Урок развития речи. Сказка-мозаика

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Научить писать сказку, используя все ее признаки.
  2. Расширять словарный запас школьников.
  3. Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи. Воспитывать вежливость, уважение к людям.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Встаньте, дети, обернитесь к зрителям, там сидят очень добрые люди. Они пришли к нам с добром. Поприветствуем их.

– С каким настроением вы пришли на урок? (Предположительный ответ учеников - с хорошим)

– Каким вы хотите, чтобы у нас получился урок? (Интересным, радостным, с трудностями)

– Послушаем стихотворение, которое прочитают ребята.

Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!

– О каком качестве говорилось в стихотворении? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

II. Актуализация знаний.

(Презентация)

– Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

– Добро …Доброта… Что же это такое? Прочитаем, как думают ваши одноклассники. (На слайде 1 – карточки с высказываниями детей.)

  • Доброта – это…
  • Доброта – это…
  • Доброта – это…

– А кто еще как думает?

– А давайте прочитаем высказывание нашего современника драматурга В. Розова.

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Слайд 2)

– Это человеческое качество ценилось во все времена. Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о добре. Прочитайте их. Как вы их понимаете?

– Я тоже подобрала пословицы. Прочитайте их и попробуйте найти к ним соответствующие картинки. Объясните свой выбор. (Слайд 3 с пословицами – появляются по одной)

  1. Без добрых дел нет доброго имени.
  2. Жизнь дана на добрые дела.
  3. Худо тому, кто добра не делает.
  4. Доброе дело дороже богатства.
  5. Красоту уносят годы, доброту не унесут.

– Найдите в пословицах однокоренные слова. Запишите их в тетрадь.

Добро, доброта, добрый.

– Подберите еще по три однокоренных слова. (Дети подбирают и записывают)

Добренький, добреть, добрее, добродушный, добросердечный, доброволец, добросовестный, добропорядочный, доброжелательный, добрососедский, добряк, добродетель.

– Кто может объяснить значение последнего слова? Давайте уточним значение слова в словаре. (Добродетель – положительное нравственное качество человека.)

– Обозначьте части речи. Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

– А как вы думаете, в словосочетании « добром прошу» какой частью речи будет являться слово « добром»? (Наречием.) А еще это слово может быть частицей. Например: Добро! Сделаю все, что ты просишь. (Слайд 4)

– Посмотрим на экран. (Слайд 5 с цветком «Добра», где в лепестках записаны однокоренные слова. Музыкальное сопровождение.)

– Чем похожи все эти слова? (Сложные.)

– Докажите (Два корня) Назови орфограмму. (Соединительная гласная «о».)

– Ребята, это цветок «добра». Подходит ли музыка для такого цветка, которую подобрали ребята? Послушаем другой фрагмент. А под эту музыку, какой цветок может появиться? (Цветок «Зла».) – Слайд 6. (Распределение частей.)

– Хотите заполнить этот цветок? Добро-зло, что это за слова? (Антонимы.) Где всегда «добро» противостоит «злу»? (В сказках.)

– Что такое сказка? (Выдуманная история, вымышленный рассказ, жанр русского фольклора.)

– Назовите признаки сказки. (В сказке есть троекратный повтор, волшебство, волшебные предметы, зачин, концовка со счастливым концом.)

III. Объявление темы урока.

– Как вы думаете, а зачем мы это вспомнили? Чем, по-вашему, мы будем сегодня заниматься на уроке? (Сочинять сказку.) О чем будет сказка? (О добре.)

IV. Физ. минутка.

– Послушаем музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Представьте себя на сказочной поляне, покажите без слов свое доброе отношение друг к другу, уважение, любовь.

(Слайд 7 – поляна цветов.)

V. Подготовительная работа.

– Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

– Узнали? Откуда эти строчки? (Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик».)

(Слайд 8 – цветик-семицветик.)

– Кто главная героиня сказки? Кому и как помогла девочка? Подумайте, куда бы вы потратили последний лепесток? Напишите свое доброе, волшебное желание для друзей и близких людей. (Ребята пишут на лепестке желание.)

– Прочитайте.

– Это ваш пропуск в сказку, которая будет называться «Три желания».

(Слайд 9) – тема урока

– Сегодня мы будем писать сказку по мотивам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

– В русских сказках любимые числа 9, 7, 3. Какой у вас будет цветок? (Трехцветик.)

– Кто будет героем сказки?

– Как будут звать вашу героиню?

– Давайте подумаем, как можно начать сказку? (В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были… Жила-была…)

– Что можно написать в заключении? В последней части должна заключаться мудрая мысль. Для этого можно подобрать пословицу.

– Ребята, а какое желание будет очень важным? (3-е) Оно будет характеризовать героиню.

– Сегодня вы будите работать в группах. Каждая группа обсуждает и записывает только одну часть. А когда вы напишите части и соберете их вместе, как собирают мозаику, у нас получится сказка. Сказка- мозаика.

VI. Составление плана.

– Что нам поможет написать сказку? (План.)

– Составим план. Как озаглавим первую часть? (Зачин)

– Вторая часть…(Основная) Сколько частей должно быть во второй части? (3) - Почему? (Три лепестка - три желания. Это будут три отдельные истории)

– Как озаглавим третью часть? (Концовка)

Слайд 10 – план

(Распределение частей.)

– Помните. Только надо знать одно: добро побеждает зло. Приступайте к работе.

VII. Запись сказки.

(Работа в группах)

VIII. Чтение сказки. Редактирование.

  1. – Мне очень интересно, что у вас получилось? Выберете представителя от каждой группы. Прочитайте свои части.
  2. – Что понравилось в сказке? Чтобы вам хотелось изменить?

IX. Домашнее задание.

– Дома вы запишите всю сказку, можете изменить какую либо часть на свое усмотрение. А кто-то, может захочет сделать коллаж на тему добра и зла.

X. Итог урока.

1. – Вам понравился урок? Что интересного было в уроке? Ребята, можно заставить человека быть добрым? Посмотрите на экран. (На слайде 11 два цветка – «добра» и «зла».)

– Какой знак можно поставить между цветами? (.>) А вы ничего не хотите сделать … (Убрать цветок «зла».) Так будет правильно. (Слайд 12 без цветка «зла».)

2. – Сколько звезд на небе, столько добрых дел на земле. Вспомните свои добрые за последний день, неделю. Запишите их на своем цветке.

– Теперь прикрепим цветы на доску. У нас получится поляна добрых дел.

(Слайд 13 – Спасибо.)