для успешной работы нам с вами нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила округления десятичных дробей, выполнить умножения и деления десятичных дробей.

II. Актуализация опорных знаний

1. Вычислите:

52, r x r, (⅓)2, 62 (Слайд №1)

2,1 ×5

 

 0,7 ×15

 

 1,53÷10

0,6×0,3

 

 3,2 ×2,5

 

 0,64÷0,2

0,12×10

 

 9,6÷1,6

 

 2,2÷0,11

3,2 ×2,1

 

 3,5 ×2

 

 8,4÷100

2. Округлите число 3,14159265. Сформулируйте правило для округления десятичных дробей.

(Слайд №2)

а. до десятых;
б. до тысячных;
в. до сотых;
г. до десятых;
д. до целых.

3. а) Какая фигура изображена на рисунке 1? (Окружность - замкнутая линия, все точки которой равноудалены от одной точки.)

б) Как называется точка О? (Центр окружности.) (Слайд №3)

в)Чем является отрезок BD? (Диаметр.)

г) Что называется диаметром окружности? (Диаметр - это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.)

д) Назовите все радиусы, изображённые на рисунке 1.

е) Что называется радиусом окружности? (Радиус окружности - отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо точкой окружности.)

ж) Какая фигура изображена на рисунке 2?

з) Каким отрезком на чертеже изображена хорда?

и) Какой отрезок называется хордой?

к) Каким соотношением взаимосвязаны между собой диаметр и радиус окружности? (D = 2R)

III. Формулировка темы урока

1) Исследовательская работа

Приведите примеры, где в жизни мы встречаемся с формами, дающими представление об окружности? (Длина окружности, которую описывает конец стрелки Кремлёвских курантов, длина земного экватора, длина арены цирка и т.д.) Перед нами встала задача как измерить длину окружности, если сама окружность-кривая линия, а единицы измерения длины-отрезок.

Для проведения работы используются круги красного и жёлтого цвета разных диаметров, сделанные из плотного картона (два на одну парту), работу выполняют в парах. Рассмотрим два способа измерения длины окружности.

Способ 1. В тетради начертите прямую линию. Поставьте круг красного цвета ребром на лист бумаги, где начерчена прямая линия. Отметьте на прямой и на окружности точку их касания А. Затем плавно катите круг по прямой до тех пор, пока отмеченная точка А на окружности не окажется на прямой в точке В. Отрезок АВ тогда будет равен длине окружности. Тем самым мы измерим длину окружности.

(Слайд №4)

  • Измерьте длину окружности и запишите в таблицу.
  • Измерьте диаметр окружности и результат запишите в таблицу.
  • Найдите отношение длины окружности к диаметру, ответ округлите до сотых.

 

С

D

C ⁄D

Окружность красного цвета

 

 

 

Окружность жёлтого цвета

 

 

 

Способ 2. Возьмите второй круг (жёлтого цвета). Оберните круг верёвочкой по окружности так, чтобы конец верёвочки совпал с началом в одной и той же точке окружности. Затем растяните эту верёвочку и измерьте её длину. Длина верёвочки будет равна длине окружности.

1) Измерьте длину окружности и запишите в таблицу.

2) Измерьте диаметр окружности, и результат измерения запишите в таблицу.

3) Найдите отношение длины окружности к диаметру, ответ округлите до сотых.

- Какие результаты вы получили? (Близкие к 3.) А ведь окружности были различными и длину мы находили разными способами.

- Отношение длины окружности к её диаметру-величина постоянная. Она не зависит от диаметра окружности. Для обозначения используют греческую букву π.

(С ⁄D=π)

- Число π = 3,141592653589… - это бесконечная десятичная дробь.

2) Исторические сведения

Многие математики пытались доказать, что отношение С ⁄D есть число постоянное, не зависящее от размеров окружности, и найти более точное значение этого отношения. Впервые это удалось сделать древнегреческому математику Архимеду. Архимед установил, что отношение длины окружности к диаметру есть величина постоянная, и нашёл довольно точное значение этого отношения. Это отношение стали обозначать греческой буквой П- первой буквой греческого слова "периферия"-круг. Архимед родился в 287-м году до н. э. в Сиракузах (Сицилия) и на 75-м году своей жизни был убит римским воином при взятии римлянами города Сиракуз в 212 году до н. э. Во время осады Сиракуз римлянами Архимед руководил обороной города, изобрёл много различных механизмов, которые успешно использовались в этой обороне. Так, согласно легенде он с помощью системы зеркал поджигал подходящие к городу морские суда римлян. Но силы римлян превосходили силы горожан, и город был взят. В день взятия города Архимед сидел около своего дома и чертил на земле какие-то фигуры. Погружённый в свои расчёты, решал какую-то задачу, он не заметил, как ворвались в город римские войны, начавшие поголовное избиение жителей. И подбежавшего к нему воина он просил только об одном: «Не трогай моих чертежей». Гибель Архимеда так описывается в одном из стихотворений:

Он был, задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечён…
Над ним невежественный воин
Взмахнул разбойничьим мечом.

Чертил мыслитель с вдохновеньем,
Сдавил лишь сердце тяжкий груз:
«Ужель гореть моим твореньям
Среди развалин Сиракуз?»

И думал Архимед: «Поникну ль
Я головой на смех врагу?»
Рукою твёрдой взял он циркуль,
Провёл последнюю дугу.

Уж пыль клубится над дорогой,
То в рабство путь, в ярмо цепей.
«Убей меня, но лишь не трогай,
О, варвар, этих чертежей!»

Прошли столетий вереницы,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит!

3) Итак, вернёмся к полученной закономерности С ⁄D = π, тогда С = πD или С = 2πR, где С- длина окружности, R-радиус окружности, D-диаметр окружности.

IV. Закрепление изученного материала

№ 841 (1) , 849 (1) , 851

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: § 24, № 841(2), 849(2), 868.